Основные экономические показатели деятельности предприятия
ООО ПСП "Энергострой" в своей деятельности использует основные производственные фонды материнской кампании ОАО "Трест Северовостокэнергострой" на правах аренды и на сегодня обеспечено строительной техникой, транспортными средствами, средствами малой механизации, оборудованием, помещениями для выпуска различной номенклатуры строительных материалов: бетона, раствора, железобетонных конструкций, изделий деревообрабатывающего производства, металлоизделий и конструкций; необходимыми стационарными складскими помещениями и подъездными путями; высококвалифицированными рабочими всех строительных специальностей, инженерно-техническими работниками, а также специалистами в области управления строительным производством для выполнения строительно-монтажных работ не менее 200 млн. рублей в год.
Помимо основного строительного производства ООО ПСП "Энергострой" получает ежегодный доход в объеме до 10 тыс. рублей от реализации продукции собственного производства: бетона, раствора, ж/бетонных изделий, продукции лесоперерабатывающего цеха, а также от оказания услуг автотранспорта и механизмов.
Но, в связи со старением основных производственных фондов, физическим износом оборудования мощности используются не в полном объеме. Кроме того, вследствие снижения объемов строительно-монтажных работ и малого количества заказов от внешних потребителей загруженность от фактического состояния оборудования составляет менее 50%.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за период с 2006 по 2008 годы приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные экономические показатели
Показатели | 2006 год | 2007 год | 2008 год | Отклонение, +/- | Темп прироста, % | ||||||||||||
2007 г. от 2006г. | 2008 г. от 2007г. | (2007 к 2006 гг.) | (2008 к 2007 гг.) | ||||||||||||||
Выручка от продаж (тыс. руб.) | -8589 | 185.9 | 97.2 | ||||||||||||||
Себестоимость товарной продукции (тыс. руб.) | -7093 | 185.1 | 97.6 | ||||||||||||||
Прибыль от основного виды деятельности (тыс.руб.) | 7 461 | 15 237 | 13 741 | -1496 | В 2 раза | 90,2 | |||||||||||
Прибыль от продаж (тыс. руб.) | 7 461 | 15 237 | 13 741 | -1496 | В 2 раза | 90,2 | |||||||||||
Прибыль до налогообложения (тыс. руб.) | 5 894 | 11 903 | 14 959 | В 2 раза | 125,7 | ||||||||||||
Чистая прибыль отчетного периода (тыс. руб.) | 8 020 | 10 140 | 187,5 | 126,4 | |||||||||||||
Затраты на оплату труда (тыс. руб.) | 49 020 | 75 565 | 82 389 | 154,2 | 109,1 | ||||||||||||
Среднесписочная численность работников (чел.) | -15 | +16 | 97,4 | 102,9 | |||||||||||||
Средняя величина внеоборотного капитала (тыс. руб.) | 5 769.5 | 95168.5 | 155687.5 | 164,9 | 163,6 | ||||||||||||
Средняя величина основных средств | 5 540.5 | 18 423 | 29 212 | 12882.5 | В 3 раза | 158,6 | |||||||||||
Средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.) | 85961.5 | 112071.5 | 155173.5 | 130,4 | 138,5 | ||||||||||||
Среднесписочная заработная плата (руб.) | 86.00 | 136.2 | 144.3 | 50.2 | 8.1 | 158,4 | 105,9 | ||||||||||
Фондоотдача | 30,3 | 16,9 | 10,4 | ||||||||||||||
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала | |||||||||||||||||
Рентабельность продаж ( % ) | 2,5 | 2,6 | 3,3 | ||||||||||||||
Проведенный анализ показывает, что валовая выручка предприятия в 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом с 167 674 тыс. руб. до 311710 тыс. руб., а к 2008 году выручка снизилась до 303 121 тыс.руб. Данные изменения произошли в связи с уменьшением количества заказов (рис. 1).
Рис. 1 – Выручка от продаж организации в 2006 – 2008 гг.
Из результатов анализа себестоимости товарной продукции видно, что по сравнению с 2006 годом в 2008 году себестоимость существенно повысилась с 160213 тыс. руб. до 289380 тыс. руб., но тем не менее не достигает уровня себестоимости в 2007 году, где она составляла 296473 тыс. руб. Такие изменения произошли в связи с изменением производства и реализации продукции (рис. 2).
Рис. 2 - Себестоимость товарной продукции
По данным анализа чистой прибыли видно, что на протяжении периоды с 2006 года по 2008 год чистая прибыль только возрастала с 4277 тыс. руб. до 10 140 тыс. руб., не зависимо от того, что количество заказов уменьшилось. Это происходит за счет понижения себестоимости продукции и увеличения стоимости (рис. 3).
Рис. 3 - Чистая прибыль отчетного периода
Среднесписочная численность работников сократилась на 9,7% в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 9,7 %, а заработная плата в связи с сокращением работников увеличилась. В 2008 году количество работников увеличилось на 10,2%,следовательно, и фонд заработной платы тоже повысился на 10,9% (рис. 4).
Рис. 4 - Среднесписочная численность работников
Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с каждого рубля действующего капитала. После анализа наблюдается сокращение фондоотдачи в 2008 году по сравнению с 2006 годом. Это говорит о том, что основные фонды используются не так эффективно, как хотелось бы (рис.5).
Рис. 5 - Фондоотдача
В 2007 году рентабельность увеличивается, точно так же и в 2008 году. Не смотря на то ,что выручка к 2008 году понизилась. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, насколько правильно субъект хозяйствования определил товарный ассортимент и товарную стратегию (рис. 6).
Рис. 6 - Рентабельность продаж
Из проведенного анализа видно, что за период с 2006 года по 2008 год объем производства нестабилен, хоть и понижается, но незначительно. Темпы роста себестоимости продукции выше темпов роста выручки. Это происходит в результате того, что повышение цен на приобретаемые материальные ресурсы опережает повышение цен на услуги и работы, выполняемые предприятием.
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность фирмы. В целом рентабельность крайне низка 3,3% на 2008 год, хотя и выше, по сравнению с 2006 годом, где она составляет 2,5. Для выхода из данной ситуации предприятию нужно увеличить прибыльность своей деятельности, для этого оптимизировав структуру затрат, найдя резервы для их снижения.
Наиболее актуальной проблемой является снижение прибыли к 2008 году на 9,7 % по сравнению с 2007 годом. Чтобы решить эту проблему необходимо, прежде всего, увеличить объем производства и продаж, либо снизить затраты. Снижение затрат на выпуск единицы продукции не только увеличит прибыль фирмы, но и даст важное преимущество перед конкурентами – возможность применения более низких или гибких цен.