Лекция № 11. Перспективы социально-экономического развития территории
Стратегические цели градостроительства связаны с интересами государства, устройство городов служит интересам местного населения, отдельные объекты — интересам физических и юридических лиц. Очевидно, что эти интересы различны и что строительные проекты различных масштабов нужно координировать между собой. Для координации необходимо объективное видение проблем и системное представление задач градостроительной деятельности. Перспективы социально-экономического развития территории определяются в ходе предпроектных исследований и опросов населения. Однако для исследователей важно аналитическое моделирование социального заказа. Системно представить интересы населения можно на основе прогноза потребностей основных социальных групп (постоянное население, приезжие, туристы, бизнесмены и предприниматели, риэлторы и инвесторы) по пяти направлениям градостроительной политики.
Прогнозировать интересы различных групп населения важно еще до начала социологических исследований, далее путем работы с населением уточняется социальный заказ и конкретизируются задачи градостроительной деятельности.
На Западе идея приватизации государственной собственности и внедрение рыночных механизмов в процесс управления развитием городов были поддержаны политиками правого толка, которые пришли к власти в конце 1970 гг. (М. Тетчер в Великобритании и Р. Рейган в США).
Усиление рыночных механизмов в США происходило на фоне сокращения специальных федеральных фондов, из которых раньше проходило финансирование таких градостроительных программ как Квартал-Соседство.
Одновременно городским «локомотивам роста» (владельцам собственности и предпринимателям, которые заинтересованы в росте города и, соответственно, в росте ренты) были даны большие полномочия.
Усиление рыночных механизмов в Великобритании происходило в обратном направлении. Традиционно местные органы власти решали вопросы социального обеспечения, а центральное правительство контролировало экономический рост. Правительство Тетчер резко уменьшило права и финансовые возможности муниципальных органов, а вместо этого были созданы местные «Корпорации городского развития» — независимые коммерческие структуры, свободные в выборе тактики реализации утвержденных планов. Такое решение привело к необычайной концентрации власти в руках центрального правительства.
Так же как в Великобритании, Италии, Испании, США «экономическая мобилизация» местных органов власти произошла и во Франции, однако это не привело пока к «дикой» конкуренции между муниципалитетами за привлечение инвестиций во многом благодаря сильным традициям центрального управления. Исторически Франция имела самое централизованное правительство. Там более, чем где-либо, контроль над программами градостроительного развития был передан в руки профессиональной сообщества, не зависимых от политических перестановок в правительстве. Безусловным успехом такой организации была переориентация роста объемов строительства из Парижа в города-спутники. Однако в 1980 гг., под давлением социалистов, местные органы власти получили возможность контролировать строительство и кредитовать бизнес.
Согласно английскому законодательству, любые предложения по развитию города должны быть опубликованы в местной прессе, а далее даются 20 дней для их обжалования. Членам общественных организаций и частным лицам предоставляется возможность выразить свои пожелания относительно намечаемого строительства на начальных стадиях формирования структурных и локальных планов. Местные власти обязаны обеспечить публичное освещение предложений. При разработке структурных планов некоторые вопросы могут быть вынесены на общественное обсуждение или может быть применено анкетирование населения. Если конкретные предложения существенно отличаются от намеченных планов, они должны быть обнародованы, в том числе и любые заявки на использование исторических зданий или строительство в охранных зонах.
Высокую оценку заслуживает практика городского планирования и контроля в таких городах Западного побережья США, как Сиэтл, Портланд, Сан-Франциско, Юджин и Сан-Диего. Эти города характеризуются значительными успехами в выработке градостроительной политики с участием населения и делегирования архитектурного контроля на местный уровень.
Наблюдается не просто тенденция оповещения и превентивного информирования населения о планах администрации, но с помощью населения даже определяются основные планировочные принципы и задачи градостроительных решений. Такой подход облегчает дорогу частным инвестициям и обеспечивает политическую поддержку градостроительным планам.
Пример: участие населения в планировании на примере г.Портланда, США
Город Портланд обладает одним из самых социально-ориентированных муниципалитетов, который на протяжении вот уже 25 лет активно сотрудничает с районными властями и деловыми кругами в ходе подготовки планов развития. Городской отдел планирования намерен 70% своего бюджета тратить на консультации с общественностью. Такие затраты помогают обеспечить взаимопонимание и создают надежную основу для планирования.