Организация строительства мостов малых пролетов
Мостостроительные подразделения ГО самостоятельно будут строить, в основном, небольшие мосты протяженностью не более 50 м. Для этого они имеют мостостроительные установки УСМ или УСМ-2 и автомобильные краны. При необходимости могут использоваться также народно-хозяйственные машины и устройства. Это, в частности, автокраны с одностреловым навесным копровым оборудованием и тяжелыми дизель-молотами СДМ и УР-500. При отсутствии мостостроительных средств небольшие мосты могут строиться и вручную.
В общем случае строительство моста включает: заготовку мостовых конструкций или получение их со складов; транспортировку мостовых конструкций из района их заготовки или складирования в район строительства моста; непосредственное строительство моста на водной преграде или на препятствии.
Строительству моста предшествует инженерная разведка и выработка решения на организацию строительства.
Организация и способы строительства моста зависят от характера водной преграды или препятствия, от используемых мостостроительных средств и наличия мостовых конструкций.
Для организации строительства даже самого малого моста необходима предварительная разработка его схемы. Без схемы невозможно определить требуемый характер и количество мостовых конструкций, в частности, длину свай или высоту рамных опор.
Для составления схемы моста на основе данных инженерной разведки вычерчивается в масштабе 1 : 100 или 1 : 200 (одинаковый по горизонтали и вертикали) профиль водной преграды или препятствия.
Организация оборудования и содержания переправ
по льду и бродам
Ледяная переправа - это участок водной преграды, покрытый ледяным покровом, оборудованный для переправы войск.
Территория РФ представляет собой широкие возможности для оборудования ледяных переправ. В западной части средняя толщина льда -
10-50 см, на северо-западе - 50-100 см, в восточных и северных районах - от 60-140 см, а в ряде мест, например, на реках Селенга, Амур толщина льда доходит до 180-200 см. К этому необходимо добавить, что на большей части территории страны период ледостава продолжается с ноября по апрель при низких зимних температурах воздуха.
Ледяные переправы требуют незначительных затрат сил и средств на их оборудование, позволяет экономить материальную часть табельных переправочно-мостовых средств.
Значительный опыт оборудования ледяных переправ был накоплен в годы Великой Отечественной войны. Так, только за период январь-март 1942 г инженерные войска Западного фронта, обеспечивая наступление ОА, устроили 58 ледяных переправ для пропуска танков и артиллерии. К началу декабря 1941 г. дорожные войска фронта при участии инженерных частей и Ладожской военной флотилии оборудовали на льду Ладожского озера дорогу, названную Дорогой жизни. Движение по ней обеспечивали четыре дорожно-эксплутационных полка, три отдельные мостостроительных батальона, два рабочих батальона и две рабочие роты.
При организации переправы на льду в первую очередь необходимо уметь определить несущую способность ледяного покрова, что определяется свойствами льда.
В полевых условиях требуемую расчетную величину льда при известном весе Р гусеничной или колесной машины и отрицательной температуре воздуха определяют по формулам:
для пропуска колонны более чем из 15 машин предельного веса
Нр = 11 × Ö Р (2.1)
для пропуска колонны из 10-15 машин
Нр = 9× Ö Р (2.2)
для пропуска одной машины
Нр = 8× Ö Р (2.3)
При кратковременных оттепелях (не свыше трех суток) требуемая расчетная толщина льда, вычисленная по формулам, увеличивается на 25 %. (Нр - в см, Р - в т).
В расчетную толщину льда включают: толщину слоя чистого льда Нчл и половину толщины мутного льда Нмл, т.е.
Нр = Нчл+ (2.4)
Грузоподъемность ледяного покрова, в том числе при переправе людей, можно определить по таблице 2.2.
Наиболее распространенными являются ледяные переправы по естественному льду, т.к. они более экономичны: в процессе эксплуатации требуется только уборка снега и заделка появляющихся трещин путем замораживания смесью битого льда и воды.
Если несущая способность ледяного покрова недостаточна, то производится его усиление: путем укладки на лед верхнего строения; естественным намораживанием льда внизу; искусственным намораживанием послойной поливкой водой; искусственным намораживанием льда “факельным” методом.
Таблица 2.2