Пятиступенчатая (пятизвенная) система управления Казахстаном

Устав об оренбургских киргизах 1824 г.».

В начале XIX века на территории Младшего жуза шла борьба за власть и на разных его территориях правили разные ханы. Присырдарьинские казахи в начале XIX века признавали ханом Арынгазы. Однако оренбургский генерал-губернатор Эссен не признавал Арынгазы ханом Младшего жуза, так как опасался его усиления. В 1821 г. Арынгазы обманом был вызван в Петербург, по пути пленен и сослан в Калугу, где умер в 1833 году. Междоусобицы послужили одной из причин отмены ханской власти в Маладшем жузе.

Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и принят там на службу с жалованьем в 150 рублей серебром.

Реформа 1824г. в Младшем жузе определила его административный центр – Оренбург. Младший жуз был разделен на три части: западную - из родов байулы; среднюю - жетыру и отчасти алимулы: восточную - из алимулы, а также кипчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленные во главе частей, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления.

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.

Части делились на дистанции, куда входил казахи, кочующие между русскими крепостями (откуда и произошло название). Всего в Младшем жузе было создано 54 дистанции. Дистанции делились на аулы во главе с аульным старшиной.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.

Самый обременительный вид налога, взимавшегося с населения Оренбургского ведомства по «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г. кибиточная подать\

Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.

Оппозицию реформе царизма в Младшем жузе (1824 гг.) возглавил султан Каратай.

Административные реформы 1867-1868 гг.

Подготовка реформ

Время проведения реформы 1867-1868 гг. в Казахстане совпало с периодом проведения в России буржуазных реформ, в том числе и отмены крепостного права. Уставы 1822 и 1824 гг. в новых условиях развития капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития и были заменены Временным положением 1868 гг.

Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX века была образована комиссия, которую возглавил И.И. Бутков. Он предложил разделить казахскую степь на две области – Западную и Восточную.

5 июня 1865 г. по распоряжению Александра II были составлены вопросы для изучения казахской степи, которые не учли интересы народа. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годы XIX века, предлагал перестроить управление Казахстана на началах народного самоуправления.

В 1865 году для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью была образована Степная комиссия, которую возглавил член Совета Министров внутренних дел А. Гирс. Основная цель реформ 1867-1868 гг. в Казахстане заключалась в коренной ломке системы управление чингизидов. Положения о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868 гг.) утвердил император России Александр II.

11 июля 1867 г. было издано «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».

Административное деление Казахстана

территория Казахстана была разделена на 3 генерал-губернаторства (до реформ 60-х гг. – было 2 ген-губ)
Оренбургское ген-губ Туркестанское ген-губ Западно-Сибирское ген-губ
центр - Оренбург центр - Ташкент центр - Омск
Уральская область Тургайская область Сырдарьинская область Семиреченская область Акмолинская область Семипалатинская область
Уральск Оренбург Ташкент Верный Омск Семипалатинск
Казахские земли, ранее зависимые от Коканда, в 1867 году вошли в Туркестанское генерал-губернаторство. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии. Мангышлакское приставство (Мангыстау) в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, позже - в состав Закаспийской области.

Пятиступенчатая (пятизвенная) система управления Казахстаном

Тип административного деления Кол-во подраз Глава Выборность и обязанности главы
генерал-губернаторство генерал-губернатор Военная и гражданская власть (основной принцип - неразделенность военной и гражданской властей) командующий войсками военного округа
область военный губернатор (военный генерал-губернатор) Наказной атаман казачьих войск области. В каждой области - областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный (во главе отдела - старший советник) Председатель правления считался вице-губернатором - контроль над деятельностью областного управления
уезд   уездный начальник из числа офицеров Уездного начальника назначал генерал-губернатор. Уездному начальнику подчинялись полиция, воинские части, учреждения уезда и укрепления. При уездном начальнике назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии
волость 10-12 аулов волостной управитель (выбирался) Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному
аул 120-200 семей аульный старшина (выбирался) Административные аулы - подрывали родовое устройство казахов (по территориальному принципу, цифровая нумерация)
на территории Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была поручена выборным аксакалам (возглавляли населенные пункты оседлого населения, в отличие от аульного старшины у кочевников

Судебное устройство

«Временные положения» 1867 и 1868 гг. внесли изменения в судебное устройство в степи. В Казахстане было введено в действие право и суд Российской империи, хотя частично и оставались действующими обычное право и суд биев, которые были ограничены и приспособлены к новой системе управления.

Суды биев и кази

суд биев суд кази
Сохранялся в аулах   Имел распространение у оседлого населения Сырдарьинской области
При решении вопросов руководствовался нормами обычного права При решении вопросов руководствовался правилами шариата
Бии разбирали дела единолично. Решение бийского суда приводил в исполнение волостной управитель. Из ведения суда биев изымались все крупные уголовные дела, им были оставлены лишь дела по временным искам не выше 300 рублей у кочевников и не выше 100 рублей в оседлых районах. По каждой волости выбирались и утверждались военным губернатором от 4 до 8 биев.  
Отменялись права судов биев и казиев присуждать к телесным наказаниям, смертной казни.

Съезды биев

волостной съезд биев чрезвычайный съезд биве
1) разбор исков на сумму до 500 рублей (25 лошадей, 250 баранов) 2) апелляция по решениям биев рассматривались дела между волостями  
Решения съездов биев считались окончательными.
Приговоры волостных и чрезвычайных съездов биев записывались в специальную книгу, в случае требования копии приговоров выдавались сторонам.

Суды

Суды Разбираемые дела
уездные суды 1) разбирали дела по преступлениям, за которые не предусматривалось «лишение прав состояния» и длительные тюремные заключения 2) гражданские иски на сумму не выше 2 тысяч рублей.
областные суды разбирались уголовные и гражданские дела, не подсудные военному суду: 1) преступления по должности и иски на сумму свыше 2 тысяч рублей 2) жалобы на приговоры и решения уездных судей
военные суды (военно-судебные комиссии) 1) судили по военным законам за такие преступления, как измена, сопротивление властям, убийство должностных лиц, нападение на казенный транспорт, почту, повреждение телеграфа 2) по общим уголовным законам империи - за убийство, разбой, грабеж, нападение на купеческие караваны, за поджог и т.д.
правительственный Сенат высшая судебная инстанция

Земельная политика

Основным в реформах 1867-1.868 гг. был земельный вопрос. По этим докуме вся земля в Казахстане объявлялась собственностью государства и только передавалась в пользование казахским аульным общинам. Личной собственностью признавались лишь те земельные участки, которые были пожалованы царем ханским потомкам.

В конце XIX-начале XX вв. со времени массового переселения крестьян Центральных губерний в Казахстан это стало юридическим основанием колониального захвата казахских земель.

Плодородные земли на берегах степных рек и озер закреплялись за казачьими войсками. За кочевание на этих землях казахи должны были платить арендную плату. Крестьяне-переселенцы получали ряд льгот. В уездных центрах они имели право получать бесплатно землю под пашню и усадьбу, лес для застройки, заниматься земледелием, торговлей и ремеслом. Такие. же льготы представлялись казахам, принявшим христианство.

Налоговая политика

Большие изменения были внесены и в налоговую систему в Казахстане.

1) кибиточный сбор с 1 руб. 50 коп. увеличен до 3 рублей с хозяйства. Размер имущества последних не учитывался, от налога освобождались потомки ханов Уали, Бокея и султана Айшуака, т.е. чингизиды

2) вместо билетного сбора был введен общий для империи паспортный сбор по 1 руб. 50 коп., которые оплачивали казахи, уходившие из аула на заработки.

3) устанавливался ряд земских повинностей. Содержание волостного управителя, дело производителя, родовых старшин, рассыльных при них обходилось народу свыше 300 рублей в год.

4) в южных областях Казахстана оседлое население платило следующие налоги: харадж (одна десятая часть урожая), зекет (налог с товара, одна сороковая часть их стоимости), танапная подать (вносится деньгами с земли, с которых налоги не могли собираться в натуре).

5) для общественных нужд по приговору общества собиралась «кара шыгын» («черная подать») для ремонта дорог, мостов, строительства мечетей и школ, содержание больниц, оспопрививание, расходы в связи с борьбой с сельхозвредителями и т.д.

Другие положения реформ

По реформам 1867-1868гг. намечалось проведение некоторых мероприятий, связанных с развитием народного образования, с медицинским обслуживанием населения. По этим документам в уездных городах должны были быть открыты начальные школы и медицинские пункты, учреждались уездные врачи и акушерки, вводилось оспопрививание. Важным нововведением явилось открытие в административных центрах уезда почтовых отделений. Казахское население приравнивалось в правах к «сельским обывателям», то есть к крестьянам. На чиновников из казахов распространялись правила о наградах и присвоении почетного гражданства и т.д.

Царское правительство ограничивало влияние исламской религии. Религиозные дела казахов изымались из введения Оренбургского муфтия. Муллы подчинялись общему гражданскому управлению, а через него - министерству внутренних дел. Муллы избирались населением по одному на каждую волость из числа российских подданных. Они утверждались в звании и увольнялись областным управлением. Запрещалось самовольное строительство мечетей, мектебов и медресе. До реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений.

Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров Китаем и Ираном

Реформы 1867-1868 создали условия для постепенного перехода от скотоводческого хозяйства к земледельческому и оказали положительное влияние на социально-экономическое развитие Казахстана

Реформы 1867-1868 гг. были введены временно в виде опыты на два года. Фактически просуществовали 20 лет.

Реформы 80-90-х гг. XIX века в Казахстане

2 июня 1886 г. было утверждено «Положение об управлении Туркестанским краем».

25 марта 1891 г. было утверждено «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями».

Административное деление Казахстана

Степной край Туркестанский край (ген-губ) Степной край (ген-губ)
Уральская область Тургайская область Самаркандская область Ферганская область Сырдарьинская область Семиреченская область Акмолинская область Семипалатинская область
Уральск Оренбург гл. управление - Ташкент главное управление - Омск
               

Эти изменения усилили колониальное управление. Генерал-губернатор на территории Казахстана был наделен неограниченной властью. Военные губернаторы определялись и увольнялись по представлению министра внутренних дел, по согласию с военным министром. Областные правления Казахстана были приравнены к губернскому правлению центральных районов России. В Семиреченской и Уральской областях военные губернаторы являлись наказными атаманами казачьих войск.

В крупных областных центрах были созданы городские полицейские управления, а в ведущих уездных городах – городские приставства, которые подчинялись уездным начальникам. Военный губернатор мог утвердить и не утвердить выборы волостного управителя, назначить новые выборы. Министр внутренних дел мог разрешить замещение должностей волостных управителей без выборов. Выборные начала для управления коренным населением в казахской степи приобрели формальный характер. Аульные старшины утверждались уездным начальником.

Судебное устройство

В Туркестанском крае были созданы суды имперского типа. Низшим звеном судебной системы Казахстана по «Положению» 1886 г. являлся «народный суд», который рассматривал дела коренного мусульманского населения. Народные суды рассматривали самостоятельно ограниченный круг дел.

По «Положению» 1886 года для рассмотрения дел жителей разных уездов и по высылке подсудимых, по распоряжению военного губернатора созывались чрезвычайные съезды судей.

Наши рекомендации