Дворцы и церкви Ф.Б. Растрелли (1700-1771)
К основным произведениям Растрелли относятся: ансамбль Смольного монастыряв Петербурге, дворцы в Курляндии (Латвии) – Рундале и Митаве, дворцы елизаветинских вельмож Воронцова и Строганова в Петербурге, императорские дворцы – Зимний в столице, (Екатерининский) в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе; Андреевская церковь и Мариинский дворецв Киеве – ярко характеризуют стиль барокко середины 18 в.
Смольный монастырь (1748-1764)
Отличается тем, что в его структуру зодчий ввел принцип регулярности и симметрии, что тем не менее не помешало ему придать живописность широкой пространственной композиции с пятиглавым собором в центре и четырьмя симметрично расположенными однокупольными башнеобразными угловыми церквами..
Андреевская церковь в Киеве,отличается необычно выразительным силуэтом, образуемым одним куполом и четырьмя главками на раздвинутых башенках. Украшали церковь декор. Деталями заготовленными в виде чугунных отливок для Смольного монастыря.
Дворцы в Рундале и Митаве (1736-1740) в арх –ре прослеживается сдержанность в использовании декоративных аксессуаров. Оба дворца еще близки к архитектуре петровского времени.
Дворец Воронцова(1749-1757)
Воплощает в себе усадебную схему планировки с курдонером, раскрытым в сторону Садовой улицы и отделенным от нее ажурной чугунной оградой с кирпичными пилонами. Ограда- пример русского художественного литья. Центральный трехэтажный ризалит богато поэтажно украшен сдвоенными пристенными колоннами, а окна - фигурными обрамлениями. Благодаря выразительной пластике центра с раскрепованной средней частью контрастно выделяются на фоне спокойных крыльев, замкнутых концевыми ризалитами. Дугообразные переходы соединяют дворец со служебными флигелями, фланкирующими двор и «стянутыми» оградой.
Дворец Строганова (1752- 1754)
Это дворец городского типа с замкнутым двором-садом и декоративным обрамлением дворовых фасадов, скрывавшим хозяйственные строения. Фасады дворца отличаются изысканной композицией с выделением их центров, по-разному решенными декоративными портиками и наличниками окон.
Зимний дворец
Композиция в плане состоит из 4 компактных блоков и соед. Их корпусов, охвативших внутр. Двор крестообразной формы. Фасады разнообразны, но не нарушено их единство. Наблюдается различные сочетания ризалитов и портиков, путем чего достигается объемность структуры 3-этажного здания, сочетание трехчетверных колонн в портиках, раскриповки карниза, балюстрады и статуи.
Большой дворец в нем еще сохраняются черты арх. Первой трети 18в., что выражается в сдержанной декоративности фасадов.
Царкосельский дворец
Если петергофский дворец, его главный фасад с церковным пятиглавием корпусом и одноглавый корпус служат фоном для фонтанной феерии, то подобная же линейная композиция Ц. дворца с пятиглавой церковью на одном его конце явл. Обрамлением замкнутого парадного двора. С другой стороны фасад служит фоном регулярного парка.
Гениальность Растрелли проявляется в том, что он разрушает привычные представления о специфике архитектурных стилей. Удивительная целостность художественного мышления Растрелли проявилась и в его внимании к деталям. Этот арх. никогда не ограничивался, как другие, общим проектом здания, он сам пририсовывал к нему декоративную лепнину, балконные и оконные решетки, орнамент наборного паркета, мебель, камины, светильники и дверные ручки.
Чевакинский и Ухтомский
Чеваки́нский— русский архитектор, представитель стиля барокко. Работал в Санкт-Петербурге и Царском Селе.
Поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова. В 1739 году начал самостоятельную творческую деятельность. Был главным архитектором Адмиралтейств-коллегии. В 1745—1760 годах был архитектором Царского Села, руководил работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Здесь Чевакинский возвел по своим проектам два корпуса (Церковный и Зал), соединенными галереями с центральной частью дворца, павильон «Монбижу», дома для дворцовых служащих, участвовал в создании павильона «Эрмитаж».
Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753—1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756—1758). Им же перестроеноздание Кунсткамеры. Чевакинским также созданы дома-особняки: Шереметьевых на Фонтанке, дом Шувалова и Итальянской .C 1755 по 1758 год Чевакинский был архитектором Академии Наук. В эти годы у него учились В. И. Баженов и И. Е.Старов.
Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719—1784) — российский архитектор. Главный архитектор Москвы в период правления Елизаветы Петровны.
Крупным успехом архитектора стала коронация Елизаветы Петровны в 1742; авторству Ухтомского принадлежали многочисленные триумфальные арки («ворота») и павильоны. В 1753—1757 он перестроил одни из этих ворот в Красные ворота, впоследствии уничтоженные в 1927. Ухтомский застроил соседнюю Басманную свободу, в т. ч. выстроил Храм Никиты Мученика — крупнейший сохранившийся памятник позднего барокко в Москве. Однако большинство построек Ухтомского были уничтожены пожарами, аКузнецкий мост был засыпан в 1817—1819 годах.
Ухтомский разработал планы застройки городских территорий, уничтоженных пожарами — первые генпланы Москвы. В 1750-е гг. руководил перестройкой и реставрацией Кремля. В 1749 основал Дворцовую школу — предшественника архитектурного отделения МУЖВЗ и современного МАРХИ. В школе Ухтомского обучались такие мастера, как Матвей Казаков, Иван Старов, Александр Кокоринов.
9. Образцовые проектыВ связи с не очень большим кол-вом арх и идей появились образцовые проекты(одинаковые здания).Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы разрабатывала как типовые проекты зданий, так и архит.-планировочные решения для столиц, губ. и уездных городов. По указанию Петра I Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка.Фасады этих домой должны были быть системой,но отличались:
1)дома для простыхлюдей – одноэт. дома, имели сено-клетскую систему(клети,кухня,сени,клети), 2 комнаты; 2)домадля зажиточных – были покрупнее; 3) Французский архитектор Ж.Б.Леблон ( 1679-1719 ) разрабатывал проект двухэтажного дома “ для именитых»(центр.-осевая структура фасада и плана).Допустим зал. Дома были парадные, в 1,2 , 2,5 этажа.
0,5 учитывая мансарду, мезанин и цоколь(не делался из-за грунтов). Также в именитых домах могли находиться магазины и т.д.,если дом был многоэт.. При всей простоте “ образцовых “ проектов жилых домов все они отличаются характером фасадов с ритмично размещенными проемами, , все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии* улиц (хоз. и другие части шли во двор) и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. Наряду с жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными помещениями. Архитектор Волков Ф.И. К 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма.
Независимо от того, кирпичные дома(для именитых) или деревянные(для простых)все дома штукатурились.Чем пышнее фасады, тем багаче влдения.,-лец.
Основные элементы оформоения фасада:
-сдержанность,локанизм – Петровское бар.
- Пышность – средневек. Бар.