Игры с элементами соревнования, игры-эстафеты. Особенности их проведения с детьми старшего дошкольного возраста.

Эстафета – игра, в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику своей команды предмет (палочку, мяч, обруч), и старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд.

Проводятся со старшей группы. В средней группе включаются элементы соревновательного характера.

Виды эстафет:

- линейные (соревнующиеся стоят в параллельных колоннах);

- встречные (команда делится пополам и ее половины становятся в колоннах друг против друга);

- круговые (команды становятся по кругу).

Распределение на команды: может проводиться различными способами.

1. Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды.Активного участия в составлении команд играющие не принимают.

2. Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые – другую (недостаток данного способа в том, что команды не всегда получаются равными по силам).

3. Можно разделить играющих на команды путем расчета движущейся колонны (в колонну по два, по три), однако состав команд при этом бывает случайным и часто неравным по силам.

4. Используется и способ разделения команд по сговору. В этом случае игроки выбирают капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду. Этот способ очень любим детьми, поскольку он сам – своеобразная игра. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам среди играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не доводить выбор до конца, а разделить оставшихся путем расчета.

Правила игр-эстафет:

1. Количество игроков в команде (в том числе мальчиков и девочек) должно быть равное.

2. Впереди в колоннах стоят ребята меньшего роста, сзади – большего.

3. Забеги в командах выполняются строго по очереди, которую никто не пропускает.

4. Раньше времени выбегать за линию старта (принимать эстафету) не разрешается.

5. Заканчивает эстафету в команде всегда тот игрок, который ее начинал.

6. Независимо от окончания игры одной командой, она продолжается до тех пор, пока задания не выполнят все игроки.

7. Результат подводится по количеству завоеванных очков.

8. За ошибки в ходе игры могут начисляться штрафные очки.

9. При подведении итогов учитывается быстрота и качество выполняемого движения.

10. Побеждает команда, набравшая больше очков (не обязательно закончившая эстафету первой).

Методика включает в себя:

· Комплектование команд;

· Подготовка мест для игры;

· Объяснение правил;

· Контроль за выполнением правил;

· Подведение итога.

Игры-эстафеты проводятся со старшей группы. Движения, включенные в игру-эстафету, должны быть знакомы детям, эстафета должна быть интересна и посильна детям. Необходим тщательный подбор состава команд, примерно равного по силам. Это обеспечит справедливую оценку итогов состязаний, необходимый эмоциональный климат. Руководителю эстафет нужен помощник, который наблюдает за выполнением правил, замечает ошибки, ведет подсчет очков, поправляет по необходимости нарушенные препятствия.

Игры-эстафеты требуют правильного педагогического руководства ими и предполагают соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, метанием, бегом и т.д.), в которых он соревнуется. Этот принцип является основополагающим в играх-эстафетах.

Объясняя игры-эстафеты, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Проведение игр-эстафет требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей. Следует приучать детей относиться к соперникам с уважением.

Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

Интерес детей к данным играм повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья.

Руководя игрой, педагог осуществляет нравственное воспитание ребенка, формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу, взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности.

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои действия, проявил выдержку, быстроту, а затем анализирует причины нарушения правил.

Содержание игр-эстафет зависит от:

- возрастных особенностей и уровня подготовки играющих;

- размеров зала, площадки;

- времени года;

- наличия необходимого физкультурного оборудования.

При разметке и расстановке инвентаря нужно соблю­дать ряд правил с целью профилактики травматизма и для удобства участников:

1. если препятствие преодолевается прыжком в длину с разбега, то за ним следует оставлять свободное про­странство до 4—5 м;

2. в местах соскоков с препятствий уклады­вать маты (в залах) или предусмотреть ямы с песком или опилками (на площадках); в турпоходе (на лужайке) это может быть и мягкий грунт, покрытый «травой или ли­стьями;

3. высоту препятствий для перелезания, прыжков, соскоков в глубину, бега по узкой опоре и прочего регу­лировать с учетом возраста и подготовленности занимаю­щихся;

4. маты для акробатических кувырков расположить так, чтобы игроки

вынуждены были выполнять их не более чем с 2—3 шагов.

5. путь движения участников должен быть свободным от посторонних предметов, о которые участник может споткнуться;

6. планировать расстановку команд, интервал между участниками и пути передвижения так, чтобы полностью исключить возможность столкновений;

7. у сложного препятствия в ряде случаев целесооб­разно обеспечить страховку.

При занятиях с детьми дошкольного возраста в эстафеты не рекомендуется включать:

· акробатические кувырки вперед (можно боком);

· бег по узкому буму или перевернутой гимнастичес­кой скамейке (возможна быстрая ходьба с подстрахов­кой);

· лазание по канату (чаще соскальзывают и обжи­гают ладони

и бедра);

· бег до стены и ее касание (при неумении затормо­зить движение,

особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).

Наши рекомендации