После выполнения выше указанных операций приступаем к построению продольного геологического разреза вдоль плавной линии трассы
Место расположения портала определяется с помощью шаблона.
Таким образом, общая длина тоннеля составила Lт = 4360 м.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТОННЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Тоннельная обделка - конструкция, предназначенная для постоянного закрепления контура тоннельной выработки (стабилизации деформаций контура), восприятия горного давления и предотвращения неорганизованного проникновения в тоннель подземных вод, а также для защиты примыкающего к тоннелю грунтового массива от выветривания. Обделки должны удовлетворять эксплуатационным, строительным и экономическим требованиям.
Эксплуатационные требования выражаются в необходимости соблюдения габаритных размеров внутреннего очертания тоннеля, чтобы за пределами габарита приближения строений разместилось осветительное, регулировочное, сигнальное оборудование, вентиляционные каналы, водоотводные устройства, инженерные конструкции и т.д. Используемые строительные материалы должны обеспечивать долговечность эксплуатации тоннелей.
Строительные требования определяются технологичностью возведения обделки в разнообразных инженерно-геологических условиях, а также соображениями целесообразности формы поперечного сечения с точки зрения рациональной статической работы обделки. С этой целью внутреннее очертание и размеры монолитной обделки целесообразно сохранять неизмененными по всей длине тоннеля, чтобы не менять горнопроходческое оборудование и комплект опалубки. Однако на участках резкого изменения устойчивости пород (тектонических нарушений) приходится изменять форму поперечного сечения и технологию ведения горнопроходческих работ. Целесообразна стандартизация поперечных сечений железнодорожных и автодорожных тоннелей. Необходимо также предусматривать мероприятия для исключения проникания подземных вод в тоннели, особенно агрессивных, вызывающих разрушение самого материала конструкции.
Экономические требования учитываются при выборе формы и размеров поперечного сечения тоннельной выработки, материала обделки и технологии строительства тоннеля. Необходимо, чтобы площадь пространства между габаритом приближения строений и внутренним контуром обделки была минимальной, однако обеспечивала возможность расположения в нем эксплуатационных обустройств. При выборе конструктивно-технологических решений необходимо стремиться к тому, чтобы площадь сечения выработки и расход материалов на устройство обделки были минимальными. В связи с этим весьма экономичными являются многослойные конструкции обделок с применением набрызгбетона.
2.1. Габариты
Основой для построения внутреннего очертания тоннельной обделки является габарит приближения строений. Для железнодорожных горных тоннелей используется габарит С по ГОСТ 9238-83, принятый как основной на сети дорог колеи 1520 мм.
Рис. 2.1.1. Габарит приближения строений железнодорожных тоннелей по ГОСТ 9238-83 на прямой (а) и кривой R=1200 м (в)
R, м | ∆1 | ∆2 | ∆3 | ∆4 | ∆5 | ∆6 |
200-1500 |
На кривых участках пути габарит приближения строений однопутных тоннелей должен быть увеличен с учетом выноса концов и середины стандартного вагона с базой 1,7 м и длиной кузова 24 м от оси пути и его наклона, обусловленного возвышением наружного рельса. Величина этого возвышения h зависит от скорости движения, допускаемой на кривой данного радиуса:
h = = =31,76 , мм
где – Vcp средневзвешенная скорость в месте расположения кривой, км/ч;