Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия

на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как:

Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru качество и характеристики продукции;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru репутация (имидж);
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru производственные мощности;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru использование технологий;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru дилерская сеть и возможности распространения;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru инновационные возможности;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru финансовые ресурсы;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru издержки по сравнению с конкурентами;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru обслуживание клиентов.

При разработке стратегических перспектив руководство организации (компании) должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются :

Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru конкурентными преимуществами;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях);
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru

сложностью дублирования.

группировку компетенций (факторов) осуществлять согласно направленности функциональных процессов — внешние (направленные из внешнего окружения внутрь организации), внутренние (идущие изнутри организации) и двусторонние. Внешние процессы связывают организацию с ее внешним окружением, обеспечивая обратную с ней связь и формируя внешние связи. Внутренние процессы направлены на удовлетворение нужд потребителей. Внешние процессы задают также направленность компетенциям организации, определяемым внутренними и двусторонними функциональными процессами. Рассматриваемые процессы характеризуются множеством компетенций (факторов). Данный подход по набору факторов, определяющих конкурентоспособность организации, практически не отличается от рассмотренного выше [22]. В то же время подобный подход позволяет организации строить свою структуру управления, ориентируясь на межфункциональное взаимодействие. В работе [8] всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, предлагается разделить на три группы:

Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru цели, которые ставит перед собой организация;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru ресурсы, которыми располагает организация;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru факторы внешней среды.

В свою очередь, в работе [9] констатируется, что конкурентоспособность организации определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.
Предлагается также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации, следующие [3]:

Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя;
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия - student2.ru временной критерий эффективности производства.

17 Анализ обновления производства.Анализ товара – основополагающий элемент в понимании положения предприятия. Его цель – изучение типов продукции, ее качества, характеристик сопровождающих ее услуг и степени отличия от аналогичных продуктов (и услуг) конкурентов, новизны продукции, цены.Анализ типов продукции. Отличают производство товаров широкого потребления от производства продукции для промышленности. Среди товаров широкого потребления выделяют прежде всего продукцию каждодневного спроса, «обдуманные» покупки и специфические. Промышленные классифицируются по исходным материалам и их составляющим элементам.Изучение характеристик продукции. В основном производители определяют стандартную продукцию, которая может быть укомплектована по выбору клиента тем или иным числом элементов.Изучение услуг, сопутствующих продукции. Все чаще можно отметить, что конкуренция осуществляется на уровне услуг, сопутствующих проданной продукции. Эти службы могут предлагать доставку-установку материалов, подбор рабочей группы по заказу и т. п.; ремонт и поддержку в рабочем состоянии; техническое обслуживание; доступ к лабораториям, клубам пользователей, обучение персонала; гарантии; информацию (каталоги или информационное подсоединение); удобство условий оплаты; удобство условий складирования. Все эти услуги могут помочь в понимании такого понятия, как «тотальное качество», и выявить стратегию дифференциации.Изучение новизны товара. Поскольку обновление продукции осуществляется все быстрее, этим и объясняется, по мнению некоторых исследователей, невозможность использования такого понятия, как кривая жизни продукции. Однако очень полезно уточнить понятие «новизны продукции».Изучение цен товара. Даже если цены представляются наименее значительным элементом в дифференциации товара по отношению к товарам конкурентов, то они остаются тем не менее основным элементом, так как никакая дифференциация не может выдержать сравнения даже с незначительным снижением уровня цен. Анализ цен товара на немонополизированном рынке, очевидно, может осуществляться только в сравнении с ценами конкурентов, т. е. товара с теми же или подобными характеристиками качества. Это сравнение будет тем более трудно осуществлять из-за политики «демаркирования» (снижения цены при снятии ярлыка), которую могут проводить некоторые производители. Если продукция конкурентов неидентична, то необходимо сравнить цены на товары с учетом полезности, которую эти товары представляют для «конечных» потребителей. Например, если анализировать волнистый упаковочный картон, то необходимо учитывать совокупность требований, таких как прочность, разрываемость, сопротивление влаге, цвет бумаги, готовность и приспособленность для печати, характеристики для машинной обработки.Впечатление, производимое ценами на покупателей, также необходимо принимать в расчет (психологические цены).Все перечисленные позиции порой учесть трудно, поэтому мы отсылаем читателей к специализированной литературе.Все вышеперечисленные составляющие анализа товара могут служить для соотнесения с конкурирующими товарами и помочь в определении стратегии предприятия.






18/ Анализ качества продукции.Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Для отечественных предприятий подход к системе каче­ства определяется наличием двух факторов: с одной стороны, посто­янно растут требования заказчиков к качеству продукции, с дру­гой — крайне медленно происходит переоснащение предприятий со­временной техникой. Проблема обеспечения оптимального уровня качества — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удер­жания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество — один из основных факторов, способствующих росту реализации и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции и самого предприятия. Однако повышение качества, как правило, требует дополнительных затрат и увеличения себестоимо­сти единицы продукции.

Различают обобщенные, индивидуальные и косвенные показате­ли качества продукции. Они характеризуют параметрические, потре­бительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уро­вень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Обобщенные показатели характеризуют качество всей произве­денной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес:

- новой продукции в общем выпуске; - сертифицированной и несертифицированной продукции;

- продукции, соответствующей мировым стандартам, и др.
Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из следующих свойств: - полезность; - надежность ; - технологичность; - эстетичность.

Косвенные показатели — штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.Обязательные требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии предъявляются государственными стандартами.

Качество может оцениваться :- по техническим характеристикам ( техническому уровню продукции, ее назначению, надежности, долговечности ),

- по показателям, связанным с изготовлением продукции ( показателям технологичности . стандартизации и унификации ),

- по уровню безопасности для человека в окружающей среды,

- по дополнительным характеристикам ( эргономические , эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентной чистоты и др.).

Наиболее важным показателем при анализе качества продукции являются ее экономически оптимальное качество: Экономически оптимальное качество=качество продукции / затраты на приобретение ( или производство ) и эксплуатацию продукции. При этом определение показателя « качество продукции » (числитель формулы ) является настолько сложным , что этим занимается специальная наука – квалиметрия.

В наиболее простом варианте анализ качества продукции по экономической составляющей можно провести в том случае, если мы производим однородную продукцию, которая в зависимости от качества подается по различной цене ( например, выпускается продукция высшего, первого, второго сорта ) . При этом естественно, что высший сорт стоит дороже, чем первый и т. д. Тогда с помощью показателя средневзвешенной цены мы можем определить, продукцию какого сорта в основном производит предприятие: Средневзвешенная цена = ∑Кi*Цi / Кi, где Кi – количество продукции i – го качества : Цi – цена за продукцию i – го качества. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции не зависимо от ее вида и назначения:
А) удельный вес новой продукции в общем её выпуске; Б) удельный вес продукции высшей категории качества; В) средневзвешанный балл продукции; Г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
Д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
Е) удельный вес сертифицированной продукции;
Ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
З) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качество продукции характеризуют одно из ее свойств:
А) полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания и др.);
Б) надёжность (долговечность, безотказность в работе);
В) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);
Г) эстетичность изделий.

19.Анализ брака и потерь от брака. Брак может быть обнаружен на самом предприятии, где изготавливался данный товар; если же предприятие, которое столкнулось с данной проблемой, своевременно не решило ее, впоследствии может понести убытки, потери от брака, а также может в значительной мере пострадать экономика предприятия. Предусматривается ряд причин брака в производстве:

  • неверно была произведена документальная конструкция товара;
  • неисправность оборудования, инструментов на производстве;
  • небрежность и недоработка производителя; деформация товара при перевозке;
  • внешний вид товара не соответствует образцу;
  • дефекты товара скрытого значения (например, дефект раскрывается только при эксплуатации товара);
  • изначально сырье не соответствовало задуманному качеству товара;
  • халатность в работе и т. п.

Предприятие выплачивает покупателю затраты, которые он понес в связи с покупкой некачественного товара, также предприятие должно нести и транспортные расходы в связи с заменой покупателю бракованной продукции. Суммарные потери по исправлению брака (Пбр) составят: Пбр = Пб + Пиб + Пбв + Пив, где Пб – потери при окончательном внутреннем браке продукции; Пиб – потери предприятия по исправлению внутреннего брака; Пбв – потери от брака выпущенной предприятием продукции (сумма возмещения покупателям затрат, понесенных в связи с приобретением ими окончательно забракованной продукции, сумма расходов на демонтаж забракованной продукции; сумма транспортных расходов, вызванных заменой забракованных покупателями изделий), руб.;
Пив – сумма потерь от исправления внешнего брака (стоимость материалов, комплектующих изделий, израсходованных на исправление брака; сумма заработной платы работников предприятия, затраченная в связи с исправлением брака; сумма возмещения покупателям затрат, связанных с приобретением исправленной бракованной продукции; сумма транспортных расходов, вызванных исправлением брака за минусом стоимости окончательно забракованной продукции по цене возможного ее использования; сумма возмещения убытков, фактически взысканная с виновников брака). Также при анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов. Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Стоимость годной продукции, которая была получена без брака, определяется фактическим объемом товарной продукции в плановых ценах, умноженным на долю окончательного брака производственной себестоимости. Анализ брака, обнаруженного на производстве, и рекламации желательно начинать изучать с причин их возникновения, это точнее определит размер израсходованных средств и затрат на обеспечение качества продукции. Для избежание превышения затрат созданы специальные дополнительные графики и кривая Парето, они отражают недостатки, оценивают издержки, требующееся время для устранения этих дефектов.

20. анализа показателей организационно-технического уровня.Совершенствование организационно-технического уровня хозяйственной деятельности – это комплексный непрерывный процесс ее рационализации, охватывающий НТП и научно-технический уровень производства продукции, структуру хозяйственной системы и методы хозяйствования.Под организационно-техническим уровнем производства понимается достигнутый уровень развития средств производства, методов организации и управления. Методика анализа организационно-технического уровня основывается на применении двух групп аналитических показателей: состояния организационно-технического уровня производства и экономической эффективности его совершенствования. Первая группа показателей характеризует качество и прогрессивность продукции, состояние техники и технологии, организации производства, труда и управления. Вторая группа показателей (производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность) дает комплексную характеристику экономического уровня производства и экономической эффективности повышения организационно-технического уровня производства. Повышение организационно-технического уровня производства в любой отрасли материального производства в конечном счете проявляется в уровне использования трех элементов производственного процесса: труда, средств и предметов труда. Качественные показатели использования производственных ресурсов – производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов, выступают одновременно и показателями экономической эффективности повышения организационно-технического уровня. К задачам анализа организационно-технического уровня относятся:*оценка состояния организационно-технического уровня;* установление его влияния на эффективность хозяйствования.

Организационно-технический уровень производства.
Организационно-технический уровень производстваявляется компонентом целевой подсистемы системы производственного менеджмента, который характеризуется результатами научно-технического прогресса и инновационной политики на уровне организации, степенью соответствия уровня технологии и организации процессов требованиям «входа» системы. Организационно-технический уровень производства определяется соответственно техническим и организационным уровнями производства.
Технический уровень производства определяется следующими факторами:
-уровень автоматизации и механизации производства представляет собой соотношение основных и вспомогательных рабочих, работающих по наблюдению за автоматами и при помощи машин, к общей численности основных и вспомогательных рабочих;
- уровень прогрессивности технологических процессов — это отношение прогрессивных процессов к их общему количеству в соответствии с официальными методиками;
- средний возраст технологических процессов;
- средний возраст технологического оборудования;
- фондовооруженность труда работников фирмы равно отношению стоимости активной части основных производственных фондов к численности всех работников фирмы.
К факторам, влияющим на организационный уровень производства, рекомендуется относить следующие:
- уровень специализации производства (отношение, например, стоимость годового объема профильной продукции к общему объему продукции произведенного за тот же период времени);
- уровень кооперирования производства (отношение годового объема комплектующих изделий к общему объему продукции, произведенного за тот же период времени);- коэффициент сменности работы технологического оборудования;- укомплектованность штатного расписания;- удельный вес основных производственных рабочих в численности работников фирмы;- показатель текучести кадров;- потери рабочего времени;- коэффициент частоты травматизма;- коэффициент пропорциональности частичных производственных процессов;- коэффициент непрерывности производственных процессов;- коэффициент параллельности производственных процессов;- коэффициент прямоточности производственных процессов;
- коэффициент ритмичности производственных процессов.
Тактическое управление перечисленными факторами ОТУП позволит найти резервы его повышения. Для осуществления стратегического управления факторами ОТУП необходимо прогнозирование их изменения в будущем.
Организационно-технический уровень производства характеризуется степенью совершенства используемых на предприятии средств производства, методов его организации и управления производством. Рост организационно-технического уровня производства предполагает снижение трудоемкости изготовления продукции и более эффективное использование всех его ресурсов.


21.Основные Задачи анализа экономических результатов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются: .

· систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

· определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

· оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

Общими задачами являются: 1. Оценка качества, обоснованности и достоверности планов и нормативов. 2. Определение базовых показателей для планирования на предстоящий период.
3. Осуществление повседневного контроля за ходом вы­полнения планов, заданий и оценка их выполнения. Используя данные бухгалтерского и статистического учета, а также другие источники информации, экономический анализ характеризует выполнение плана на текущий момент и за отчетный период. Здесь же дается оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.4. Определение влияния отдельных факторов и их количественная оценка. При анализе очень важно выделять и измерять влияние внутренних (зависящих от деятельности предприятия) и внешних (отраслевых) факторов. От этого будет зависеть правильность оценки деятельности предприятия, подсчет резервов и перспектив развития. 5. Выявление резервов роста эффективности производства. Анализ лишь тогда является действенным, когда он приносит предприятию реальную пользу. Она заключается в выявлении неиспользованных возможностей на всех участках производства. 6. Обоснование управленческих решений и их оптимизация. Решение этой задачи является важнейшим условием обеспечения эффективности производства. 7. Оценка хода перестройки; изучение хода выполнения директивных установок правительства в об­ласти экономического и социального развития страны; оценка выполнения планов хозяйственно-финансовой де­ятельности, напряженности плановых заданий, темпов роста или прироста, проявления закономерностей разви­тия; 8. Установление факторов, формирующих отклонение фактических результативных показателей от плановых, их изменение в динамике, измерение степени влияния факторов-причин на эти изменения; 9. Выявление внутренних резервов улучшения показа­телей, повышения экономической эффективности использования всех видов ресурсов, устранение имеющихся недостатков в работе; 10. Разработка конкретных мероприятий по мобилизации имеющихся резервов, устранению недостатков в работе, распространению передового опыта, повышению активности, деловитости работников, воспитанию трудящихся в духе сознательного, добросовестного отношения к труду; 11. Накопление аналитического материала, необходимого для разработки планов, повышения их обоснованности.


22. Анализ прибыли и оценка влияния факторов. Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:1) анализируется прибыль по составу в динамике;2) проводится факторный анализ прибыли от реализации;3) анализируются причины отклонений по составляющим прибыли;4) анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль;5) дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;6) анализируется использование прибыли на накопление и потребление;7) разрабатываются предложения к составлению финансового плана. Анализ прибыли и оценка влияния факторов. По составу включаемых элементов различают: валовую прибыль, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от продаж за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей и себестоимость продаж, товаров и услуг. Прибыль от реализацииравна разнице между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Прибыль (убыток) до налогообложения– это сумма прибыли от реализации работ, услуг, продукции и прочих доходов за минусом прочих расходов. В состав прочих доходов и расходов входит: -доходы полученные (расходы понесенные) от долевого участия совместных предприятий; -доходы от сдачи имущества в аренду; -доходы (расходы) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам; -суммы полученные или уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков; -другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции. Налогооблагаемая прибыль– это разница между прибылью до налогообложения и суммой доходов. Полученных по ценным бумагам от долевого участия в совместных предприятиях, рентных платежей, а также сумма льгот по налогу на прибыль. Чистая прибыль – это разница прибыли до налогообложения и суммы текущего налога на прибыль. Величина прибыли до налогообложения зависит от методов регулирования прибыли: 1. изменение стоимостных границ, отнесение имущества к основным средствам 2. изменение метода ускоренной амортизации 3. применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним 4. выбор метода оценки потребленных производственных запасов 5. изменение сроков погашения расходов будущих периодов 6. изменение метода определения прибыли от реализации продукции.

23. Основные задачи анализа социальных результатов.Цель экономического анализа – выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения производства продукции (работ, услуг) при минимальных затратах труда и средств, обеспечение рентабельной работы предприятия.Задачи экономического анализа:1) изучение и объективная оценка выполнения плана и эффективности производства по предприятию в целом и по отдельным подразделениям;2) установление количественных характеристик действия различных факторов на развитие экономики предприятия и его подразделений;3) обеспечение научно-технического и расчет-но-экономического обоснования принимаемых решений;4) выявление внутрипроизводственных резервов и путей их рационального использования. Выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта;5) обобщение и распределение передового опыта для повышения эффективности производства;6) содействие осуществлению текущего контроля за деятельностью предприятий и его подразделений. Вся производственная деятельность предприятий и их финансовые результаты зависят от соблюдения принципов коммерческого расчета. Он способствует осуществлению связи между предприятиями, объединяемыми одной формой собственности, между предприятиями, базирующимися на различных формах собственности, между предприятиями и государством. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует анализа факторов, повлиявших на исследуемые показатели, зависящие и не зависящие от предприятий;7) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки). Достигается осуществлением ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период времени позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным (прогнозным) анализом, который дает выход на планово-предположительные показатели. Используются методы сравнительного анализа конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций;8) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;9) обоснование и проверка оптимальности управленческих решений. Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений.

24. Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов.Производство любого вида продукции (работ, услуг) свя­зано с использованием материальных ресурсов. Материаль­ные ресурсы определенного ассортимента и качества являют­ся основой и необходимым условием выполнения програм­мы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффек­тивных материалов является важнейшим направлением уве­личения выпуска продукции и улучшения финансового со­стояния.Обновление ассортимента, расширение производственных возможностей обусловливает рост потребности в материаль­ных ресурсах. Хозяйствующие субъекты потребляют огром­ное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам, размерам.Номенклатура и ассортимент потребляемых материальных ресурсов зависят от номенклатуры и сложности производи­мой продукции.Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах.Материальные ресурсы – это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфаб­рикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для ис­пользования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.Материальные ресурсы переходят в материальные за­траты, которые представляют собой совокупность мате­риальных ресурсов, используемых в процессе производства. В общей совокупности затрат на производство они состав­ляют примерно 70%, что является свидетельством высо­кой материалоемкости продукции. Снижение материалоемкости продукции является важнейшим направлением улучшения работы, так как экономное расходование всех видов ресурсов обеспечивает рост производства и сниже­ние себестоимости.Задачами анализа использования материальных ресурсов являются:– определение уровня обеспеченности хозяйствующего субъекта необходимыми материальными ресурсами по видам, сортам, маркам, качеству и срокам поставок;– анализ уровня материалоемкости продукции в динами­ке;– изучение действия отдельных факторов на изменение уровня материалоемкости продукции;– выявление потерь вследствие вынужденных замен ма­териалов, а также простоев оборудования и рабочих из-за отсутствия материалов;– оценка влияния организации материально-техническо­го снабжения и использования материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость продукции;– выявление неиспользованных возможностей (внутрихо­зяйственных резервов) снижения материальных затрат и их влияние на объем производства.Источниками информации анализа обеспеченности хозяй­ствующих субъектов материальными ресурсами служат данные: – бизнес-плана; – данные оперативно-технического и бухгалтерского уче­та;– сведения аналитического бухгалтерского учета о поступ­лении, расходе и остатках материальных ресурсов;– форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)».Цель анализа материальных ресурсов состоит в повыше­нии эффективности производства за счет рационального ис­пользования ресурсов.Рост потребности в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным и интенсивным путем.Экстенсивный путь удовлетворения потребности в мате­риальных ресурсах предполагает приобретение или изготов­ление большего количества материалов, что ведет к росту удельных материальных затрат. Однако себестоимость про­дукции может снизиться, если увеличен объем производства или сокращены постоянные затраты.Интенсивный путь удовлетворения потребностей в мате­риальных ресурсах предполагает более экономное расходова­ние материалов в процессе производства, что обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижает себе­стоимость продукции.


Наши рекомендации