Отметьте галочкой словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов.
1. свободная вакансия | |
2. главный герой повести | |
3. праздничная жизнь | |
4. сытный ребёнок | |
5. сделанное украшение | |
6. особое задание |
Упражнение 134
Составьте словосочетания со словами, приведёнными попарно.
одеть | надеть |
представить | предоставить |
оплатить | заплатить |
искусный | искусственный |
абонент | абонемент |
бережный | бережливый |
сытый | сытный |
обидный | обидчивый |
скрытый | скрытный |
эффектный | эффективный |
праздничный | праздный |
Упражнение 135
Запишите существительные в форме именительного падежа множественного числа. Выделите окончания.
1. купол | |
2. гвоздь | |
3. берег | |
4. край | |
5. сторож | |
6. бутерброд | |
7. ревизор | |
8. торт | |
9. конструктор | |
10. инструктор | |
11. доктор | |
12. стог | |
13. глаз | |
14. снайпер | |
15. лектор | |
16. договор | |
17. инженер | |
18. якорь | |
19. костёр | |
20. фельдшер | |
21. номер | |
22. окорок | |
23. оратор | |
24. офицер | |
25. кучер | |
26. мастер | |
27. жёлоб | |
28. жёрнов | |
29. лидер | |
30. аптекарь |
Упражнение 136
Составьте словосочетания со словами, приведёнными попарно.
1. корпусы | корпуса |
2. мехи | меха |
3. поясы | пояса |
4. пропуски | пропуска |
5. тоны | тона |
6. цветы | цвета |
7. тормозы | тормоза |
8. образы | образа |
9. ордены | ордена |
Упражнение 137
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте окончания.
1. Ставить хлеб__ в печь. – Хлеб__ уродились на славу.
2. Яркие цвет__. – Прекрасные цвет__.
3. Растение пустило корн__. – Употребить корен__ в пищу.
4. Отреставрировать древние образ__. – Светлые образ__ будущего.
5. Вручить орден__ ветеранам войны. – Рыцарские орден__.
6. Кадетские корпус__.– Корпус__ кораблей.– Заводские корпус__.
7. Подготовить счет__ для оплаты. – Свести счет__ с врагом.
8. Мягкие тон__ скрипки. – Художник предпочитал светлые, пастельные тон__.– Тон__ сердца были чистыми.
9. Электрические ток__. – От него исходили ток__ сильного напряжения. – Глухариные ток__.
10.Расшитые пояс__. – Герграфические пояс__.
Упражнение 138
Раскройте скобки, ставя имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.
1. образ жизни (башкиры) |
2. табор (цыгане) |
3. прокат (рельсы) |
4. нет в продаже (валенки) |
5. килограмм (апельсины) |
6. алмаз в пять (карат) |
7. эскадрон (гусары) |
8. девять (гусары) |
9. притеснение (негры) |
10. не знать истории (болгары) |
11. дюжина (чулки) |
12. две пары (носки) |
13. взвод (сапёры) |
14. отряд (солдаты) |
15. действия (партизаны) |
16. пара (ботинки) |
17. много (дела) |
18. ведро (помидоры) |
19. пять (яблоки) |
20. команда (матросы) |
Упражнение 139
Запишите приведённые ниже имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.
1. устье | |
2. кочевье | |
3. копьё | |
4. волнение | |
5. стремление | |
6. предгорье | |
7. переживание | |
8. надгробие | |
9. побережье | |
10. ружьё | |
11. формирование | |
12. пародия | |
13. фамилия | |
14. плясунья | |
15. шалунья | |
16. ладья | |
17. статья | |
18. рептилия | |
19. гостья | |
20. свинья |
Упражнение 140
Допишите имена существительные.
(Нет) деревянных скам_____, лесных угод____, горных ущел____, справедливых суд____, свободных аудитор____, жемчужных ожерел____, дружных сем____, горячих олад____, смешных парод____, горьких разочарован____, красивых предмест____, охотничьих руж____, стальных коп____, прямых лин____, современных здан____.
Упражнение 141
Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.
1. барышня | |
2. башня | |
3. спальня | |
4. читальня | |
5. роща | |
6. пашня | |
7. кража | |
8. колокольня | |
9. купальня | |
10. простыня | |
11. деревня | |
12. туша | |
13. лужа | |
14. кухня | |
15. круча |
Упражнение 142
Найдите речевые ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Она поборола боязнь и страх.
________________________________________________________________________________________
2. Они проявили свою инициативу.
________________________________________________________________________________________
3. Старик много думал и размышлял.
________________________________________________________________________________________
4. Писатель решил изобразить образ молодого человека.
________________________________________________________________________________________
5. Девочка одела пальто и вышла на улицу.
________________________________________________________________________________________
6. Кондуктор попросила оплатить за проезд.
________________________________________________________________________________________
Упражнение 143
Составьте словосочетания, употребив данные глаголы в метафорическом значении.
Бежать | Тучки бегут |
Дрожать | |
Петь | |
Вспыхнуть | |
Извиваться | |
Течь | |
Шептать | |
Волноваться | |
Ползти | |
Спать | |
Вырваться |
Упражнение 144
Подчеркните слова, употреблённые в прямом значении.
1. Строить дом; строить планы.
2. Зерно истины; зерно пшеницы.
3. Рой пчёл; рой мыслей.
4. Убить время; убить зверя.
5. Острый нож; острый взгляд.
6. Мягкое кресло; мягкий климат.
7. Прошёл почтальон; прошёл дождь.
8. Тяжёлый камень; тяжёлый характер.
9. Твёрдая рука; твёрдый металл.
Упражнение 145
J Решите кроссворд.
Задание.Подобрать к фразеологизмам антонимичные слова.
По горизонтали:
1. Повесить нос.
3. Капля в море.
4. Без сучка без задоринки.
6. Лицом к лицу.
7. Зарубить на носу.
8. Вставлять палки в колёса.
10. Бить баклуши.
12. Ни свет ни заря.
14. День и ночь.
16. Яблоку негде упасть.
По вертикали:
1. На ночь глядя.
2. Как тёмный лес.
3. В два счёта.
5. Выбиваться из сил.
9. Семи пядей во лбу.
11.Как по маслу.
13.Как кошка с собакой.
15.Сколько лет, сколько зим!
Упражнение 146
Найдите ошибки в образовании форм существительных. Запишите слова в исправленном виде.
1. по дорогах | |
2. из шланги | |
3. удары курант | |
4. мой туфель | |
5. из окоп | |
6. пара носок | |
7. килограмм яблоков | |
8. много делов | |
9. пять курей |