Анализ конкурентоспособности предприятия
При анализе конкурентоспособности в первую очередь следует уделить внимание таким факторам, как:
Качество продукции
В производстве пиломатериалов важную роль играет качество произведенной продукции. В зависимости от того, в каких условиях произрастало и развивалось дерево, оно может иметь различные пороки, которые влияют на сферу применения древесины. Наиболее часто встречающиеся дефекты – это всевозможные сучки, трещины, обзол, гнили и т.д. Поэтому следует производить тщательный осмотр древесины и осуществлять правильное хранение.
Чтобы определить качественные пиломатериалы, в первую очередь, необходимо учесть основные критерии такого выбора, а именно:
- тип пиломатериала;
- сорт древесины;
- качество обработки пиломатериала и его размеры.
Тип пиломатериала
Все пиломатериалы принято разделять на пять сортов согласно действующих нормативов ГОСТ:
Отборный сорт
В автостроении и судостроении используется отборный сорт пиломатериалов. Это сорт с наивысшим качеством пиломатериалов, но соответственно и цена на него выше, чем цена на другие сорта пиломатериалов. Здоровые, сросшиеся сучки допустимы в соответствующих пределах: ребровые и пластовые – 20% диаметра или 2 на метр длины, но не более. Не допустимы для отборного сорта – гнилые или сгнившие сучки.
Кромочные и пластовые трещины, в их числе на торец выходящие – глубокие 10%, неглубокие 16%. Не допускаются торцевые трещины, за исключением трещин образовавшихся в результате усушки.
Наклон волокон – 5%. Не допускается присутствие корня на пиломатериале.
Также не допускаются: острые обзолы, включения инородного типа, гнилые или сгнившие участки, плесень, грибные пятна, рак, односторонняя прорость.
Сорт
Древесина первого сорта применяется в промышленности. Ее используют при производстве мебели, в строительстве и др. Этот сорт немного уступает в качестве предыдущему.
Не приемлемы для пиломатериалов первого сорта выпадающие, высохшие или вываливающиеся сучки, а так же не допускается наличие сучков в размере более 10мм .
Не допустимы трещины сквозные, глубина и ширина которых более 1мм и суммарная длина которых больше четверти длины пиломатериала.
Присутствие сквозной прорости, т.е заросшей или зарастающей раны с продольной щелью с остатками омертвевших тканей и древесной коры, длина и ширина которых более 1/20 ширины и длины непосредственно пиломатериала ( примерно более 2 мм) – не допустимо.
Наружных молодых слоев древесины, белого или серого цвета- заболоней, не должно быть на пиломатериале первого сорта.
Не должно быть заболони (наружные молодые, физиологически активные слои древесины, на пиломатериале, которые имеют белый или серый цвет), а так же побурение, плесень, механические повреждения , трухлявость и включения инородного типа – не допустимы.
Сорт
Для второго сорта пиломатериала требования не такие строгие, но и качество этой древесины ниже, а соответственно и цена на уровень ниже предыдущих сортов.
У пиломатериала второго сорта не должно быть здоровых сучков, размер которых более 20 мм и сучков, которые выпадают. Так же не должно быть трещин, ширина и глубина которых более 1мм и суммарная длина более трети длины такого материала и трещин сквозных. Не допустимы червоточины, трухлявость и не должно быть участков поврежденных паразитами.
Недопустимо наличие механических повреждений.
Как итог – для 2 сорта пиломатериалов допустимы некоторые недостатки, пороки, но только те, которые не портят общее впечатление о таком материале. Этот сорт более доступный по цене.
Сорт
По сравнению с предыдущими сортами пиломатериалов, этот сорт более низкого качества. Его используют при производстве упаковочных материалов и тары. Цена на такой сорт пиломатериала намного ниже по сравнению с предыдущими сортами.
Именно для этого сорта допустимы почти все огрехи и пороки, но только в допустимом соотношении. Допустимы здоровые сросшиеся сучки, торцевые трещины, наклоны волокон, прости и пр.
Сорт
Этот класс пиломатериала используется при изготовлении опалубки, поддонов, строительных лесов и оград. Так же они используются при возведении хозяйственных блоков, сараев и т.п. Это самый дешевый сорт пиломатериалов, в нем допустимо достаточно большое количество огрехов и пороков.
Этот сорт изготавливается по ГОСТу 8486-86, который определяет допустимое число дефектов для 1 кубометра используемой древесины. А именно, какое изменение цвета массива допустимо, какие повреждения могут присутствовать на таком материале и т.д. Так же для этого сорта пиломатериала допустимо наличие обзола.
Наши пиломатериалы будут 1-2 сорта, что повышает конкурентоспособность на рынке.
Сорт древесины
Наиболее популярными сортами древесины, которая применяется для производства пиломатериалов, являются хвойные породы дерева (сосна, лиственница, ель, кедр, пихта и т.д.), а также дуб, ясень, клен и другие.
Точность размеров
В любой партии можно встретить разные по размерам пиломатериалы. Если длину, толщину и ширину можно исправить, то их конфигурацию практически невозможно. Поэтому при производстве пиломатериалов очень важно обращать на это внимание, следить за выпущенной продукцией и периодически проверять ее. Этим будет заниматься директор предприятия.
Наши пиломатериалы будут удовлетворять этим условиям, поэтому качество продукции можно охарактеризовать, как конкурентоспособное.
Ассортимент
Ассортиментная линия нашего предприятия будет довольно разнообразна, благодаря тому, что каждое изделие будет предлагаться разных размеров, по любому запросу заказчиков.
Уровень цен
Также конкурентным преимуществом нашей продукции будет доступность цен. Постоянным заказчикам, закупающим изделия оптом, будет предоставляться система скидок.
Доставка продукции
Доставляться будет продукция на личном транспорте, при этом будут осуществляться точные сроки поставки.
Так как внешняя и внутренняя среда изменяются под воздействием деятельности предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. И на основе полученных результатов предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны поможет SWOT –анализ.
Таблица 3 - SWOT –анализ
SWOT | O - достаточное количество поставщиков сырья - наличие в районе организаций, которые являются потенциальными потребителями пиломатериалов -непосредственная близость к участкам заготовки древесины -востребованность продукции деревообработки -привлечение лизинга | T - истощение лесных ресурсов -появление потенциальных конкурентов -изменение законодательства -отсутствие государственной поддержки -высокие процентные ставки по кредитам |
S - безупречное качество продукции -высокая производительность труда, за счет внедрения нового оборудования -доступность цен на пиломатериалы -разнообразный ассортимент за счет предложения изделий различных размеров -производство продукции долгого срока хранения | Так как деревообрабатывающая продукция всегда востребована, то не появиться проблем с ее сбытом. Также имеется возможность сотрудничества со строительными фирмами. А близость к участкам заготовки древесины позволит сократить расходы на сырье. | Борьба с конкурентами за счет высокого качества и приемлемых цен, также можно будет расширить ассортиментную линию пиломериалов. |
W - недостаток средств для открытия бизнеса -отсутствие дополнительного оборудования для переработки возвратных отходов - меньше опыта, чем у конкурентов - высокая вероятность пожаров -вероятность несвоевременной поставки сырья | Имеется возможность в дальнейшем покупки оборудования для переработки возвратных отходов за счет лизинга. Также для того чтобы не произошло простоя на производстве из-за несвоевременной поставки сырья необходимо найти дополнительных поставщиков на экстренную поставку. | Так как в лесопилении присутствует высокая вероятность пожаров, следует уделять большое внимание пожарной безопасности. |
Рынок цен
Ценовая политика – это общие принципы и методы, которых предприятия собираются придерживаться в сфере установления цен на выпущенную продукцию. Фирмы устанавливают уровень цен, исходя из соображений получения прибыли от своей деятельности. Как правило при разработке политики ценообразования принимаются во внимание издержки производства, конкуренция и спрос.
При выходе на рынок и захвате доли рынка разумно будет ориентироваться на стратегию «ценообразование на основе цен конкурентов».
При конкурентном ценообразовании компания основывает свою цену главным образом на ценах конкурентов, уделяя меньше внимания собственным издержкам или спросу на свой товар. Компания может назначить такую же цену, как у ее основных конкурентов, выше либо ниже. Хотя конкурентный метод ценообразования не дает компании возможности в должной мере управлять своими доходами, он весьма популярен. Когда эластичность спроса определить сложно, текущая цена будет воплощением коллективной мудрости в отрасли; это именно та цена, которая обеспечивает компании справедливый доход. Кроме того, удерживая текущую цену на приблизительно одном уровне, компании избегают разрушительных ценовых войн.
Анализ рынка цен
Анализируя рынок сложившихся цен на пиломатериалы хвойных пород по Ярославской области можно выделить, что цена на:
-обрезную доску находиться в районе от 5 000 руб/м³,
-необрезная доска от 4 000 руб/м³,
-брус от 5 000 руб/м³,
-брусок от 4 000 руб/м³
Также рассмотрим цены на товары – заменители.
Самым распространенным заменителем пиломатериалов является фанера. Она представляет собой лущеный шпон, который склеен в определенное количество слоев. Чем прочнее склеенная древесина, тем выше ее качество. Изготавливается фанера из различных сортов древесины. Видов и марок у нее очень много, например, самой популярной является марка ФК. Это марка средней влагостойкости и высокой прочности во всех направлениях. Используется для внутренних помещений, для изготовления перегородок и тары.
Стоимость фанеры определяет порода древесины, используемая в ее производстве, формат и толщина листа.
Кроме того, стоимость листа фанеры зависит от производителя и также от ее типа. К примеру, стоимость влагостойкой фанеры отличается от стоимости фанеры невлагостойкой. Стоимость влагостойкой фанеры обусловлена ее высокими характеристиками и сферами применения.
Так, например, стоимость водостойкой фанеры, в Ярославской области, толщиной 15 мм и размером 1500мм х 3000мм, находиться в районе от 1500 руб/лист.
Анализируя цены конкурентов за 1 м³ обрезной доски (хвойных пород) длиной 6 метров, можно установить следующие пороги цен:
Минимальная цена – 5800 руб.
Максимальная цена – 6200 руб.
Средняя цена – 6 000 руб.
Данные значения стали ориентировочными при формировании цен на изделия.
Таблица 4 – Формирование цен на основе главных конкурентов
Наименование продукции | Цена, руб/ м³ | ||
ООО «Лесяна» | ООО «Лесстройсервис» | ИП «Петров А. А.» | |
Доска обрезная (1 сорт, 6 метров) | |||
Доска необрезная (6 метров) | |||
Брус обрезной (6 метров) | |||
Брусок обрезной (3 метра) |
Также предприятием предусматривается услуга по доставке товара, услугу планируется осуществлять по цене 500 руб., так как доставка будет производиться двум компаниям один раз в неделю, то за выезд выручка за услугу составит 1000 р.
Продвижение товара
Деятельность лесопильного предприятия не ограничиться лишь созданием высококачественного товара, отвечающего запросам потребителей и правильным установлением цены на него. Необходимо еще и соответствующим образом довести этот товар до конечных потребителей и обеспечить ему доступность целевому сегменту рынка.
Сбытовая стратегия, направленная на реализацию главной цели деятельности предприятия - удовлетворение потребностей рынка при оптимальных затратах, включает следующие решения:
- выбор системы и метода сбыта, канала распределения готовой продукции;
- установление хозяйственных связей с покупателями;
- разработка мероприятий по стимулированию сбыта;
Проектом предусматривается простая система, и прямой метод сбыта, так как реализация продукции будет осуществляться без посредников.
Преимущества прямого метода продаж:
1. При нем используются непосредственные контакты с потребителями.
2. Он дает возможность сохранить полный контроль за ведением торговых операций.
3. Не нужно оплачивать услуги посредников.
Доставка товара будет осуществляться личным транспортом, при этом гарантируется аккуратное обращение с продукцией при погрузочно -разгрузочных работах и точные сроки доставки.
Что касается системы по стимулированию сбыта, то в отношении ее предприятием будут принята система скидок для постоянных заказчиков.(5-10%)
Объем производства – сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия.
Ориентируясь на примерные объемы, представленные строительными фирмами, а также на опыт конкурентов и востребованность строительных материалов мы рассчитали планируемый объем продаж. При этом учитывался фактор сезонности строительной застройки.
Объем продаж предполагается увеличивать на 5%, так как строительная отрасль развивается, и количество заказов на строительство с каждым годом увеличивается.
План объемов продаж и выручки представлен в таблице
Таблица 5 – План объема продаж и выручки
Продукт, услуга | Объем продаж | Цена, руб. | Выручка в год, руб. | ||||||||||||
Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. | Итого | |||
Доска обрезная(6 м), 1м³ 1 сорт | |||||||||||||||
2 сорт | |||||||||||||||
Доска необрезная(6 м), 1м³ | |||||||||||||||
Брус обрезной(6 м), 1м³ | |||||||||||||||
Брусок обрезной(3 м), 1м³ | |||||||||||||||
Доставка продукции(кол-во раз) | |||||||||||||||
Итого: | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |