Свет в творчестве Алвара Аалто
Тема света – одна из интереснейших в творчестве финского мастера А. Аалто. И особый интерес в этой теме представляют связи пространственной структуры с ритмом световых раскрытий, а также движение Аалто от автономных световых устройств к специфической световой форме.
В 1930-е годы Аалто строит библиотеку в Выборге. Изолируя читальный зал и абонемент от ненужного здесь визуального контакта с внешней средой и давая ровный рассеянный свет, Аалто обеспечивает желательные условия для умственной работы.
Рассеянный свет образуется с помощью воронкообразных фонарей. Солнечные лучи проникают в помещение не прямо, а через тысячи рефлексов, получающих разнообразные направления. Рассеянию света способствуют также светлые поверхности стен и потолка. Иначе решено освещение других помещений. Непредвзятое и порой неожиданное сопоставление проемов разного размера и стены образуют в интерьере разнообразное чередование сгустков света и тени. Это создает ощутимую световую цепь, своеобразным завершением которой служат главные залы, снабженные верхним светом. Двигаясь в интерьере, Вы попадаете в зоны ярко освещенные и менее освещенные, Вы ощущаете то плавность переходов, то неожиданные контрасты. Благодаря разнообразию движение становится ощутимым. Пространство получает четвертое измерение – время.
В общественном центре поселка Сяйнатсало (1951-1953 гг.), напротив, световая цепь в интерьере ослабевает по мере движения от вестибюля в сторону зала заседаний поселкового управления. Закономерности пространственной структуры переплетаются со световым ритмом в сложную, но полную разнообразия композицию.
В «Железном доме», административном здании, построенном в Хельсинки в 1952-1955 гг., Аалто использует фонари верхнего света, подобные Выборгским. Внутренний перекрытый двор постройки акцентируется их мощным светом. Архитектор пытается также объединить устройства естественного и искусственного света. Над центром каждого фонаря, только ещё вне интерьера он размещает электрическую лампу с защитной арматурой.
Двор Железного дома можно назвать световым не только по количеству света, но и по характеру его распределения. Светлые поверхности стен, пола, потолка, многократно отражая свет, вызывают своеобразное свечение интерьера. Однако, как в Выборгской библиотеке, так и здесь форма световых устройств автономна по отношению к форме помещений.
В библиотеке Ювяскюльского университета, построенного в 50-е – 60-е годы, фонари воронкообразной формы Аалто сочетает с большим фонарем-призмой, освещающим центральное пространство читального зала. Однако, как форма большого фонаря, так и форма зала равнодушны к преобладающим потокам света. Пространство зала подчиняется только технологии эксплуатационного процесса. Центральный фонарь-призму можно заменить светящимся потолком, а воронкообразные фонари – точечными лампами – восприятие формы зала от этого не изменится. Форма зала пока что универсальна по отношению к свету, а значит и не зависима от него.
Заслуживает внимания решение света в коммуникационных пространствах главного университетского корпуса в Ювяскюля. В создании системы взаимосвязанных перетекающих пространств огромное значение имеет ее разнообразие, способное обеспечить динамический уровень восприятия. Аалто хорошо пользуется здесь контрастом. Постепенно понижающееся пространство вестибюля он неожиданно сопоставляет с вертикальным пространством лестничного холла. Свет усиливает этот контраст. Освещенность вестибюля, резко поднимающаяся от наружного широкого стекла в глубину корпуса, неожиданно сопоставляется с яркой освещенностью лестничного холла. Верхний свет в холле вместе с тем подчеркивает вертикальность его пространственной структуры.
Верхний свет Аалто использует здесь и для освещения главной веерообразной аудитории, способной расчленяться на две независимые части. Каждая из них освещается лентой фонарей, размещенной вдоль их задних стен.
Особое внимание следует обратить на откосы, формирующие входное отверстие. Они широки и наклонны. Дают возможность свету проникнуть глубоко в интерьер. Но они ещё не являются экраном, отражающим и распределяющим свет. Недостатком аудитории является и то, что её большая часть освещается искусственным светом. Эта работа – одна из первых попыток мастера использовать верхний свет в лекционной аудитории.
Университетский комплекс в Ювяскюля совсем недавно был завершен новым корпусом. Это двухэтажное здание благодаря применению верхнего света смогло приобрести почти неограниченную ширину и свободную конфигурацию, необходимую для связи с участком.
Здесь также, как и в других постройках Аалто, коммуникационные пространства представляют живую и разнообразную систему. Слабо освещенный вестибюль сменяется ярко освещенным верхним фойе. Освещенная лестница как объект, привлекающий наше внимание, направляет и организует движение.
В центре каждого конусообразного зенитного фонаря, ставшего теперь большим по размеру, – Аалто располагает электрическую лампу со светорассеивающим колпаком и решеткой. Теперь можно сказать о том, что конусообразный фонарь композиционно объединился с источником искусственного света.
Система естественного освещения внутреннего пространства главных аудиторий Политехнического института в Отаниеми, законченных в 1965 году, является наиболее зрелой (рис. 1, 2). Два секторных зала неравной величины образуют общий воронкообразный объем. Ступени световых фонарей, составляющих как бы внутреннюю часть воронки, её покрытие, обращены в сторону солнца. Каждая лента проемов снабжена оригинальным обрамлением – устройством, отражающим и перераспределяющим свет. В разрезе это устройство представляет асимметричный раструб, верхняя боковая грань которого криволинейна. Эта же грань несет и источники света искусственного. При его использовании поверхности раструба выполняют также функции отражателей.
Таким образом, и общая форма объема главных аудиторий, и форма их перекрытий являются сложной системой, улавливающей и перераспределяющей свет. Световой климат здесь близок к идеальному. А свет и форма этих аудиторий близки к полной интегральности.
В здании библиотеки Политехнического института (рис.3), строительство которой завершено в 1970 году, Аалто применяет фонари разного типа. Два из них – самых больших – представляют подлинные ловушки солнечного света Вместе с тем, эти фонари не воспринимаются формой, независимой от интерьера. Криволинейная плоскость этих фонарей, отражающая свет, становится по существу и потолком (рис.4).
Полезно отметить здесь и другую функцию света. Читальные залы, каталог и абонемент представляют систему переливающихся пространств. Разная мера освещенности этих пространств приводит к их визуальной расчлененности. Особенно это заметно на стыке каталога и абонемента.
Особо усложненным и совершенным можно считать систему освещения Рованиемской библиотеки, построенной ещё в 1965 году.
Рис. 1. Разрез по главной аудитории
Политехнического института в Отаниеми
Рис. 2. Интерьер главной аудитории
Политехнического института в Отаниеми
Рис. 3. Библиотека Политехнического института в Отаниеми
Рис. 4. Интерьер и разрез Политехнического института в Отаниеми
Двухярусные залы с книжными полками подобно цветку веером раскрываются в сторону солнца. Это выдающийся пример формообразующего воздействия света на форму. Теперь уже не фонарь, а форма здания в целом улавливает и распределяет свет. Форма становится световой. Интеграция света и формы достигает высокого уровня.
Попробуйте убрать здесь проемы – ассиметричный слепок пространств читальных залов будет казаться композиционно странными. Данное пространство не может существовать без данного света. Они едины
В архитектуре Аалто свет многофункционален. Разные типы проемов и их разнообразное сочетание со стеной определяет световую динамику интерьера. Эта динамика тесно связана с пространственной структурой построек. Световые контрасты нередко усиливают контрасты пространственные. Световая динамика определяет и ориентацию в пространстве. Наконец, световая динамика наполняет интерьер поэтической экспрессией. Свет выступает и как фактор структурный. В одних случаях он расчленяет, в других – объединяет пространства.
Наконец, световой ритм в интерьерах Аалто не простое подчеркивание пространственной структуры, а сложное сочетание с ней, провоцирующее эстетическую работу зрителя.