Краткий словарь архитектурных терминов
Апсида - | полукруглый (иногда снаружи граненый) выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь. Если церковь имеет не одну, а три апсиды, то в боковых расположены жертвенник и дьяконник. |
Аркада - | ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. |
Аркатура - | (аркатурный пояс) - декоративный мотив в виде ряда глухих арочек. |
Барабан - | вертикальная цилиндрическая вставка под куполом, прорезанная окнами и служащая для освещения церкви. |
Бема - | см. Вима. |
Вима (иначе - бема) - | дополнительное членение между подкупольным пространством церкви и апсидой. |
Витраж - | живопись на оконном стекле; иногда под этим термином понимают просто цветные оконные стекла. |
Закомара - | полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия, т. е. торцу цилиндрического свода. |
Квадр - | отесанный прямоугольный каменный блок. |
Квадрифолий - | четырехлепестковый план здания (в виде четырех соединенных полукружий). |
Кокошник - | то же, что закомара (см.), но не отвечающая конструкции и имеющая чисто декоративный характер. |
Конха - | полукупол, перекрывающий полукруглое в плане помещение, например апсиду. |
Крестовокупольная система - | система перекрытия церкви, при которой в центра находится купол, опирающийся с помощью парусов (см.) на четыре столба, а к центральному пространству примыкают крестообразно расположенные цилиндрические своды. Если при этом угловые членения имеют такую же высоту, как ветви архитектурного креста, и в интерьере не отделены от крестообразного пространства глухими стенами, то данный вариант обычно называют вписанным крестом. |
Купольная базилика - | здание базиликального типа (удлиненное здание, средний неф которого выше боковых нефов), в центральной части перекрытое куполом. |
Лопатка - | плоская вертикальная тяга, утолщение стены, отвечающее конструктивным членениям здания. Если лопатка не плоская, а имеет более сложную |
-155-
профилировку, то в древнерусском зодчестве ее обычно называют пилястрой (см.). | |
Мозаика - | род монументальной живописи из маленьких кусочков специального цветного стеклянного сплава - смальты (см.); в древнерусском зодчестве применялась также для убранства полов наиболее богатых зданий. |
Нартекс - | западное членение церкви, более или менее четко отделяющееся от основного помещения. |
Неф - | продольное помещение внутри церкви. Если нефов несколько, они отделяются друг от друга рядами столбов. |
Парус - | часть купольного свода, сферический треугольник, служащий переходом от квадратного подкупольного пространства к круглому кольцу барабана купола. |
Пилястра - | см. Лопатка. |
Плинфа - | плоский и широкий кирпич, применявшийся в домонгольской Руси. |
Подпружные арки - | арки, опирающиеся на столбы или стены, поддерживающие своды или паруса барабана. |
Поребрик - | декоративная полоса из кирпичей (или камней), поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. |
Придел - | часовня, пристроенная к церкви. |
Притвор - | помещение типа тамбура перед порталом церкви. |
Смальта - | стеклянный сплав, имеющий в зависимости от введенных в него добавок различные цвета и оттенки. Золотая смальта делается из двух слоев прозрачного стекла, между которыми прокладывается тончайший золотой листок. Смальта изготавливается в виде дисков, а для использования в мозаике дробится на маленькие кусочки. |
Триконх - | здание, имеющее с трех сторон (с севера, востока и юга) полукруглые выступы, перекрытые полукуполами - конхами (см.). |
Фреска - | монументальная живопись, основные тона которой исполнены водяными красками по свежей известковой штукатурке. Детальная проработка обычно выполняется уже по подсохшей штукатурке в темперной технике. |
Хоры - | балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц. |
Цемянка - | мелко измельченная керамика или толченый кирпич, служащий заполнителем известкового раствора. |
-156-
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВ - Византийский временник.
КСИА - Краткие сообщения Института археологии АН СССР. М
МИА - Материалы и исследования по археологии СССР. М., Л.
СА - Советская археология. М.
Общие труды:
Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. М., 1966, т. 3, с. 516- 656 (авторы разделов - Ю. С. Асеев, Н. Н. Воронин, П. Н. Максимов).
История русской архитектуры. 2-е изд. М., 1956, с. 11-63 (автор разделов - Н. И. Брунов).
История русского искусства: В 12-ти т. М., 1953, т. 1, с. 111-154, 304-329, 340-396 (автор разделов - Н. Н. Воронин).
История русского искусства : В 2-х т. М., 1978, т. 1, с. 8-14, 22-34 (авторы разделов - Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт).
Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М., 1976, с. 11-97.
Раппопорт П. А. Русская архитектура X -XIII вв. : Кат. памятников. Л., 1982. 136 с.
Литература по отдельным проблемам:
Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961. 270 с.
Воронин Н. Н. У истоков русского национального зодчества. - Ежегодник Ин-та истории искусств, М., 1952, с. 257 - 316.
Воронин Н. Н. Архитектурный памятник как исторический источник. - СА, 1954, т. 19, с. 41-76.
Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973. 456 с.
Медникова Е. Ю., Раппопорт П. А., Селиванова Н. Б. Древнерусские строительные растворы. - СА, 1983, № 2, с. 152-161.
Раппопорт П. А. Ориентации древнерусских церквей. - КСИА, 1974, вып. 139, с. 43-48.
Раппопорт П. А. Русская архитектура на рубеже XII-XIII веков. - В кн.: Древнерусское искусство: Пробл. и атрибуции. М., 1977, с. 12-29.
Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры. - ВВ, 1984, т. 45, с. 185-191.
Киевская Русь:
Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982, с. 5-112.
Высоцкий С. А. Золотые ворота в Киеве. Киев, 1982. 126 с.
Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1961, т. 2, с. 9-427.
Комеч А. И. Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве. - В кн.: Древнерусское искусство: Худож. культура домонг. Руси. М., 1972, с. 50-64.
-157-
Кресальный Н. И. Софийский заповедник в Киеве. Киев, 1960. 426 с.
Логвин Г. Н. София Киевская: (Альбом). Киев, 1971. 51 с, 274 табл.
Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни новгородской Софии. - В кн.: Древнерусское искусство : Пробл. и атрибуции. М., 1977, с. 30-54.
Чернигов, Киев, Рязань, Переяславль:
Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982, с. 113-150.
Барановский П. Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. - В кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948, с. 13-34.
Каргер М. К. Раскопки в Переяславе-Хмельницком в 1952 - 1953 гг. - СА, 1954, т. 20, с. 5-30.
Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1961, т. 2, с. 434-486.
Малевская М. В., Раппопорт П. А. Церковь Михаила в Переяславле. - Зограф, Белград, 1979, № 10, с. 30-39.
Монгайт А. Л. Старая Рязань. М., 1955, с. 76-97.
Раппопорт П. А. Церковь Василия в Овруче. - СА, 1972, № 1, с. 82-97.
Раппопорт П. А. Из истории киево-черниговского зодчества XII в. - КСИА, 1984, вып. 179, с. 59-63.
Рыбаков Б. А. Древности Чернигова. - МИА, 1949, № И, с. 60-93.
Холостенко Н. В. Архитектурно-археологические исследования Пятницкой церкви в г. Чернигове. - СА, 1956, т. 26, с. 271 - 292.
Холостенко Н. В. Архитектурно-археологическое исследование Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове. - В кн.: Памятники культуры. М., 1961, т. 3, с. 51-67.
Холостенко Н. В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове. - СА, 1967, № 2, с. 188 - 210.
Смоленск, Полоцк, Гродно:
Воронин Н. Н. Древнее Гродно. М., 1954, с. 78-148.
Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Л., 1979. 412 с.
Очерки по археологии Белоруссии. Минск, 1972, ч. 2, с. 185 - 206 (авторы разделов - Г. В. Штыхов и М. А. Ткачев).
Раппопорт П. А. Полоцкое зодчество XII века. - СА, 1980, № 3, с. 142-161.
Раппопорт П. А.,Штендер Г. М. Спасская церковь Евфросиньева монастыря в Полоцке. - В кн.: Памятники культуры : Нов. открытия, Ежегодник 1979, Л., 1980, с. 459-468.
Галич, Волынь:
Иоаннисян О. М. О раннем этапе развития галицкого зодчества. - КСИА, 1981, вып. 164, с. 35-42.
Иоаннисян О. М. Центрические постройки в галицком зодчестве XII века. - КСИА, 1982, вып. 172, с. 39-46.
Каргер М. К. Вновь открытые памятники зодчества XII - XIII веков во Владимире-Волынском. - Учен. зап. Ленингр. ун-та, 1958, № 252, с. 12-22.
Логвин Г. П., Тимощук Б. А. Белокаменный храм XII века в Василёве. - В кн.: Памятники культуры. М., 1961, т. 3, с. 37-50.
Могытыч И. Р. Результаты исследования церкви Пантелеймона близ Галича. - КСИА, 1982, вып. 172, с. 65-70.
Раппопорт П. А. Холм. - СА, 1954, т. 20, с. 313-323.
Раппопорт П. А. Мстиславов храм во Владимире-Волынском. - Зограф, Белград, 1977 № 7, с. 17-22.
-158-
Раппопорт П. А. “Старая кафедра” в окрестностях Владимира-Волынского. - СА, 1977, № 4 с. 253-266.
Новгород:
Алферова Г. Ф. Собор Спасо-Мирожского монастыря. - Архит. наследство, М., 1958, № 10 с. 3-32.
Каргер М. К. Новгород. 4-е изд. с коммент. Г. М. Штендера. Л., 1980. 245 с.
Михайлов С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове. - КСИА, 1982, вып. 172, с. 74-79.
Пескова А. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. М. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы. - СА, 1982, № 3, с. 35-46.
Раппопорт П. А. Археологические исследования памятников древнего новгородского зодчества. - Новгород, ист. сб., Л., 1982, № 1 (11), с. 189-202.
Штендер Г. М. Архитектура домонгольского периода. - В кн.: Новгород: Сб. к 1100-летию города. М., 1964, с. 185-214.
Владимир, Суздаль:
Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. М., 1964. 188 с.
Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1969. 479 с.
Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. М., 1975. 182 с.
Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV веков М., 1961, т. 1. 583 с.
Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV веков М., 1962, т. 2, с. 7-126.
Казаринова В. И. Архитектура Дмитриевского собора во Владимире. М., 1959. 37 с, 70 табл. (Памятники рус. архит.).
Покров на Нерли / Сост. М. И. Рзянин. М., 1941, вып. 3. 12 с, 23 табл. (Памятники рус. архит.).
Столетов А. В. Георгиевский собор города Юрьева-Польского и его реконструкция. - В кн.: Из истории реставрации памятников культуры. М., 1974, с. 111 - 134.
-159-
Источник:
РусАрх
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
При поддержке: |