Договор на выполнение подрядных работ для государственных нужд
Рассматриваемый в данной главе договор на выполнение подрядных работ для государственных нужд также является разновидностью договора подряда. К подрядным работам для государственных нужд можно отнести:
• строительные;
• проектные;
• изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).
Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.
Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств.
Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Подрядчиком по государственному контракту может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.
Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527, 528 ГК, ст.765 ГК. Так, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК).
Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.
В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.
Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 % их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6‑месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.
При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК).
В связи с проблемой недостаточного финансирования подрядных работ возникают споры, рассматриваемые в судебном порядке. Так, между Заволжским районным судом города Твери (заказчиком) и ИЧП «Спинор» (подрядчиком) заключен договор от 28.12.95 на выполнение работ по реконструкции здания суда. Факт выполнения работ подтверждается актами приемки, подписанными обеими сторонами, их стоимость ответчиком не оспаривается. Письмом от 27.02.1997 г. № 552 Управление юстиции Тверской области гарантировало истцу оплату выполненных работ, однако оплата не произведена из‑за отсутствия надлежащего финансирования из бюджета. Совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 24.09.1998 г. № 132/52 «О передаче обеспечения деятельности судов общей юрисдикции Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации» руководителям структурных подразделений Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководителям органов юстиции и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации предписано осуществить прием‑передачу судов общей юрисдикции, а также зданий, сооружений, помещений, имущества, финансирования, штатной численности и документации, обеспечивающих их деятельность, из ведения Министерства юстиции Российской Федерации в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Тверской области задачей управления является в том числе финансирование районных судов (пункт 2.3 Положения от 21.12.1998 г.).
Во исполнение названного приказа Управлением юстиции Тверской области и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Тверской области подписан акт от 11.11.1998 г. приема‑передачи учреждений, объектов и имущества судов общей юрисдикции от Министерства юстиции Российской Федерации в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Суд взыскал задолженность за выполненные истцом в 1996 и 1997 годах работы с Управления юстиции Тверской области, однако не проверил, получал ли ответчик в период с 1995 года до момента передачи имущества Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Тверской области денежные средства из федерального бюджета на оплату работ по реконструкции здания Заволжского районного суда города Твери.
Таким образом, разрешая спор о взыскании задолженности за выполненные для районного суда работы, арбитражный суд не установил, на кого возложена обязанность по уплате долга.[11]
Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон – и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости – и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК).
К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.
Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во‑первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во‑вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.
Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.
Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.
[1]Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»// «Российская газета» 2001 г., № 23
[2]Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) – М.: Юрайт‑Издат, 2004
[3]Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»// Приложение к «Российской газете» 2001 г., № 22
[4]Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»// Приложение к «Российской газете» 2001 г., № 22
[5]Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, № 7
[6]Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»// «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» N 3, 2000 г., в журнале «Экспресс‑Закон», март 2000 г., N 11
[7]Постановление президиума Московского городского суда от 5 сентября 2002 г.// Собрании законодательства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 34 ст. 3680
[8]Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 октября 1999 г., 30 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 34, ст. 3979; 2000, № 41, ст. 4083
[9]Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) – М.: Юрайт‑Издат, 2004
[10]Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N 6817/00 // Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 8
[11]Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 декабря 2000 г. N 8678/99 // «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2001 г., № 5