Факторы, влияющие на капитальные затраты
Капитальные затраты в энергетические объекты зависят от назначения объекта (генерация, передача), характера технологии (ТЭС, АЭС, ГЭС, ПТУ), ряда других производственных и коммерческих факторов.
Рассмотрим факторы, влияющие на капитальные затраты в электростанции.
В составе капитальных затрат в электростанцию можно выделить:
• капитальные затраты, зависящие от мощности станции (стоимость турбин, электрогенераторов, парогенераторов, вспомогательного оборудования);
• капитальные затраты, не зависящие от мощности станции (стоимость подъездных железнодорожных путей, разгрузочных эстакад, внутриплощадочных автодорог, пожарного депо, гаражей, проходной, медпункта), административного корпуса.
где Кпост. — постоянные капитальные затраты, не зависящие от установленной мощности электростанции; b*Ny — капитальные вложения, изменяющиеся пропорционально изменению установленной мощности станции и блоков (капитальные затраты на оборудование); Ny — установленная мощность станции, МВт.
Следует заметить, что сопоставления объектов, имеющих разную производственную мощность по суммарным капитальным затратам некорректно, поэтому при сравнении целесообразно сравнивать равновеликие по мощности станции или использовать для сравнения удельные капитальные затраты, характеризующие капитальные затраты на единицу установленной мощности станции.
В общем случае на величину удельных капитальных затрат в электростанции влияют производственные и организационно-коммерческие факторы.
К производственным факторам относятся:
• число и мощность блоков — увеличение единичной мощности блока (агрегата) вызывает снижение его габаритов (по сравнению с несколькими агрегатами меньшей мощности), объема строительно-монтажных работ, металлоемкости и материалоемкости оборудования, что приводит к уменьшению удельных капитальных затрат;
• начальные параметры пара — рост начальных параметров пара требует использования при создании оборудования более качественных, а значит, и более дорогих конструкционных материалов, что увеличивает удельные капитальные затраты;
• вид используемого топлива — от вида сжигаемого топлива зависят капитальные затраты в парогенераторы, системы топливоприготовления и топливоподачи. При проектировании электростанции на природном газе удельные капитальные затраты на 15%, а на жидком топливе — на 10% ниже по сравнению с затратами в электростанцию на твердом топливе. При работе станции на природном газе исключаются затраты на создание топливного склада, систему топливоприготовления и топливоподачи, систему золошлакоудаления. При проектировании станции на жидком топливе топливоподача менее развита по сравнению с угольной станцией, в ее состав входят: эстакада для слива мазута из железнодорожных цистерн, баки (емкости) для хранения мазута, насосная станция и мазутопровод для подачи мазута из баков к форсункам парогенераторов, при этом система золошлакоудаления отсутствует;
• схема компоновки основного оборудования — переход к блочной компоновке основного оборудования и отказ при этом от установки резервного парогенератора, общих паровых и водяных коллекторов уменьшает удельные капитальные затраты;
• местные условия строительства — удельные капитальные затраты зависят от расположения проектируемого объекта относительно железнодорожных коммуникаций. Чем дальше станция размещается от железных дорог, тем больше капитальные затраты на подъездные железнодорожные пути. Аналогична зависимость общих и удельных капитальных затрат от размещения электростанций относительно источника водоснабжения. Для тепловых электростанций величина удельных капитальных затрат зависит от системы охлаждения циркуляционной воды. При оборотной системе с градирнями, брызгальными бассейнами и прудами-охладителями удельные капитальные затраты при всех прочих равных условиях на 3-5% больше по сравнению с вариантом использования прямоточной системы подачи циркуляционной воды в конденсаторы турбин.
К организационно-коммерческим факторам, влияющим на капитальные затраты в энергетические объекты, относятся:
• уровень цен на рынке оборудования, строительных материалов и строительных услуг, рост которых за счет рыночных и инфляционных факторов увеличивает капитальные затраты;
•механизм отбора участников инвестиционного проекта: на безальтернативной или конкурсной основе (на основе тендерных торгов).