Скульптура первой трети века вне круга Растрелли.

Скульптура XVIII века свидетельствует о постепенном освобождении из-под власти зодчества. Развивается идея самоценности пластики. Растёт значимость человеческой фигуры, выполненная в античной традиции. В скульптуре наблюдается нейтрализация фона или его полное уничтожение, частичный или полный отказ от пейзажного или сюжетного тона, вместо него простая гладкая поверхность.

В круглой скульптуре фигура освобождается от массивных деталей. Появляются черты манерности, интимности, мрачности образов. Скульптуры всегда передают внутреннее состояние. В движении тела должно быть движение души, но не жест.

Достижения русской пластики начала 18 в. почти целиком связаны со скульптурой декоративной. В первую очередь должно быть отмечено необычайно богатое скульптурное убранство Дубровицкой церкви (1690—1704), Меншиковой башни в Москве (1705—1707) и рельефы на стенах Летнего дворца Петра I в Петербурге (1714). Исполненный в 1722—1726 гг. знаменитый иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту архитектора И. П. Зарудного резчиками И. Телегиным и Т. Ивановым, можно рассматривать, по существу, как итог развития этого вида искусства. Огромный резной иконостас Петропавловского собора поражает торжественным великолепием, виртуозностью обработки дерева, богатством и разнообразием декоративных мотивов.

В течение всего 18 в. продолжала успешно развиваться народная деревянная скульптура, особенно на севере России.

Появляется большой интерес к круглой станковой скульптуре и к портретному бюсту. Одним из самых первых произведений новой русской пластики явилась статуя Нептуна, установленная в Петергофском парке. Отлитая из бронзы в 1715—1716 гг., она еще близка к стилю русской деревянной скульптуры 17—18 веков.

Не дожидаясь, когда постепенно сложатся кадры своих русских мастеров, Петр дал указания покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. При его активном содействии была приобретена, в частности, замечательная статуя, известная под названием «Венера Таврическая» (ныне в Эрмитаже); заказывались разнообразные статуи и скульптурные композиции для дворцов и парков Петербурга, Летнего сада; приглашались иноземные ваятели.

Свое значение имела и объемная декорация триумфальных сооружений. Они воздвигались в Москве и Петербурге по случаю празднования побед русской армии и представляли собой примеры синтеза причудливой архитектуры, пластики и ярких живописных панно. Использование пластики в декоративных целях составляет одну из особенностей петровского времени.

В Петербурге на фасадах Летнего дворца сохранилась целая серия терракотовых барельефов, расположенных между окнами и над главным входом. Автор лучших из них - немецкий скульптор Андреас Шлютер (1664-1714). В его изящных по рисунку и тонко пролепленных рельефах есть ощущение свежести и новизны, присущей этому времени. За год до смерти Шлютер принял предложение Петра Первого, 1 мая 1713 года Андреас Шлютер подписал договор сЯковом Брюсом и переехал в Россию строить Санкт-Петербург в чине «директора строительства». Поселился в Летнем дворце, для которого выполнил ряд скульптур и рельефов.

В более сдержанной манере исполнены панно для кабинета Петра I в Большом Петергофском дворце французским скульптором Никола Пино (1684-1754). Эти невысокие рельефы из дерева, нарядно и плотно заполняющие поверхность стены, носят аллегорический характер, олицетворяя искусство, музыку и т.п. Работы Шлютера и Пино дают представление о высокой орнаментальной культуре так называемого стиля регентства - переходного от классицизма XVII в. к рококо.

Современными исследователями (прежде всего И.В. Рязание­вым) установлено, что не только в скульптуре Летнего сада, но и в рельефах Летнего дворца Петра I или Большого каскада в Петергофе была сознательно выражена и воплощена идея тематических цик­лов. Излюбленными образами петровского времени были именно мифологические образы, связанные с морем: прежде всего Нептун, а за ним сонм всяких морских чудищ. (Неизменно одно из первых мест занимал, правда, Вакх.)

Как и в живописи, в процессе «обмирщения» отечественной скульптуры много сделали приглашенные Петром на работу ино­странцы. Это первые по времени рельефы Петровских ворот Пет­ропавловской крепости. Исполненные Конрадом Оснером Старшим («Низвержение Симона волхва Апостолом Петром» и «Бог Саваоф»), фигуры Афины на фронтоне (не сохр.) и Веры и Надежды (Беллоны и Минервы?) в нишах ворот, приписываемые Н. Пино (о которых уже говорилось в главе 1. Архитектура). Заметим здесь только, что вся скульптура Петровских ворот была исполнена до решающих викторий в Северной войне и отражала прежде всего «веру и надежду» русского народа на эту победу. Далее, это 14 вертикальных декоративных панно Дубового кабинета (проект Леблона) Большого Петергофского дворца, исполненные по эскизам и моделям также Пино (1718 - 1720), аллегории и символы ко­торых раскрывают и прославляют военную и государственную дея­тельность Петра. По моделям Пино были созданы рельефы дубовой отделки западной га­лереи Монплезира (1720—1722). Г.-И. Маттарнови или какому-либо другому мастеру школы Шлютера приписываются ме­дальоны потолка Передней Меншиковского дворца — «Право­судие» (Фемида с весами) и «Плодородие» (Деметра с корзи­ной и снопами: стук, алебастр). Наконец, одно из значительных явлений в этом ряду — 29 сюжетных барельефов по эскизам А Шлю­тера, исполненных частично им самим и частично его учениками на фасадах Летнего дворца в Лет­нем саду (1713—1714), аллегорически прославляющих морские победы России, ее утверждение на берегах Невы и Балтики, и изображение Минервы в окружении военных атрибутов — над входом.

Даже единичные элементы общего убранства оставляли след в развитии светской скульптуры, ее становлении: например, рельеф камина с амурами в Зеленом кабинете Летнего дворца, семь ме­дальонов во дворце Меншикова (все — мастерской Шлютера), рельефы «Игры амуров» в Монплезире; аллегории музыки и ис­кусств на фризе Центрального зала Большого Петергофского двор­ца; наконец, более семи десятков рельефов Большого каскада Петергофа (по чертежам Леблона и Браунштейна отлиты в свинце в 1720—1721 гг. в Англии). Затем к этому добавились закупки Микетти в Италии.

С начала 1720-х годов встает вопрос о создании больших скульптурных памятников — Триумфального столпа и конного монумента Петра I Никола Пино создает проект памятника Петру в образе Геркулеса, поражающего льва (символ Швеции). Фигура Петра должна была венчать триумфальную арку (рисунок Пино хранится в Музее декоративных искусств в Париже). В виде триумфальной арки был решен и маяк в Кронштадте. Минерва и соседствующие с ней Нептун, дельфины и прочие морские существа, представленные как в круглой скульптуре, так и в рельефе, призваны были прославить морские победы России. Об этом неосуществленном проекте мы можем судить по чертежам Пино и Микетти (собрание Эрмитажа).

Незавершенным остался и Триумфальный столп, который пред­полагалось установить на одной из площадей Васильевского остро­ва. В его создании принимали участие Б.-К. Растрелли, Пино, Каравакк, а осуществлялись работы в токарной мастерской А. Нар-това. Бронзовые и медные рельефы, предназначавшиеся для этого столпа, до сих пор находятся в собрании Эрмитажа (ОИРК). Медальоны («Основание Петербурга», «Сражение при Калише», Полтавский бой, аллегория Ништадтского мира и др.) повествуют о событиях Северной войны, почти скрупулезно точно, как бы продолжая традицию рельефов колонны Траяна, передают реалии военного быта, костюм, вооружение. Сцены битв при Нотебурге, Нарве, Калише — приписываются Пино. Лучший из медальонов, посвященный основанию Петербурга, безоговорочно считается ис­полненным Б.-К. Растрелли. Вопрос авторства в отношении всех сохранившихся медальонов вообще спорный, поскольку они не подписные, а рисунки к ним не обнаружены. Но два имени — Пино и Растрелли — бесспорны.

Наши рекомендации