Схемы компоновок вспомогательных и утилизационных котельных установок

В начале курса были рассмот­рены упрощенные схемы компоновки вспомогательных и утилизационных котлов на теплоходах. Отмечалось также, что утилизационные водо­трубные котлы с принудительной циркуляцией оборудуются или сепа­раторами пара, или используют вместо них паровое пространство вспомогательного котла. При исклю­чении из схемы котла сепаратора упрощается установка, но увеличивается протяженность паропроводов и других труб, увеличиваются потери теплоты во внешнюю среду и стано­вится невозможным проведение ре­монта или чистки вспомогательного котла в ходовом режиме. Рассмотрим подробнее схему установки без сепа­ратора с котлами типа «Санрод» (рис. 8.22). В установку входят вспо­могательный газоводотрубный котел 11 и утилизационный водотрубный- котел 1 с принудительной циркуля­цией. Питательная вода из теплого ящика 9 одним из питательных на­сосов 10 (один резервный) подается во вспомогательный котел. Подпитка теплого ящика происходит через кла­пан 8 из танков запаса котельной воды. Принудительная

Схемы компоновок вспомогательных и утилизационных котельных установок - student2.ru

Рис. 8.22 Cхема установки с котлами типа «Санрод» без сепаратора.

циркуляция воды в утилизационном котле осу­ществляется насосами 12. Образо­вавшаяся пароводяная смесь по тру­бопроводу 2 поступает в паровое, пространство вспомогательного кот­ла, где, освободившись от влаги, в ви­де насыщенного пара, через стопор­ный клапан 3 по паропроводу 4 по­ступает к потребителям. При малом потреблении излишки пара через автоматический клапан 5 сбрасы­ваются в теплый ящик через ат­мосферный конденсатор 7, установ­ленный для исключения парения в теплом ящике. Вспомогательный ко­тел оснащен необходимой арматурой, КИП и блоком автоматики 6 защи­ты и управления горением и пита­нием.

Рассмотрим схему глубокой утили­зации теплоты, получившую широкое распространение на современныхтеплоходах с мощной дизельном энергетической установкой (рис. 8.23).В котельную установку входят вспомогательный котел с естествен­ной циркуляцией и утилизационный котел с принудительной циркуляцией воды, имеющий свой сепаратор. Пи­тательная вода из теплого ящика 19 питательным насосом 18 (один ре­зервный) подается в сепаратор 17, а если это необходимо, и в паровой коллектор вспомогательного котла 3. Подпитка теплого ящика добавочной водой осуществляется из цистерны запаса воды 1 с помощью насоса 2. Принудительная циркуляция воды в утилизационном котле 8 осуществля­ется с помощью насосов 16. Насыщенный пар от вспомогательного котла или от сепаратора по общей магистрали 4 поступает к потреби­телям.

В случае остановки главного двигателя предусмотрено отключение потребителей с помощью электро­магнитных клапанов 5. Имеется от­дельный отбор насыщенного пара для паротушения утилизационного котла по трубе 6. Основная часть насыщенного пара из сепаратора на­правляется в пароперегреватель ути­лизационного котла. Образовавший­ся перегретый пар по трубе 9 посту­пает к турбине 12 утилизационного ходового турбогенератора.

От потребителей Схемы компоновок вспомогательных и утилизационных котельных установок - student2.ru   Рис. 8.23. Принципиальная схема глубокой утилизации теплоты (с отдельным сепаратором)

Отработавший пар от турбины на­правляется в конденсатор 13, откуда в виде конденсата откачивается конденсатным насосом 14 по трубопро­воду 20 в теплый ящик. По пути конденсат проходит через холодиль­ник эжектора 15. Конденсат от потре­бителей, пройдя смотровую цистерну 10, поступает в атмосферный конден­сатор 11 и из него самотеком по трубопроводу 21 в теплый ящик. Ат­мосферный конденсатор предназна­чен для исключения парения в теплом ящике, а смотровая цистерна — для контроля содержания в конденсате нефтепродуктов. Излишки пара из утилизационного котла могут быть сброшены в конденсаторы 11 или 13 через регулирующий клапан 7.

Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляются к вспомогательным котельным установкам теп­лоходов?

2. Каково назначение вспомогательных котлов на дизельных танкерах?

3. В чем преимущества и недостатки кот­лов с комбинированным отоплением?

4. Какие разновидности вспомогательных и утилизационных котлов используются на теплоходах?

5. Какие механизмы и устройства входят в схему вспомогательно-утилизационной уста­новки?

6. Что понимается под схемой глубокой утилизации теплоты?


Наши рекомендации