Организация осмотра места пожара

Выезд на место происшествия и первоначальная ориентировка.Сказанное о задачах, зонах, стадиях и видах осмотра места пожара определяет требования к организации этой работы. Поскольку осмотр места пожара входит в комплекс первоначальных следственных действий и неотложных мероприятий, именно организация такой работы во многом определяет успех дела. На примере пожара на базе Горпромторга мы видели, что восполнить упущенное при осмотре в ходе дальнейшего расследования может быть невозможно. Первым условием надлежащей организации осмотра является безотлагательный выезд на место происшествия независимо от времени суток, состояния погоды и т. п. Действия на месте пожара в период его тушения мы рассматривали ранее. Чаще, однако, следователь на место происшествия прибывает позже, в связи с чем осмотр проводится уже во всех зонах и сразу возникает более широкий круг неотложных вопросов.

Если на следование к месту пожара необходимо значительное время, еще при выезде нужно дать на место указание о сохранении обстановки, а по прибытии проверить его и при необходимости немедленно принять дополнительные меры в этом направлении. Не увлекаясь поначалу деталями, необходимо: как можно оперативнее получить ориентировку путем беглого предварительного обзора и короткого опроса местных работников, жителей, очевидцев, пожарных, а также установить, когда, где, кем, по каким признакам был обнаружен пожар, собрать мнения о месте и причине пожара, сведения об объекте (здании, помещении и т. п.), об изменении обстановки, происшедшей после пожара. Однако ни в коем случае нельзя спешить с выводами, основанными на таких данных. Поэтому могут быть случаи, когда опытный специалист сочтет целесообразным даже до беседы с очевидцами предварительно лично произвести беглый осмотр зоны горения и таким образом составить собственное мнение о возможном месте возникновения пожара по очаговым признакам. В этом случае последующий опрос очевидцев может быть более направленным и активным.

Организация осмотра места пожара и других неотложных мероприятий. После предварительной ориентировки должен быть продуман и мысленно намечен план осмотра по зонам, стадиям и участкам с учетом имеющихся сил. При наличии на месте пожара опытных пожарных специалистов, а также работников милиции или прокуратуры последние могут в первую очередь осмотреть местность и ту часть объекта пожара, в которой горения не происходило. Специалисты пожарные, а также работники милиции, прокуратуры, имеющие опыт работы по делам о пожарах, могут приступить к обследованию самой зоны горения. Если сил недостаточно, то, организуя осмотр места пожара, приходится начинать с тех зон и участков, в пределах которых обстановка, вещественные доказательства и следы могут не сохраниться.

От следователя или лица, возглавившего работу в этот период, требуется максимум распорядительности и инициативы.

Период осмотра очень часто совпадает по времени с другими неотложными мероприятиями, так как при наличии версий умысла следы и вещественные доказательства, обнаруженные при осмотре, могут быть использованы с целью розыска и разоблачения преступника. Поэтому сбор сведений о его личности и розыск должны осуществляться немедленно.

Очень часто одновременно с осмотром места пожара организуется сбор данных, характеризующих местную обстановку, производится допрос очевидцев.

Уже с учетом изложенного становится очевидной целесообразность расследования крупных пожаров бригадным методом, начиная со стадии неотложных мероприятий. Создание в таких случаях специализированных групп осмотра места происшествия, допроса и розыска в полной мере оправдывает себя, позволяя с наибольшей отдачей и в более сжатые сроки решать задачи расследования пожара. Практика показывает, что согласованные действия работников прокуратуры, милиции и пожарной охраны, их четкое взаимодействие и контакт являются залогом успеха при расследовании дел о пожарах.

Статья 179 УПК РСФСР дает следователям право приглашать в случае необходимости для участия в осмотре места происшествия специалистов, не заинтересованных в исходе дела. Такими специалистами могут быть работники пожарной охраны, хорошо разбирающиеся в специфике горения на пожарах, а также работники данного или родственного объекта (если пожар произошел в условиях промышленного предприятия, института и т. п.), знающие особенности устройства и эксплуатации оборудования, оказавшегося в зоне пожара. Участие в осмотре сведущих лиц может иметь большое значение при выборе правильного пути дальнейшего расследования по делу. При наличии трупа в осмотре принимает участие судебно-медицинский эксперт, а при взломах — эксперт-криминалист. В качестве пожарных специалистов для участия в осмотре места пожара можно рекомендовать работников пожарно-испытательных станций. Последние, как известно, не являются экспертными учреждениями, но в соответствии с Наставлением по работе станций персонал этих специальных подразделений пожарной охраны выезжает на пожары для исследования их и решения ряда технических служебных вопросов. Участие такого специалиста может ограничиться осмотром места пожара и не означает последующего назначения экспертом по данному делу. В осмотре места пожара могут принимать участие также пожарно-технические и технические эксперты.

Осмотр места пожара производится следователем в присутствии понятых. Необходимо понятых выбирать из числа лиц, не связанных с причиной возникновения пожара (по предварительным данным) и не заинтересованных в исходе его расследования. Понятые обязаны все время присутствовать при осмотре и могут активно участвовать в нем.

Осмотр должен быть организован таким образом, чтобы в зоне осмотра не было посторонних лиц. Последние должны быть удалены. Если устанавливается, что во время осмотра в группе его участников оказались посторонние лица, удалению их должно предшествовать выяснение личности и отношения (служебного и т. п.) к факту пожара. Иногда такие добровольцы, хорошо знакомые с обстановкой, могут принести пользу и сведениями их нет оснований пренебрегать. Нужно, однако, помнить о возможности попыток со стороны лиц, заинтересованных в направлении расследования, дезориентировать следователя.

Основные меры безопасности при осмотре места пожара. Организуя осмотр места пожара в зоне горения, нельзя забывать о мерах безопасности. Возможность ослабления прочности и связей конструкций, потери устойчивости дымовых труб и неожиданных обрушений, образование прогоревших участков и т. п. требуют осмотрительности. Надежность сомнительных участков должна быть проверена и должны быть приняты меры предосторожности: устроены временные крепления, настилы, в необходимых случаях предварительно вызваны обрушения. Особую осторожность необходимо соблюдать в период остывания железобетонных конструкций, а также в зоне расположения свободно стоящих дымовых труб. Если до производства осмотра свалить трубы было нельзя, рекомендуется поставить специального человека, обязанного немедленно предупредить об опасности обрушения. Наиболее вероятное направление падения дымохода заранее следует уточнить, продумав пути отхода работников, ведущих осмотр в опасной зоне. Подходить к дымоходу рекомендуется со стороны одного из его углов, а не со стороны плоскостей. Ответственность за соблюдение мер безопасности при осмотре места пожара несет следователь или другое лицо, возглавляющее осмотр.

Если работа по осмотру проводится уже в период ликвидации пожара, необходимо договориться с руководителем пожаротушения о подавлении очагов дымо- и парообразования, препятствующих осмотру, ухудшающих видимость в том числе и в опасных для пребывания зонах.

Наши рекомендации