Бернардинский костёл и монастырь
Содержание
· Введение
· Костёл Иоанна Крестителя
· Собор святого Юра
· Латинский собор
· Успенская церковь
· Бернардинский костёл и монастырь
· Львовский национальный университет имени Ивана Франко
· Доминиканский собор и монастырь
· Львовский национальный медицинский университет имени Данила Галицкого
· Львовский национальный академический театр оперы и балета им. С. А. Крушельницкой
· Церковь Святого Георгия Победоносца
· Костёл Святой Эльжбеты
Введение
Львов - один из богатейших городов Украины по количеству и значимости историко-архитектурных достопримечательностей. Всего их более 2000. Княжеская и средневековая часть города площадью 120 га в 1975 году объявлены Государственным историко-архитектурным заповедником. Ансамбль исторического центра Львова претендует на включение в перечень исторических городов ЮНЕСКО.
Самые древние памятники архитектуры г. Львова сосредоточены под Замковой горой. Церковь св. Николая (XIII ст.) была придворным храмом галицких князей. Костел св. Иоанна Крестителя (XIII ст.) построен для супруги князя Льва Констанции - дочери венгерского короля Белы. Обе святыни хотя и дошли до наших дней в несколько измененном виде, первоначально строились в древнерусском стиле.
Закрытое городское пространство окружали 2 ряда стен - высокая и низкая, ров с водой и насыпанный земляной вал. Высокая стена имела две въездных брамы (ворота) Галицкие и Краковские, две калитки - Босяцкую и Изуитскую, и 18 оборонных башен. Из оборонных сооружений города сохранились два арсенала для хранения оружия и амуниции - городской и королевской, пороховая башня и фрагменты высокой и низкой крепостных стен.
В центре города "в стенах" находится рынковая площадь - средоточие торговой и общественной жизни города. В средневековье здесь велась оживленная торговля, стояли каменные весы, столб наказания, был бассейн и для торговли рыбой. В центре площади во все времена стоял дом городской управы - Ратуша.
Большинство домов неоднократно перестраивалось на протяжении столетий - после пожаров или при смене хозяина. Каждый дом имеет свою интересную историю. Самые старые, дошедшие до нас в первоначальном виде - это ренессансные дома - "Черная каменица", "Дворец Корнякта".
Сорок пять домов на одной небольшой площади, сорок пять памятников архитектуры - это уникальный музей под открытым небом, наглядная история львовского зодчества.
К юго-западному углу площади Рынок примыкает Кафедральная площадь, где вздымается величественное строение латинского собора. Его строительство началось в ХIV веке и продолжалось более ста лет.
Особо впечатляет интерьер собора с стрельчатыми готическими арками, узкими окнами с витражами, богатой резьбой алтарей и фресковой росписью стен. На улице Армянской жили выходцы из Армении. Кроме жилых домов, они построили здесь церковь, начала которой уходят в ХIV век . В ее архитектуре объединены стили армянского и древнеукраиского зодчества. Рядом с церковью был дворец армянских архиепископов.
Расцвет строительства в предместье приходится на XVI - начало XVII cт. В это время строится чудесный ренессансный ансамбль на улице Русской - церковь Успения Богородиц, каплица (часовня) Трех Святителей и колокольня. Церковь и часовня образец объединения традиций западноевропейского ренессанса с приемами украинского зодчества. Колокольня Корнякта, которая свое название получила от фамилии фундатора стройки, самая красивая церковная башня во Львове.
Ансамбль Бернардинского монастыря - еще один образец ренессансной архитектуры Львова. Ансамбль построен за пределами городских фортификационных сооружений, поэтому имел свои оборонные схемы и въездные ворота с башней, фрагменты которых сохранились от современной улицы Лычаковской. В архитектуре Львова XVIII века стало господствовать барокко. Собор св. Юрия-змееборца, построенный на Святоюрской горе на месте давнего деревянного храма - величественный памятник архитектуры барокко. В колокольне находится самый старый памятник украинского литейного ремесла - звон, отлитый в 1341 г. мастером Яковом Скорою. В усыпальной крипте собора похоронены галицкий князь Ярослав Осмомысл, кардинал Сильвестр Сембратович, митрополит Адрей Шептицкий, Патриарх Иосиф Слипый и архиепископ Владимир Стернюк. Ансамбль собора св. Юрия является резиденцией Главы Украинской Греко-Католической Церкви.
Доминиканский собор строился почти одновременно с собором св. Юрия. Это сооружение в стиле позднего барокко с богато декорированным скульптурой главным фасадом. Ценной деталью в его интерьере является мраморное надгробие, с резьбой по мрамору.
"Австрийский период" в архитектуре Львова отмечен расширением города за пределы оборонной фортификации, формированием новых городских кварталов вдоль давних трактов, интенсивным строительством общественных и административных зданий. Средневековые валы разравнивают, на их месте появляются бульвары и скверы. Ярко представляет этот период здание театра оперы и балета, построенное в 1897-1900 г.г. З. Горголевским. Талантливый архитектор осуществил смелый замысел, построил монументальное здание рядом с упрятанным под землю руслом реки Полтвы, чем завершил перспективу вновь созданного проспекта. Украшением театра является чудесный занавес кисти Г. Семирадского - "Парнас".
Начало XX века в архитектуре Львова характерно появлением домов в стиле модерн. Во Львове, кроме традиционного европейского, был также создан национальный модерн. Дом страхового товарищества "Днестер", дом санатория Красного креста, здание Народного Дома - чудесные образцы украинского модерна.
Архитектурный ансамбль Львова - это образец совершенного совмещения застройки разных столетий и стилей, строительных и художественных влияний разных культур и народов. Сохранение исторической планировочной структуры, ландшафта, памятников архитектуры, монументального и прикладного искусства создало неповторимый город - памятник, каким является сегодняшний Львов.
Костёл Иоанна Крестителя
Костёл Иоа́нна Крести́теля — один из старейших архитектурных памятников Львова.
Расположен на площади Старый Рынок, 3. По одной из версий храм был построен в 1250 или 1270 князем Львом Даниловичем для своей супруги Констанции, дочери венгерского короля Белы IV. По архивным данным костёл появился не ранее середины XIV века. Исследования выявили под наслоениями штукатурки готическую, так называемую крестовую кладку, характерную для XIV—XV веков. Костёл некоторое время принадлежал католическому ордену монахов-доминиканцев, затем армянам-униатам.
Сначала костёл был однонефным, 6 на 8 метров с гранёной апсидой. Архитектура здания изменена многочисленными перестройками. В XVII—XVIII веке к нему пристроили боковые часовни, которые придали плану крестообразную форму. В 1800 году произошёл пожар, и до 1836 храм пустовал. В 1887 проведена новая реставрация, и архитектор Юлиан Захаревич придал храму неороманский стиль. Подворье окружено кирпичной оградой с трёхарочной колокольней.
В конце 1980-х гг силами Львовского филиала института «Укрзападпроектреставрация» проведена реконструкция здания. В процессе исследований реставраторы восстановили первоначальный вид каменного храма. В частности, было обнаружено много элементов готики, что дало основание некоторым авторам говорить о готическом характере сооружения. В ходе реконструкции сохранен неороманский передний фасад храма, спроектированный Захаревичем, а остальным сооружениям «возвращен первоначальный вид». Неороманский забор храма заменили современным.
В костёле Иоанна Крестителя ныне размещается Музей древнейших памятников Львова (отделением Львовской галереи искусств). Решение о создании приняты на основании археологических исследований, в результате которых выявлено, что на этом месте существовало славянское поселение ещё задолго до основания Львова. В экспозиции музея представлены археологические находки, образцы изобразительного искусства, церковные реликвии и исторические документы, которые дают представление о культуре, ремеслах и быте населения во времена создания и становление Львова. Ценнейшим экспонатом музея является икона середины XIV века «Львовская Богородица».
Собор святого Юра
Собор Святого Юра — главный грекокатолический собор Львова, главная святыня УГКЦ. На его территории долгое время находилась резиденция митрополитов Украинской грекокатолической церкви. Расположена на площади Св. Юра, 5.
Первый храм находился на горе, впоследствии названной Святоюрской, ещё в княжеские времена. Православная деревянная церковь и оборонный монастырь были построены при князе Льве Даниловиче около 1280. После уничтожения обоих сооружений польским королём Казимиром III (1340) на этом месте был возведен в 1363—1437 новый православный храм, каменная трёхапсидная церковь-базилика в византийском стиле.
Святоюрский собор был сооружён в 1744—1770 гг., классический образец архитектуры периода барокко. Строительство было начато в 1744 г. по проекту Бернарда Меретина, после смерти которого работами руководил С. Фесингер (до 1764). Отделочные работы закончены в 1772 г. На фасаде находятся скульптуры работы Пинзеля; интерьер украсили скульпторы С. Фесингер и М. Филевич, художники Л. Долинский и Ю. Радивиловский.
Напротив собора находятся палаты грекокатолического митрополита (1772, архитектор К. Фесингер). Вокруг палат находятся капитульные дома (XIX в.) и изгородь с двумя воротами (1765). Во дворе построена колокольня (1865). К комплексу примыкает сад собора Святого Юра.
Со времени своей постройки храм принадлежал униатскому ордену василиан, а в 1816 году здесь разместился грекокатолический архиепископ. В 1946 собор был передан Русской православной церкви. В 1990 был возвращён УГКЦ. В апреле 1991 сюда вернулся глава УГКЦ кардинал Мирослав-Иоанн Любачивский. В августе-сентябре 1992 г. в храме похоронены останки патриарха Иосифа Слипого (1892—1984), в крипте собора рядом с гробницами митрополитов Андрея Шептицкого (1865—1944) и Сильвестра Сембратовича (1836—1898). Ранее на территории первой церкви на Святоюрской горе были захоронены останки князя Ярослава Осмомысла.
Латинский собор
Лати́нский собо́р (Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии, польск. Bazylika Archikatedralna pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny; Katedrą Łacińską, укр. Архикатедральна базиліка Успіння Пресвятої Діви Марії; Латинська катедра; Латинський катедральний собор) — католический собор во Львове (Украина). Кафедральный собор Львовского архидиоцеза, имеет почётный статус «малой базилики». Памятник архитектуры. Находится на площади Кафедральной. Единственный памятник во Львове, значительно сохранивший черты первоначального готического облика. 25 июня 2001 года храм посетил Папа Римский Иоанн Павел II.
Латинский кафедральный собор был основан на месте православной Успенской церкви, перенесенной на Русскую улицу. Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П. Штехер в 1360 году, продолжали работы И. Гром и А. Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер.
В 1672 году после осады Львова турками на стене храма повесили турецкие пушечные ядра.
В 1760—1778 годах велись реставрационные работы проведенные по проекту и под руководством львовского зодчего П. Полейовского, который значительно изменил внешний вид здания, придав ему популярные тогда формы архитектуры барокко; были снесены многочисленные часовни, окружавшие храм. В 1772 году в знак протеста против оккупации Галиции Австрией львовяне замуровали парадный готический вход собора.[1]
В 1892—1930 годах с перерывами велись реставрационные работы с целью вернуть памятнику первоначальный готический облик (архитектор М. Ковальчук, профессоры В. Садловский и Т. Обминский).
В 1910 году на стене собора установили мемориальную доску в честь 500-летия битвы под Грюнвальдом, где объединённые войска славянских народов нанесли поражение Тевтонскому ордену. В 1941 году доску уничтожили гитлеровцы.
Собор выполнен из камня, трехнефный, зального типа, с вытянутой гранёной апсидой. Памятник имеет 67 метров в длину и 23 метра в ширину. Основное пространство близко по объёму к кубу, но вокруг собора было пристроено множеством часовен, из-за чего его объём имеет более сложную конфигурацию. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.
На площади вокруг римокатолического Кафедрального костёла долгое время хоронили умерших. Только в 1765 году все погребения, кроме часовни Боимов, а также надгробия и склепы были снесены с площади, а дальнейшие захоронения на ней — запрещены. Остался ряд часовен XVI, XVII и XVIII веков, которые были пристроены к основному объёму Латинского собора:
· часовня Милевских, так же называемая часовней архиепископа Юзефа Бильчевского. Построена в XVI веке, изменена в стиле модернизма в 1904 году;
· часовня Богоматери Ченстоховской с мраморным надгробием коменданта Львова павла Гродзицкого (умер в 1634 году);
· часовня Распятия, в стиле рококо, XVIII век, с реликвиями Якуба Стрепы, архиепископа львовско-люблинского (умер в 1411 году);
· часовня Замойских с двумя алебастровыми склепами архиепископов Яна Замойского (умер в 1614 году) и Яна Тарновского (умер в 1669 году);
· часовня Бучацких с копией картины Петера Пауля Рубенса и образом «Сын марнотратный» в манере Луки Джордано;
· часовня Наисвятейшего сакрамента, в стиле рококо, XVIII век, с фресками Станислава Строинского;
· часовня Богоматери;
· часовня Кампианов, самая известная из часовен Латинского собора.
В Латинском соборе были захоронены также польские воины, павшие в многочисленных войнах, которые вело Польское государство. Сюда с войны против молдавского господаря Богдана в 1450 году привезли тела русского воеводы Петра Одровонжа, Миколая Поравы, Михала Бучанского и командиров львовских добровольцев Януша и Адама Замхов. Здесь же были похоронены погибшие в 1506 году в битве против татар Щенсны и Гжегож Струси; погибшие в битве под Сокалем 2 августа 1519 года представители знатнейших фамилий: Гербурты, Боратинские, Фредры.
Успенская церковь
Анса́мбль Успе́нской це́ркви во Львове (укр. Успенська (Волоська) церква у Львові) — памятник ренессансной архитектуры (XVI—XVII век), расположенный на ул. Подвальной, 9.
Вокруг него сплачивалась православная община города. В середине XVI века здесь возникло Успенское братство, при котором действовали типография и школа. В церкви находится изображение российского двуглавого орла, как память о пожертвовании значительных средств на строительство церкви, сделанные русским царем Федором Иоанновичем в 1592 г.
В ансамбль входят несколько памятников. Интерьер Успенской церкви украшен живописью XVII—XVIII веков, здесь находится иконостас 1773 года, на окнах — витражи П. Холодного (1920-е и 1930-е). Часовня Трёх Святителей, соединенная с Успенской церковью в середине XIX века. Колокольня сооружена на средства К. Корнякта, высота памятника 65 м. Церковь принадлежит общине УАПЦ.
Структура церкви выдержана в стиле итальянского ренессанса. Стены расчленены пилястрами с арками окон и плоской резьбой на метопах, резными косяками северных и южных дверей, а на парусах вверху вырезаны гербы жертвователей; резьбу выполнили львовские мастера Константин и Яков Кульчицкие.
Успенская церковь в плане представляет собой трехнефную базилику, удлиненную вдоль ул. Русской, с полукруглой апсидой, выступающей в сторону ул. Подвальной. Храм венчают три купола с фонарями; центральный купол покоится на подпружных арках, поддерживаемых четырьмя тосканскими колоннами. В такой планировочно-объемной структуре прослеживается слияние западной ренессансной и украинской строительных традиций. Первая проявилась в базиликального плане и архитектурном декоре, вторая — в традиционных купольных завершениях. Снаружи стены согласно внутренней планировке расчленены тосканскими пилястрами на симметричные плоскости, в которых прорезаны оконные проёмы с архивольтами. Фасад завершён развитым антаблементом, компонентом которого является дорийский фриз с метопами, триглифами и розетами. В полях метоп размещены рельефные, резные в камне композиции на библейские и евангельские темы.
В интерьере храма, состоящего из трех пространственных объемов — бабинца, главного нефа и алтарной части, основную эстетическую роль играет материал — белый тёсаный камень при лаконичной архитектурной пластике колонн, арок, пилястров. Центральный купол, основой которого служит дорический фриз, украшен кессонами с розетками. В его парусах помещены резные в камне гербы жертвователей, которые давали средства на строительство храма. Основой двух других куполов — в женской и алтарной части, служит дорийский фриз с метопами и триглифами. Стены, как и снаружи, расчленены пилястрами, а архитектурное решение интерьера обогащают два марша лестницы, ведущие на боковые галереи при северной и южной стенах. Свет в церковь попадает через высокие окна, украшенные витражами львовского художника первой трети XX века Петра Холодного.
В церкви сохранились памятники искусства XVII—XVIII веков. Самые ценные из них — иконы страстного цикла, оставшиеся от первоначального Успенского иконостаса 1630—1638, выполненного львовскими художниками Федором Сеньковичем, 1630 (сгорел) и Николаем Петрахновичем, 1638 (теперь в церкви с. Большие Грибовичи около Львова), который в 19 в. был заменен иконостасом М. Яблонского. Из двадцати икон, смонтированных в диптих, три принадлежат кисти Ф. Сеньковича («Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад» и «Воскрешение Лазаря»), четырнадцать — М. Петрахновича, остальные происходят из второй половины XVIII в. Сам иконостас находится в с. Грибовичи около Львова, куда он продан в 1767. На стенах остались образцы станковой живописи XVII в.
В 1779 церковь была повреждена пожаром. Ее отстроили в 1796. При этом изменения претерпели крыша и центральный купол. В 1965—1973 были проведены ремонтно-реставрационные работы.
Позже была построена часовня Трёх Святителей (освящена в 1591 году). Она простой конструкции: прямоугольник с тремя куполами, завершенными фонарями. Портал, украшенный рельефным орнаментом из виноградной лозы, принадлежит к архитектурным шедеврам Львова. Постройку часовни приписывают П. Красовскому.
Бернардинский костёл и монастырь
Бернардинский костёл и монастырь — памятник истории и архитектуры во Львове (Украина), находится на площади Соборной, 1-3). Ныне здания монастыря принадлежат Львовскому государственному историческому архиву, а здание костёла — грекокатолической церкви.
Оборонный монастырь
Главное сооружение бернардинского монастыря занимает треугольный участок, основанием которого был городской вал между Галицкими воротами и Королевским бастионом, а вершиной — мощный бастион, называвшийся Бернардинским. Монастырь был самостоятельным укреплённым пунктом, окружённым, рвом и валом, которые были увязаны с кольцом городских стен.
Деревянные сооружения монастыря XV в., который неоднократно горел и восстанавливался, на протяжении XVII—XVIII веках были заменены каменными. В 1600—1630 годах был построен костёл Святого Андрея, одновременно рядом с ним возводилось здание келий. Монастырь окружили мощными каменными стенами с бойницами и башней с Глинянскими воротами. К ним примыкают хозяйственные постройки — кузница, конюшня и другие. К оборонной стене пристроили башню-колокольню.
На площади перед костёлом находится декоративная колонна и к югу от костёла — ротонда над колодцем. Памятник неоднократно реставрировался, последние работы велись в 1960—1970 гг. Это один из лучших львовских ансамблей XVII—XVIII вв., сочетающий черты архитектуры ренессанса с приходящим к нему на смену маньеризмом.
Костёл Святого Андрея и колокольня
Бернардинский костёл начали возводить в 1600 г., в основном закончили к 1620 г., но отделочные работы продолжались до 1630 г. Хроники называют автором замысла монаха Б. Авелида, а строителями — Павел Римлянин и Амброзий Благосклонный. Завершал строительство А. Бемер из Вроцлава. Он возвёл башню, примыкающую к северовосточному углу здания, и выполнил завершение фасадов. Костёл возведён из тёсаного камня в виде трёхнефной базилики с вытянутым хором с гранёной апсидой. Нижний ярус фасада решён в традициях ренессанса. Членение главного фасада чётко выявляет трёхнефную композицию храма. В тех же строгих чётких формах, присущих творческому почерку П. Римлянина, выдержаны боковые стены и апсида. С ними резко диссонирует усложнённый щит-фронтон главного фасада, близкий немецко-фламандскому варианту маньеризма. Отделка интерьера, созданная в XVIII в., отличается декоративностью форм. Настенные росписи выполнены Б. Мазуркевичем с помощниками В. Бортницким, П. Волянским и Н. Сорочинским в 1738—1740 гг. Резные скамьи (1640—1641 гг.) резца Павла из Быдгощи не сохранились, но в начале XX в. была сделана их точная копия. Здание реставрировано в 1970-х годах.
Кельи возводились одновременно с костёлом вплотную к его северной стене. Здание кирпичное, оштукатуренное, сложное в плане, с квадратным внутренним двориком, трёх-, а частично четырёхэтажное. Крылья укреплены контрфорсами. Внутренняя планировка коридорная, перекрытия сводчатые, крестовые. В декабре 2007 года в здании келий найдена стенопись ориентировочно рубежа XVII-XVIII веков — единственную келейную роспись на территории Украины.
Колокольня бернардинского костёла, 1733—1734 гг. пристроена к старой оборонной стене с юга от костёла.
Ротонда и колонна
Ротонда над колодцем, 1761 года представляет собой открытую арочную беседку, увенчанную куполом с фигурой. В куполе сохранилась роспись. Памятник реставрирован в 1970-х годах. Памятная колонна, 1736 года установлена перед костёлом. Декоративная колонна с композитной капителью установлена на двухъярусном ступенчатом пьедестале, завершена ещё одной капителью, увенчанной вазой. Вазами акцентированы выступающие углы пьедестала.
Интерьер собора