Нормативная сочетаемость слов
Упражнение 1.Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а также ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости.
1.Этому вопросу уделяли серьезное значение. 2. Победа на Олимпиаде имеет большую роль для нашей сборной. 3. Надо смело ставить свои требования. 4. После войны страна возводила разрушенное хозяйство. 5. Большинство своего свободного времени он проводит на стадионе. 6. Необходимо постоянно осуществлять заботу и внимание о подрастающем поколении. 7. Предприятие успешно осуществляет свою продукцию. 8. Этот журнал пользуется интересом у читателя. 9. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека. 10. Фирма предлагает товары по самым дешевым ценам.
Упражнение 2.Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых сочетаний.
1. Стабилизация отношений с Западом играет ключевое значение для России. 2. Зарубежные специалисты оказывали экономические консультации Центробанку. 3. Большое место было уделено проблеме поддержки малого бизнеса. 4. Правительство придает особую роль созданию благоприятных условий для инвестирования. 5. В бизнесе важное значение играет соблюдение правил этики делового общения. 6. Писатель идет в ногу со своим временем. 7. Эта статья до глубины души меня удивила. 8. Наш герой живет как сыр в масле. 9. Он взял себе львиную часть заработанного. 10. Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери. 11. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя. 12. Появление этого предмета здесь окутано кромешной тайной. 13. В разговоре он допустил сильную ошибку. 14. Грехи мои тяжелые!
3.Заимствования в современной речи
Упражнение 1.Установите соответствие между заимствованиями и их значением
1. Утилитарный | А. Представительный | 1 - Г |
2. Превентивный | Б. Клевета | |
3. Репрезентативный | В. Удовлетворение | |
4. Прерогатива | Г. Прикладной, направленный на извлечение практической пользы | |
5. Паритет | Д. Восстановление, объединение | |
6. Инсинуация | Е. Выставка | |
7. Конгломерат | Ж. Необдуманный, легковесный | |
8. Популистский | З. Исключительное право, преимущество | |
9. Легитимный | И. Устанавливать предельную норму | |
10. Интеграция | К. Соединение разнородного | |
11. Пролонгированный | Л. Предупреждающий | |
12. Биеннале | М. Неравный брак | |
13. Пиетет | Н. Хвалебная речь | |
14. Апологет | О. Активный защитник какой-либо идеи | |
15. Панегирик | П. Законный | |
16. Лимитировать | Р. Одинаковое положение, равноправие сторон | |
17. Эпатировать | С. Внушать уважение, доверие, нравиться | |
18. Мезальянс | Т. Длительный | |
19. Сатисфакция | У. Удивлять | |
20. Импонировать | Ф. Глубокое уважение |
Упражнение 2.Найдите в предложениях иноязычные слова, которые без ущерба для смысла можно заменить синонимами.
Вариант 1.1. Каждый имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 2. Среди собравшихся превалировали студенты и рабочая молодежь. 3. В этой работе можно отметить серьезные дефекты. 4. Его спич оказал сильное воздействие на собравшихся. 7. Оратор лаконично изложил концептуальные идеи своего доклада. 8. Оратор говорил очень конспективно.9. В новом альянсе соединились и средства, и возможности.
Грамматические нормы
Упражнение 1.Поставьте существительные в форме единственного числа, определите их род.
Тапочки, мозоли, рельсы, манжеты, шампуни, тюли, кроссовки, кеды.
Упражнение 2.Употребите данные словосочетания в форме именительного падежа единственного числа.
Нов…. шоссе, сер… кенгуру, ежегодн… ралли, страшн… цунами, красив… бра, забавн… какаду, красив… бикини, кожан… портмоне, бриллиантов… колье, клетчат… кепи, отдельн… купе, огромн… гризли, просторн… фойе, мягк… кашне, маленьк… пони, победн… пенальти, широк... амплуа, официальн... коммюнике, модн... караоке, кратк... резюме, крепк... кофе, разнообразн... меню, трудн... хинди, московск... эскимо, тёпл... джерси, строг... табу, нов… евро, свеж... кольраби, шотландск... виски, хрустальн... бра.
Упражнение 3.Вставьте пропущенные окончания в определениях.
Солнечн... Сочи; широк... Миссисипи; живописн... Капри; знаменит... Лимпопо; древн... Баку; загазованн... Мехико; родн... Залари; солпечн... Тбилиси; мпоговодн... Конго; глубок... Онтарио; мпоголюдн... «Динамо»; оживленн... Шереметьево; знаменит... Бейкер-стрит.
Упражнение 4.Определите родовую принадлежность аббревиатур. Согласуйте окончания глаголов-сказуемых с существительными-подлежащими.
1.ООН принял... к рассмотрению документ. 2. РИА сообщил... об этом на прошлой неделе. 3. ЖЭК произвел... ремонт. 4. СМИ России был... представлен... ведущими телеканалами. 5. СНГ был... создан... в 1989 году. 6. Это, наверное, был... НЛО. 7. ЦСКА опять одержал... победу. 8. СПИД уже унес... миллионы жизней. 9. Наш…ООО специализировал...ся/сь на выпуске нотной продукции. 10. ФСБ запретил... публикацию секретного доклада. 11. ЦИК начал... подготовку к выборам. 12. РАО «ЕЭС» отпраздновал... юбилей. 13. В городе открыт... нов... загс…
Упражнение 5.Определив род следующих существительных, выберите нужную форму сказуемого.
1. Бар-дискотека (открыт, открыта) всю ночь. 2. Опера-детектив впервые (была поставлена, был поставлен) в нашем театре. 3. Музей-квартира поэта (открылась, открылся) после реставрации. 4. Плащ-палатка уже (был сложен, была сложена). 5. Часы-будильник (сломались, сломался) в первый же день после покупки. 6. Вагон-лаборатория (стоял, стояла) на запасных путях. 7. Счет-фактура (получен, получена).
Упражнение 6.Найдите и исправьте ошибки в употреблении прилагательных.
1.Кто из вас виноватый, кто прав – судить не нам. 2. Этот перевал наиболее опаснейший для перехода в зимнее время. 3. Она всегда обходительная, милая и очаровательна. 4. В ботаническом саду собраны наиредчайшие растения. 5. Необходимо решить этот вопрос в близкое время и наикратчайшие сроки. 6. Его рассказы всегда были мне интересными. 7. Уроки становятся интереснее, увлекательнее, творческими. 8. Он показал себя смелейшим человеком в команде. 9. Наш город скоро станет более красивее. 10. Выступление адвоката было самым убедительнейшим.
Упражнение 7.Раскройте скобки, выбрав правильный вариант.
1. Он был отцом (двух, двоих) детей. 2. Навстречу ему шли (три мужчины, трое мужчин). 3. У нас в запасе оставалось еще (пять суток, пятеро суток). 4. В штабе остались (четыре генерала, четверо генералов). 5. У нашей кошки (шесть котят, шестеро котят). 6. В нашей группе всего (семь девушек, семеро девушек). 7. В семье было (три сына, трое сыновей). 8. На столе лежали (две книги, двое книг). 9. Радостно встретились после разлуки (три друга, трое друзей). 10. Там были (три врача, трое врачей) и (три медсестры, трое медсестер).
Упражнение 8. Определите, какие из приведенных в скобках числительных следует выбрать, запишите их в нужной форме.
1. Передать (обе, оба) сестрам.
2. (Оба, обе) супруга недовольны решением суда.
3. (Оба, обе) стороны пришли к согласию.
4. (Оба, обе) преподавательницам подарили цветы.
5. (Оба, обе) сына идут служить в армию.
6. (Оба, обе) девушкам идет военная форма.
7. По (обе, оба) берегам реки красивые леса.
8. В (обе, оба) деревнях есть школы.
9. Вижу (обе, оба) женщин.
Упражнение 9.Употребите правильную форму местоимения он в следующих конструкциях:
С ……, без ……, пред ……, впереди ……, больше……, благодаря ……, вопреки ……, за……, красивее ……, навстречу ……, старше ……, о ……., выше ……., из-за …………..
Упражнение 10.Употребите слова в скобках в нужном падеже.
1. Согласно (устав, постановление правительства, указ президента).
2. Благодаря (помощь, успешное стечение обстоятельств).
3. Вопреки (ожидание, здравый смысл, советы врача, все).
4. Наперекор (судьба, воля отца, обстоятельства).
5. Точка зрения (события, происходящее).
6. Анонс (спектакль, гастроли).
7. Заведующий (кафедра, отдел, детский сад, магазин).
8. По (окончание) занятий.
9. По (прибытие) на конференцию.
10. По (приезд) на встречу.
Упражнение 11.Выберите правильную падежную форму определений в следующих словосочетаниях:
Две (новых – новые) книги, три (иллюстрированных – иллюстрированные) журнала, три (высокие – высоких) горы, два (решетчатые – решетчатых) окна, четыре (открытых – открытые) окна, (первых – первые) пять лет, шесть (последних – последние) месяцев.