Понятие и особенности государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Источники правового регулирования

В соответствии со ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд.

Определение государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд содержится в п. 2 ст. 763 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. №94-ФЗ (далее – закон о размещении заказов).

В соответствии со ст. 763 ГК РФ под государственным (муниципальным) контрактом на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд понимается соглашение, в силу которого подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному (муниципальному) заказчику, а государственный (муниципальный) заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В п. 1 ст. 9 закона о размещении заказов закреплено несколько иное определение контракта как договора, заключенного заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Приведенные законодательные положения позволяют выделить специфические признаки государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ:

1) на стороне заказчика в государственном контракте всегда выступает само публично-правовое образование, т.е. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Именно поэтому в силу прямого указания ст.9 закона о размещении заказов контракт должен быть заключен от имени государственного или муниципального образования;

2) публичное образование является особым субъектом права, порядок участия которого в гражданских отношениях регулируется ст. 125 ГК РФ, поэтому действовать от имени государства или муниципального образования могут либо органы государственной власти или местного самоуправления в пределах их компетенции (п. 1-2 ст. 125 ГК РФ) либо иные государственные органы, физические и юридические лица, наделенные таким правом по специальному поручению публичного образования, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

Именно по этой причине содержащееся в ст. 764 ГК РФ и ст. 4 закона о размещении заказов указание на перечень субъектов, которые могут выступать государственными заказчиками по государственному или муниципальному контракту не должно вводить в заблуждение, т.к. речь в них идет о субъектах, которые в силу ст. 125 ГК РФ уполномочены представлять государство или муниципальное образование в гражданских отношениях.

В силу ст. 764 ГК РФ и ст. 4 закона о размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками могут выступать: а) органы государственной власти РФ, субъектов РФ или органы местного самоуправления; б) органы управления государственными внебюджетными фондами; в) уполномоченные вышеназванными органами бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3) государственный (муниципальный) контракт заключается для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Определение государственных нужд содержится в ст.3 закона о размещении заказов, в соответствии с которой для признания потребностей государства (РФ и субъектов РФ) государственными нуждами, необходимо, чтобы они отвечали нескольким условиям: а) представлять собой потребности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в товарах, работах и услугах; б) товары, работы и услуги необходимы для осуществления функций Российской Федерацией, субъектов РФ или муниципальных образований (в том числе для реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ), для исполнения международных обязательства РФ (в том числе для реализации международных целевых программ); в) вышеназванные потребности обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами РФ, расходными обязательствами субъектов РФ или расходными обязательствами муниципальных образований за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников финансирования.

4) предметом государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд являются строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы (п.2 ст.763 ГК РФ).

5)специальный порядок и основания заключения государственного контракта, которые в силу прямого указания ст. 765 ГК РФ определяются положениями ст. 527-528 ГК РФ. В силу ст. 527 ГК РФ государственный контракт заключается на основе заказа государственного (муниципального) заказчика на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, принятого поставщиком (исполнителем).

6)особое содержание государственного (муниципального) контракта (в отличие от иных видов договора подряда, существенными условиям государственного или муниципального контракта являются условия об: 1) объеме и стоимости подлежащей выполнению работе; 2) сроках ее начала и окончания; 3) о размере и порядке финансирования и оплаты работ; 4) способах обеспечения исполнения обязательств сторон (ст. 766 ГК РФ).

7) особые источники правового регулирования (в соответствии со ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных нужд.

Наши рекомендации