Ранняя экспансия
Этот вид войны стоит наособицу ото всех остальных: в эпоху колесницы и копейщики все ваши города и войска можно пересчитать по пальцам, ресурсов - в обрез, времени на маневры - минимум. Даже если ваш противник - безобидный компьютер, очень трудно получить здесь преимущество от блестящего тактического мастерства. Большинство хитростей (вроде тех, о которых мы говорили в статье из февральского номера) требуют подготовки. Поэтому далеко не каждой цивилизации можно порекомендовать такое рискованное дело, как ранняя экспансия.
Как известно, для того, чтобы начинать войну, нужно уже иметь преимущество над соседом. Откуда оно может взяться?
Бывает, конечно, так, что вам просто повезет: ваши разведывательные колесницы застали противника, как говорят англичане, в чистом поле со спущенными штанами, часть его городов вообще не защищена, по полям носятся непуганые рабочие… в общем, ешь - не хочу. Это - большая удача (компьютер редко допустит такое, чаще на это поддаются беспечные игроки-люди, решившие вложить все силы в развитие и пренебречь элементарной безопасностью). И даже тогда, заметим, шансов, что у вас в этих краях имеется сколько-нибудь серьезная армия (больше, чем необходимо для того, чтобы захватить бесхозный город и, может, парочку рабов) - немного. То есть, вы не можете тут же развить успех. А значит, чтобы не ввязаться в затяжной конфликт, придется заключать мир почти на любых позитивных для вас условиях: длительная кампания на этом этапе очень вероятно приведет к тому, что по ее завершении вам нанесут визит рыцари третьего соседа. А при заключении щадящего мира война, хоть и принесет вам преимущество в развитии, испортит вашу репутацию и не слишком продвинет к цели. Это я говорю не к тому, чтобы вы не брали то, что плохо лежит - просто не стоит чрезмерно обольщаться.
Можно, как ни странно, уже на этом этапе получить преимущество за счет превосходства в технологии: удается это, как правило, цивилизациям с параметром "Expansionist". Уж как ругали обозреватели этот чрезмерно слабую особенность! Между тем разведчик (а то и два) на начальном этапе игры помогает не только в выборе оптимальных направлений развития и лучших точек для городов, но и в сборе разложенных по карте плюшек, в которых есть и науки; и при некоторой удаче уже к 10 ходу (!) вы располагаете серьезными боевыми технологиями, вроде верховой езды.
Более распространена ранняя экспансия теми народами, которые в этот период получают свои спецвойска: египтянами, вавилонянами, зулусами, ацтеками, в меньшей степени это относится к ирокезам, галлам, персам, грекам и римлянам. Они получают изрядную фору на этой стадии игры, и стоит ее использовать в полной мере. Не забудем и о том, что при победе их спецвойск часто начинается Золотой Век…
Идеальное место для атаки по-гречески. Этот паршивый килиманджаро на задворках своей страны карфагеняне будут отвоевывать до последнего. |
Ацтеки - одна из лучших рас в дебюте: они строят быстро бегающего воина, стоящего гроши. Он служит им и в качестве разведчика (дублируя, по сути, навык Expansionist, к тому же ягуар не становится беззащитной жертвой засады варваров), и в качестве боевой силы. Вооруженные разведчики ацтеков часто направляются в набеги за рабами, захватывая рабочих и разрушая поля и дороги врага; это глобально отбрасывает противника назад в гонке развития, давая ацтекам решающую фору. Немногим уступают и египтяне с вавилонянами: им, правда, надо успеть разработать соответствующую технологию, а египтянам - еще и обеспечить себя лошадьми, зато потом они располагают дешевым, мобильным атакующим бойцом, и с его помощью выигрывают войны. Главное - не нарваться на греков с их гоплитами…
Против компьютера в войне этого типа хорошо работает маневр с копейщиком, загнанным на территорию врага и там окопавшимся где-нибудь в горах: пока противник долбит его, он несет потери, а вы потом добиваете его города. Здесь не знают себе равных зулусы с их быстро бегающим импи. Любопытный результат могут дать и греческие гоплиты: их защита 3 на этом этапе пробивается врагами с огромным трудом. Окопайте парочку гоплитов на горе - и враг будет обеспечен работой на долгие годы.
Но если у вас нету ни превосходства в технологии, ни спецвойск - не соблазняйтесь кажущейся слабостью врага, разве что он и впрямь открылся до полной беззащитности. Если он всего лишь отстал в строительстве - лучше развейте преимущество. Ранняя экспансия - самый рискованный вид войны.