Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений

Географическое местоположение

Страна вайнахов, или Чечено-Ингушетия, как ее назвали в советское время, когда Чечня и Ингушетия составляли одну автономную республику в составе Советской России, расположена в восточной части Северного Кавказа, или же, как обычно говорят, на Северо-Восточном Кавказе.

Древнейшие обитатели земли вайнахов, давшие ей название, два близкородственных народа — чеченцы (самоназвание: нохчи) и ингуши (самоназвание: галгаи). Подчеркивая свое единство, они именуют себя общим именем — вайнахи, что в переводе означает „наши люди“.

Чечено-Ингушская АССР была создана 5 декабря 1936 года.

8 июня 1991 года была провозглашена Чеченская Республика Нохчи-чо

Чеченская республика граничит :

-на западе – с республикой Ингушетией,

-на северо-западе – с Аланией,

- на севере со Ставропольским краем,

-на северо-востоке и востоке – с Дагестаном,

-на юге - с Грузией

В физико-географическом отношении Чечня делится на четыре зоны: -высокогорную,

-горную,

-предгорную

-равнинную.

В административном отношении Чечено-Ингушетия делилась на районы: Ачхой-Мартановский, Веденский, Грозненский, Гудермесский, Малгобекский, Надтеречный, Назрановский, Наурский, Ножай-Юртовский, Сунженский, Урус-Мартановский, Шалинский, Шатойский и Шелковской. Административно-политическим центром автономной республики был город Грозный.

Общепризнанной территорией зарождения и формирования чеченского этноса является Нашха (Нахша). Она занимала всю горную часть современной Чечни: М1айста, Маьлхиста, Хилдехьа, Т1ерла, Аьккха, Галай и собственно Нашха (кроме Шатойского, Чеберлойского, Шаройского, Веденского и Ножай-Юртовского районов), земли которых выходцами из Нашха были освоены позже, так же, как и земли на плоскости."(Хь.Умхаев В поисках национального единства").

Нашха - местность, считающаяся родиной так называемых «чистых тайпов».

Это этногенетический центр средневековых нахчиматиянов ,населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни.(Армянская география СПб,1877.с.36)

В средние века вайнахи продолжали занимать в целом ту же территорию, что и в начале нашей эры, то есть нагорную часть Чечни и Ингушетии, а также, возможно, некоторые сопредельные районы современной Северной Осетии и Грузии. Равнинные области Предкавказья, вплоть до Дона и Нижнего Поволжья, заселяли многочисленные племена ираноязычных алан.

Язык

Язык чеченцев относится к

- иберийско-кавказской семье языков, носителей которых насчитывается около 6 млн. чел.

-относится он к нахской группе, куда входят три лингвистические единицы: --чеченский,

-ингушский

-бацбийский языки

из которых первый и второй являются литературными, а третий -бесписьменным.

Письменность

Древнейшей сохранившейся письменностью, служащей средством общения в горах Чечено-Ингушетии, считается грузинская, проникшая из Грузии в средневековье вместе с христианством. С распространением ислама утвердилась арабская письменность. И только в 1925 году чеченский алфавит был переведён на латинскую основу, а в 1938 на кириллицу.

В семье иберийско-кавказских языков нахские языки занимают первое место на Северном Кавказе по числу говорящих на них и второе место на всем Кавказе, уступая лишь грузинскому.

Носители чеченского, ингушского, бацбийского языков, а также кистинского, аккинского, чеберлоевского и других диалектов в последнее время вошли в научную литературу под этнонимами нахи (чеченцы, ингуши, бацбийцы), вайнахи (чеченцы и ингуши), а их языки - под названием нахские (чеченский, ингушский, бацбийский), или вайнахские (чеченский, ингушский).

Человеческий речевой аппарат способен произнести до 100 звуков, то чеченцы произносят 76 звуков. В чеченском языке очень много заимствований из грузинского (до 500 слов) языка, тюркских (до 700 слов) языков, арабского, персидского, осетинского, дагестанского и особенно русского.

Религия

Предки вайнахских народов были язычниками. По их представлениям, все вокруг было населено богами и духами. Главным божеством считался Дела — верховный бог неба. Были еще бог грома и молнии ,ветра, богиня солнца , бог охоты и злаков, бог скал, военное божество, “мать воды” и другие божества и духи. Особо почиталась богиня плодородия — Тушоли, с культом которой было связано множество обрядов и поверий.

Богам и духам посвящались языческие святилища, выстроенные из камня на вершинах гор. Как правило, они имеют форму либо столпообразных колонн с нишами, обращенными к югу, либо небольших домиков с одним или двумя входами.

В XII и начале XIII в. вайнахские племена находились под политическим влиянием феодального Грузинского царства, достигшего в этот период вершины своего могущества. Важным инструментом этого воздействия была христианская религия, которую грузинские миссионеры энергично насаждали в горах Северного Кавказа. От бассейна Кубани до Дагестана включительно, и сегодня можно увидеть остатки воздвигнутых ими церквей и святилищ, являвшихся в свое время центрами распространения православного христианства, грузинского языка, письменности и культуры.

Следы христианства остались и в топонимике многих мест, в том числе и культовых, в горах Чечни, в календарных воззрениях и языке чеченцев.

Но в чистом виде христианство на Северном Кавказе, за исключением отдельных районов, непривилось. Христианские идеи в большинстве своем горцы восприняли через призму языческих верований. В конце концов язычество взяло верх, но это было уже не идолопоклонничество, а синкретический культ, в котором смешались христианские,мусульманские, языческие и даже иудейские черты.

Одним из древнейших и основных религиозных культов нахов был культ солнца,дневного светила, который позже трансформировался в культ Единого и Всемогущего Бога, творца и создателя, несущегосвет мирам. Имена практически всех вайнахских языческих божеств и демонов имеют свои параллели в древнихпереднеазиатских и средиземноморскихкультах, а мифология перекликается с мифами, в том числе и древнегреческими.

Культурные аспекты

Обычаи и нормы поведения вайнахов. Эти нормы сочетают в себе

адаты -обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата.

Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений.

Истоки культуры Чеченского народа уходят в глубокую древность. Они ведут к эпохе неолита, когда начинается распад кавказской языковой семьи и формирование отдельных языков. Развитие материальной культуры прослеживается по материалам археологических культур на территории расселения кавказских племен с 4 тысячелетия до нашей эры.

Широкое распространение в нормах поведения вайнахов имел обычай избегания, который заключался в том, что в определенных ситуациях и событиях повседневной праздничной и ритуально-сакральной жизни определенной категории ( в зависимости от возраста, пола, и степени родства) членов патриархальной семьи должны были избегать друг друга: не разговаривать – не садиться вместе за стол, не находиться вместе в одном помещении, не спать вместе в одной комнате. Обычай избегания-один из древнейших обычаев многих традиционных культур мира.

Обычай избегания- это не просто один из многих обычаев традиционной вайнахской культуры – это ведущая нормативная основа поведения вайнахов как в повседневной, так и в обрядной жизни. Обычай избегания имел значение содержательной основы, пространственной структуры этноповедения.

К неписанным законам вайнахского этикета можно отнести;

- обычай избегания

- аталычества (этот обычай просуществовал не долго)

- гостеприимства

- кровной мести.

Важно отметить, что домостроительное творчество и его основной результат – традиционная архитектура – в совокупности с предметным окружением являются пространственно-символическим выражением норм и ценности вайнахской культуры.

В культуре, в которой отсутствует письменность, или она является второстепенным способом передачи и хранения информации, актуализируются иные виды коммуникаций, например, с помощью народного искусства и архитектуры.

Данная особенность – признак нового качества иного направления развития культуры. Таким образом, архитектура занимает ключевое место и имеет высокий художественный уровень и особое символическое значение.

Кодекс «къонахалла»

Чеченский этический кодекс «Къонахалла» сложился задолго до принятия чеченцами ислама. О его древности говорят многочисленные параллели культа къонаха — достойного человека, народного героя. В окончательном виде кодекс «Къонахалла» сформировался в Позднем Средневековье, в период войны вольных общин с феодалами, в эпоху расцвета тейповой демократии, когда высшей ценностью общества была объявлена свобода, в том числе свобода личности. В основе кодекса — культ «къонаха», «достойного мужа», главным смыслом жизни и деятельности которого является служение народу, обществу, отчизне. Буквально понятие

«къонах» переводится как «сын народа» и является не случайным и исторически обусловленным. Кодекс «Къонахалла» в определенной мере перекликается со средневековым европейским рыцарским кодексом. Рыцарство зарождается в европе в XI—XII веках.

Полное отрицание физического наказания для человека свойственно не только кодексу къонаха, но и чеченскому менталитету вообще. «Битый палкой волк становится псом» — гласит чеченская пословица, для къонаха, личная честь является высшей ценностью,поэтому он предпочитает смерть унижению. Къонахом мог стать каждый, если он достигал определенного нравственного идеала и могпосвятит свою жизнь служению своему народу и отечеству. Для къонаха следование долгу — высокая священная миссия, которая требует от него огромных нравственных усилий.

Известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев в ценностной шкале чеченцев выделил три уровня категорий:

1 — «радующие глаз», «видимые», т.е. бросающиеся в глаза:

адамалла — человечность,

цIано — духовная чистота,

юьхь — лицо,

гIиллакх — этикет;

2 — «радующие сердце», т.е. менее демонстративные:

кIинхетам — милосердие,

нийсо — справедливость,

иэхь (бехк, иэс) — стыд,

оъздангалла — благородство;

3 — «невидимые», «корни»:

ларам — почтительность,

бакъо — правдивость,

сий — честь,

собар — выдержка, терпение.

Именно «невидимые» ценности ученый считает базовыми для ценностной шкалы и пресущими прежде всего къонаху.

Сигнальная система

Самые древние сигнальные системы возникли, вероятно, еще в эпоху неолита, то есть в период, когда древние люди были вынуждены бороться за свое существование не только с природой, но и с себе подобными.


Долгое время для передачи военных сигналов не строились специальные сооружения, а для этого использовались возвышенные места, вершины гор, утесы, деревья. Для передачи сообщений существовали различные знаковые системы, но наиболее распространенной была передача сигналов с помощью огня и костров.
Позже, в эпоху ранних государств, для передачи сигналов стали строить специальные сооружения, деревянные вышки и башни.
На территории древнейших расселений нахских племен (от границ Дагестана до Кубани) практически не осталось следов существования древних сигнальных систем.
Сторожевые поселения, замки и башни строились в горной Чечне таким образом, чтобы имелась возможность контролировать все ключевые перевалы, дороги и горные тропы. Эти укрепления составляли единую систему сторожевых сооружений.

На территории современной Чечни сохранились не только отдельные элементы сигнальной системы, которая начала складываться, вероятнее всего, еще в аланскую эпоху (IX–XIII вв.), но и ее большие звенья. По всей видимости, она была перестроена в XII–XV веках, когда нахи – жители равнин, или аланы, были вынуждены уйти в горы под натиском многочисленных орд Чингис-хана и Тимура и создали здесь новое государственное образование, являвшееся ассоциацией территориальных общин или вольных обществ, а также небольших феодальных владений.
Хотя это государственное образование не имело всех атрибутов классического государства (постоянное войско, институты управления и подавления, содержащиеся на налоги населения), оно все же было государством.
Во-первых, существовал высший орган страны – Мехк кхел, в котором были представлены все субъекты этой ассоциации.

Во-вторых, Мехк кхел собирался регулярно, не реже двух раз в год, а в случае необходимости чаще: решал вопросы войны и мира, регулировал адаты, собирал налоги для строительства дорог, крепостей и башен, а также для формирования войска.
Именно в этот период завершилось создание Великой сигнальной системы, объединившей в одно целое, разбросанные по горным ущельям территориальные общины и небольшие феодальные владения Чечни.
Она охватывала всю Чечню, почти каждое ущелье, каждое селение, начиная с левобережья Терека и заканчивая сигнальной башней самого южного селения Джарие, на границе с Грузией.
Боевые сигнальные башни почти всегда имели плоскую кровлю, нередко с зубцами по углам. М.А. Иванов пишет даже о специальных сигнальных башнях, у которых была каменная площадка перед окном верхнего этажа, на которой разводили огонь.
Строить сигнальную башню, находившуюся неподалеку от селения, и следить за ее состоянием должны были его жители. Они также были обязаны регулярно выделять несколько человек для несения караульной службы на башне. В случае военной опасности сигнал передавали ночью с помощью огня, днем – с помощью дыма. В чеченском языке до нашего времени сохранилось выражение «кIур ба», которое буквально переводится как «дымить», а в настоящее время имеет смысл «уходить от опасности».
Великая сигнальная система сохранялась вплоть до начала XIX века. Во времена Кавказской войны многие башни, входящие в нее были разрушены. Часть элементов этой системы существует до сих пор, часть упоминается в исторических документах и в публикациях авторов XIX века.

Наши рекомендации