Воспитатель организует игры с детьми.

«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».

Цель: продолжать учить выполнять движения в соответ­ствии с текстом.

Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?

«Раз, два, три быстрей осину найди».

♦Как называется это дерево? (Осина.)

♦Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)

♦Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)

♦Сколько стволов у осины?

♦Какого цвета листья?

Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.

Исследовательская деятельность

Собрать листья осины и березы для гербария.

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Приложить березовый листок к осиновому. Какой боль­ше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев за­пах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)

Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.)

♦ Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)

♦Почему не нужно срезать и ломать ветки?

♦Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)

♦Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)

♦А что можно делать с цветами? (Рассматривать, ню­хать, рисовать.)

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работаРазвитие движений.

Цели: воспитывать с помощью движений бережное отноше­ние к природе;

упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.

Наблюдение № 10

Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Трудовая деятельность

Уборка участка.

Цели:

— учить выполнению трудовых действий;

— приучать работать в коллективе.

Подвижная игра

«Лесные тропинки».

Цель: разнообразить движения в зависимости от усло­вий.

Индивидуальная работа

Общеразвивающие упражнения.

Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упраж­нениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.

Наблюдение № 11

Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

Загадка: Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха).

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: формировать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры «Северные олени».

Цели:

— формировать знания о северных оленях, их повадках;

— развивать умение передвигаться длинными прыжками.

«Лиса мышкует».

Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертывать­ся от ловишки.

Индивидуальная работа

Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Наблюдение № 12

Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

Наблюдение за пауком

Цели:

—продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;

— формировать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

— У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

Когда лапы на дорожке

Ходят — это мои ножки,

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы — это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки! И. Лопухина

Воспитатель загадывает детям загадки,предлагает отве­ть на вопросы.

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети? (Паук.)

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети ... (паучок).

♦Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)

♦Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)

♦Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)

♦На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жуч­ков.)

Пауки — хищники? (Да, они питаются другими насекомыми — мухами, комарами, жучками и

бабочками.)

♦Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.)

♦Где выводятся новорожденные паучки? (Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вы­лупляются новорожденные паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-паучиха кормит малы­шей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.)

♦Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины, ста­рых пней и засыпают до весны.)

♦Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.)

♦Из скольких частей состоит тело паука? (Из двух — го­ловогрудь и брюшко.)

Наши рекомендации