Состав земель земельного фонда и зоны по природным условиям
Земельный фонд Республики Казахстан
1. Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым
назначением подразделяется на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских
населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного
несельскохозяйственного назначения;
4) земли особо охраняемых природных территорий, земли
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в
соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой
режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной
категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием
земель (территории).
3. На территории Республики Казахстан по природным условиям
выделяются следующие зоны:
1) лесостепная;
2) степная;
3) сухостепная;
4) полупустынная;
5) пустынная;
6) предгорно-пустынно-степная;
7) субтропическая пустынная;
8) субтропическо-предгорно-пустынная;
9) среднеазиатская горная;
10) южно-сибирская горная.
71. Правовой режим земель дендрологических, зоологических парков и ботанических садов - относятся к особо охраняемым природным территориям со статусом природоохранного и научно - исследовательского учреждений и дифференцированными по зонам режимами охраны, предназначенная для охраны, воспроизводства и использования животного и растительного мира, древесных и кустарниковых пород. Предоставляются в установленном порядке в постоянное пользование, без изъятия их у собственников и пользователей ЗУ. Собственник или пользователь обязан обеспечить право ограниченного целевого использования ЗУ, на котором находится государственный природный заказник. Запрещается любая деятельность, если она угрожает сохранению объектов государственного природно - заповедного фонда или ухудшает их воспроизводство. Могут использоваться в установленном порядке в научных, культурно - просветительных, учебных и ограниченных хозяйственных целях. Собственники и пользователи могут осуществлять хозяйственную деятельность в гос. природных заказниках с соблюдением установленных ограничений.
73/112 . Базовые ставки платы за земельные участки и кадастровая (оценочная) стоимость земельного участка.Базовая ставка платы - нормативная цена земельного участка для определения его кадастровой (оценочной) стоимости при предоставлении государством права частной собственности на земельный участок или продаже права временного возмездного землепользования Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размер платы за продажу права аренды устанавливаются Правительством РК. При этом ставки платы за пользование земельными участками устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога. Плата за продажу права аренды устанавливается дифференцированно от кадастровой (оценочной) стоимости конкретного земельного участка. Кадастровая (оценочная) стоимость конкретного земельного участка определяется специализированными гос. предприятиями, ведущими гос.земельный кадастр, в соответствии с базовыми ставками платы за земельные участки, предоставляемые на возмездной основе в частную собственность или в аренду государством, с применением к ним поправочных (повышающих или понижающих) коэффициентов и оформляется актом определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, утверждаемым уполномоченным органом по земельным отношениям в пределах компетенции местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по предоставлению земельных участков. Базовые ставки платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность в населенных пунктах расположенных в пригородной зоне городов Астаны, республиканского значения, областных центров и курортной зоне, увеличиваются в два раза. Кадастровая стоимость дополнительных земельных участков, предоставляемых гражданам РК в частную собственность для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства сверх установленных норм бесплатной передачи, определяется исходя из базовых ставок платы за земельные участки сельских населенных пунктов, наиболее близко расположенных к оцениваемым участкам. По земельным участкам, расположенным за пределами черты населенных пунктов, предоставленным гр. и негос. Юр. лицам под застройку или застроенным зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений и сооружений) в соответствии с их назначением, кадастровая (оценочная) стоимость определяется исходя из размера десяти процентов от базовых ставок платы за земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для указанных целей в городах областного значения. При определении кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков, ., применяются поправочные коэффициенты за удаленность этих участков от центров сферы обслуживания в соответствии с подпунктом.
76. Права и обязанности собственников земельных участков и землепользователей при использовании земельных участков.Права: Сам. хозяйствовать на земле, используя ее в целях, вытекаюших из назначения ЗУ.Собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на посе-вы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, с/х и иную продукцию, полученную, и доходы от ее реализации. На использование в установленном порядке без намерения последующего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющихся на ЗУ песка, глины, гравия, и других, общераспространенных ископаемых, торфа и т.д. На возмещения убытков в полном объеме при изъятии (выкупе) земельного участка для гос. надобностей. Возводить на праве собственности, хоз.ведения, опер.управления, производственные, бытовые и иные здания в соответствии с целевым использованием земель. Проводить оросительные, осушительные работы, строить пруды и иные водое-мы в соответствии с уст.требованиямиСодержание земельных правоотношений составляют взаимосвязанные между собой права и обязанности, определяющие поведение субъектов земельных отношений. В системе прав и обязанностей, составляющих содержание земельных правоотношений, по своей совокупности и регулятивной значимости особое место занимают права и обязанности собственников и землепользователей, являющихся ключевыми субъектами ЗП.Обязанности: Использовать землю в соответствии с ее целевым назначением. Применять технологии производства, соответствующие санитарным и экологическим требованиям, не допускать причинения вреда здоровью населения и окружающей среде, ухудшения санитарно-эпидемиологической, радиационной экологической обстановки в результате осуществления ими хозяйственной и иной деятельности. Осуществлять мероприятия по охране земель. Своевременно вносить земельный налог, плату за пользования ЗУ.Соблюдать порядок пользования животным миром, лесными, водными и другими ресурсами. Обеспечивать охрану памятников истории, архитектуры, археологического наследия и других расположенных на ЗУ объектов. Соблюдать строительные, экологические, санитарно-гигиенические требования. Своевременно предоставлять информацию о состоянии и использовании земель, не нарушать прав других собственников и землепользователейне допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятие плодородного слоя с целью продажи обеспечивать предоставления сервитутов в ЗК.
77. Правовой режим пригородной (зеленой) зоны городов.Земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию. В пригородной зоне осуществляется зонирование территории с выделением зон интенсивного развития пригородного с.х производства, особого градостроительного регулирования (резервных территорий для развития города, необходимых для нормального функционирования инженерной и транспортной инфраструктур), зеленых зон, занятых лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющихся местом отдыха населения. Размеры и границы устанавливаются и изменяются по утвержденным генеральные планы этих городов, по совместному предложению государственных органов землеустройства, архитектуры и градостроительства. Не влечет за собой прекращения права собственности и права землепользования этими землями. При проектировании и строительстве любых хозяйственных и иных объектов должен строго соблюдаться принцип "целевого использования земель", который закреплен в земельном законодательстве Казахстана и законе "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".
79. Порядок предоставления права на земельный участок.Предоставление права на ЗУ из земель, находящихся в государственной собственности, производится в следующей последовательности: 1) возбуждение ходатайства о предоставлении соответствующего права на земельный участок;2) определение возможности удовлетворения заявленного ходатайства (предварительный выбор земельного участка); 3) разработка и утверждение землеустроительного проекта;4) принятие решения местного исполнительного органа области, района, акима города и т.д., а на территории специальной экономической зоны местными исполнительными органами соответствующей административно-территориальной единицы или администрацией специальной экономической зоны, в пределах их компетенции;5) установление границ земельного участка на местности;6) изготовление и выдача документов, удостоверяющих право на земельный участок;7) государственная регистрация права на земельный участок. Заявление о предоставлении права на земельный участок рассматривается в срок до двух месяцев с момента его поступления, а для субъектов малого предпринимательства в трехнедельный срок. В указанный срок не входит период составления землеустроительного проекта, подготавливаемого в соответствии с п.З статьи 44 Земельного Кодекса.Идентификационными документами на земельный участок, выдаваемыми уполномоченными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), являются: при частной собственности на земельный участок - акг на право частной собственности на земельный участок; при постоянном землепользовании - акт на право постоянного землепользования; при временном возмездном землепользовании - акг на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды); при временном безвозмездном землепользовании - акт на прав временного безвозмездного землепользования.
80. Организация и порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. Задачи гос.контроля состоят в обеспечении соблюдения земельного законодательства РК гос.органами, физ., юр. и должн.лицами, выявления и устранения нарушений законодательства РК, восстановления нарушенных прав гр. и юр. лиц, соблюдения правил пользования ЗУ, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства и выполнения мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства Проводится путем проверок. Плановые проверки не реже 1 раза в год, срок 10 календарных дней. Внеплановые проверки, срок не превышает срок проведения плановой проверки. Осуществляется на основании: Издаваемого государственным органом акта о назначении проверки и карточки учета проверок деятельности субъектов частного предпринимательства. Результат: Выявленные нарушения земельного законодательства оформляются актом с приложением чертежа полевого обследования, которые подписываются специалистами, проводившими эти работы.
82. Отказ от права частной собственности или права землепользования.Собственник или землепользователь могут отказаться от права собственности на принадлежащий ему земельный участок или от права землепользования, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об их устранении от принадлежащих им прав на ЗУ, осуществляется в порядке, установленном для прекращения договора аренды или договора о временном безвозмездном землепользовании. В случае совершения собственником ЗУ или землепользователем действий, определенно св-щих об их отказе от прав собственности или землепользования (отъезд, длительное неиспользование участка и другое), этот участок принимается на учет как бесхозяйное имущество органами, ведущими земельный кадастр, с уведомлением органа, осуществляющего гос. регистрацию прав на недвижимое имущество. По истечении одного года со дня взятия на учет как бесхозяйное имущество соответствующий исполнительный орган может обратиться в суд с требованием о признании ЗУ поступившим в ГС. Бесхозяйный ЗУ, не признанный по решению суда поступившим в государственную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником или землепользователем либо приобретен в собственность или землепользование в силу приобретательной давности. Может быть передан во временное землепользование др. лицу. При добровольном отказе от права ЧС на ЗУ или права землепользования основанием для принятия ЗУ на учет как бесхозяйное имущество является нотариально заверенное письменное заявление собственника ЗУ или землепользователя. Собственник ЗУ или землепользователь имеет право вновь получить указанный ЗУ в собственность или землепользование в течение одного года со дня его взятия на учет как бесхозяйное имущество. По истечении одного года соответствующий исполнительный орган может принять решение о признании земельного участка поступившим в государственную собственность.
83. Назначение и содержание землеустройства. Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на организацию рационального использования земель. З-во осуществляется - на землях всех категорий независимо от принадлежности по форме собственности и форм хозяйствования на них. Является системой мероприятий по обеспечению соблюдения земельного законодательства РК, направленного на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования и охрану земель Проводится: по решению исполнительных органов; по инициативе территориальных органов по управлению земельными ресурсами, по ходатайству заинтересованных собственников ЗУ и землепользователей. Землеустройство обеспечивает:1) разработку республиканских, областных и региональных схем землеустройства и программ использования, улучшения и охраны земельных ресурсов; 2)составление проектов образования новых и упорядочения существующих землепользований, отвод и установление границ земельных участков на местности, изготовление документов на право пользования землей;3) определение и установление на местности черты населенных пунктов, составление проектов их земельно-хозяйственного устройства;4) установление на местности границ административно-территориальных образований, территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;5) разработку проектов землеустройства, рекультивации нарушенных и освоения новых земель, а также других проектов, связанных с использованием и охраной земель;6) проведение инвентаризации земель, выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;7) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ;8) ведение земельного кадастра и мониторинга земель;9) составление кадастровых и тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов; 10) проведение земельно-оценочных работ.
Порядок возмещения убытков.
Основания возмещения убытков, причиненных собственникам или землепользователям п.3 ст.165,166 Земельного Кодекса РК.
Убытки, причиненные собственникам или землепользователям, подлежат возмещению в полном объеме в случаях:
1) изъятия (выкупа) земель на государственные нужды, влекущего прекращение права собственности или землепользования;
2) ограничения права собственности или землепользования в связи с установлением особого режима землепользования;
3) нарушения прав собственников или землепользователей;
4) ухудшения качества земель в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества;
5) изъятия земель, предусмотренных ЗК РК.
Убытки собственнику или землепользователю возмещаются за счет их причинителя. В результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению РК или соответственно административно-территориальной единицей.
При определении размера компенсации в нее включаются:
1) рыночная стоимость земельного участка или права землепользования; 2) рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения; 3) стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы, с учетом их инфляции; 4) все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами; 5) упущенная выгода.
Определение убытков, причиненных собственникам или землепользователям при изъятии ЗУ, а также размер их компенсации устанавливаются соглашением сторон. При определении убытков (затрат), необходимых для восстановления ухудшенного качества земель, могут включаться затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель.
При несогласии собственника земельного участка или землепользователя с решением, влекущим прекращение права собственности или землепользования, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения собственнику или землепользователю причиненных убытков.