Выбор вида и количества транспортных средств для вывоза грунта
При расстоянии транспортировки грунта свыше 500 м используются автосамосвалы.
В первом приближении вид автотранспорта выбираем по вместимости кузова самосвала (5 - 7 ковшей экскаватора).
Количество единиц техники N, маш., для транспортировки грунта определятся из условия обеспечения бесперебойной работы экскаватора.
(19)
где L – расстояние до отвала, км определяется заданием;
2L/Vср , мин – продолжительность пробега автомобиля, мин со средней; скорость Vср ,км/ч в оба конца с учетом возможных перерывов во время рейса;
tн – продолжительность загрузки автомашины, мин:
(20)
n– количество ковшей с грунтом, шт необходимое для погрузки в транспортного средства;
(21)
где Равт– грузоподъемность автомобиля, кг;
q– емкость ковша экскаватора, м³;
α– плотность грунта в естественном состоянии, кг/м³;
ц – общее количество рабочих циклов экскаватора в минуту, ц = 60 / (продолжительность рабочего цикла экскаватора в cекунду);
tрм– время маневрирования и разгрузки самосвала определяется в зависимости от марки механизма (см. приложение), мин.
По результатам расчета строится график вывоза грунта (рис. 5).
Рис. 5. График вывоза грунта
Количество автомобилей, полученное в результате расчета, может корректироваться графическим методом. График необходимо привести в пояснительной записке.
Выбор средств механизации для обратной засыпки и уплотнения грунта
Засыпка пазух производится послойно экскаваторами, экскаваторами–планировщиками, бульдозерами. При этом толщина засыпаемого слоя для песка должна быть не более 70 см, для супеси и суглинка – 60 см, для глины – 50 см.
Уплотнение засыпаемого грунта в пазухах и между фундаментами осуществляется гидромолотами типа СП-62, СП-71, «РАММЕР», виброплитами типа ДУ-90, ДУ-91, ДУ-12Б, навесными трамбовками и т. п. (рис. 6).
Грунт уплотняют, начиная с зон возле конструкций здания, а затем двигаются в направлении к краю откоса, при этом каждый последующий проход трамбующей машины должен перекрывать след предыдущей на 10-20 см.
При работе по уплотнению грунта вблизи конструкций должны применяться ручные трамбовки с различными приводами типа ИЭ-4505, ИЭ-4502А и т. п. (рис. 7). Толщина отсыпаемого слоя должна быть не более 40 см, количество проходов – не менее 4.
Рис. 6. План схема уплотнения грунта:
1 – фундамент; 2 – зона уплотнения грунта ручными трамбовками;
3 – зона уплотнения грунта механическими трамбовками
Рис. 7. Схема обратной засыпки грунта в пазухи котлована:
1, 2, 3 – то же, что и для рис. 6
Технико-экономические расчеты
Расчет затрат труда и машинного времени (калькуляция трудозатрат, календарный план)
Расчет затрат труда и машинного времени на устройство фундаментов выполняется в табличной форме на основании ЕНиР.
Трудоемкость работ Q, чел.-дн. (маш.-см.) определяется по следующим формулам:
(22)
где Нвр – нормы времени по ЕНиР для людей и машин;
V – объемы работ – количество единиц на которую рассчитаны Нвр;
8 – продолжительность смены, ч.
На основании табл. 3 разрабатывается календарный план производства земляных работ (табл. 4).
В основу построения заложен положен поточный метод организации труда с непрерывным использованием ресурсов.
Таблица 3
Ведомость затрат труда и машинного времени
Таблица 4
Календарный план производства работ
Продолжительность Пр, дн работ рассчитывается по следующим формулам
для немеханизированных работ:
(23)
где n – численный состав звена;
m – количество рабочих смен в сутках.
Для механизированных работ.
(24)
где n – количество машин;
m – количество рабочих смен в сутках.
При построении календарного графика производства работ необходимо учитывать требования по совмещению работ (минимально допустимому расстоянию между работающими на строительной площадке машинами). Недопустима одновременная работа на захватке экскаватора, монтаж фундаментов и обратная засыпка. Календарный план необходимо изобразить на листе графической части проекта.
4.2. Определение производительности и стоимости одного машино часа работы ведущей землеройной машины
Эксплуатационная сменная производительность экскаватора Пэ, м³/см зависит от конструкции и условий работы машины.
(25)
где Т = 8 ч – продолжительность смены;
q – геометрическая емкость ковша, м³;
ц – общее количество циклов экскаватора в минуту (см. п. 3.2);
Ке – коэффициент использования емкости ковша, зависящий от коэффициента наполнения ковша равного 1,05 и Кпр.
(26)
Кв – коэффициент использования экскаватора по времени: при погрузке на транспорт равен 0,62, на работе в кавальер (навымет) - 0,75.
Себестоимость 1 маш.-ч экскаватора С, р. в ценах 1984 г.
(27)
где Е – единовременные расходы, р., на доставку, монтаж и демонтаж экскаватора (см. приложение);
Т = 8 ч – продолжительность работы машины на объекте в смену;
Сг– годовые затраты, р., включающие в себя начисленные на год амортизационные суммы на полное восстановление и капитальный ремонт экскаватора (см. приложение);
Тn = 300 см. · 8 ч = 2400 маш.ч, – средняя продолжительность работы экскаватора в году;
Сэ – текущие эксплуатационные расходы, р., начисленные на 1 ч смены и включающие в себя заработную плату персонала, обслуживающего экскаватор, стоимость энергоматериалов, затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт экскаватора (см. приложение).
Коэффициент, учитывающий почасовую себестоимость и производительность при работе экскаватора на транспорт и навымет.
, (28)
где П – нормативная производительность экскаватора при отрывке грунта:
(29)
где Нвр – нормы времени (затраты машинного труда), ч, экскаватора на отрывку 100 м³ грунта заданной категории и глубины копания (по ЕНиР) при работе на транспорт и навымет.
Техника безопасности
При составлении и разработке проектов производства работ на земляные работы (нулевой цикл) в общих указаниях к производству на стройгенплане и в технологических картах указываются основные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
Указания разрабатываются на основании требований СНиП 12-03-01 Часть 1, СНиП 12-04-02 «Безопасность труда в строительстве», ГОСТ системы ССБТ (инвентарные сигнальные ограждения зоны работ, лестницы для средства в котлован, коллективной безопасности и т. д.). При разработке указанных мероприятий необходимо учитывать особенности конкретной строительной площадки, применяемой техники и т. п.
Ниже приведены выборки из нормативных документов которые необходимо учитывать при составлении ППР.
СНиП 12-03-2001:
6.2.9. При производстве земляных работ на территории населенных пунктов или на производственных территориях котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, где происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены.
В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.
СНиП 12-04-2002:
5.2.1. При размещении рабочих мест в выемках их размеры, принимаемые в проекте, должны обеспечивать размещение конструкций, оборудования, оснастки, а также проходы на рабочих местах и к рабочим местам шириной в свету не менее 0,6 м, а на рабочих местах – также необходимое пространство в зоне работ.
5.2.2. Выемки должны быть ограждены защитными ограждениями с учетом требований государственных стандартов. На ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи, а в ночное время – сигнальное освещение.
5.2.3. Для прохода людей через выемки должны быть устроены переходные мостики.
Для прохода на рабочие места в выемки следует устанавливать трапы или маршевые лестницы шириной не менее 0,6 м с ограждениями или приставные лестницы (деревянные – длиной не более 5 м).
5.2.4. Производство работ, связанных с нахождением работников в выемках с вертикальными стенками без крепления в песчаных, пылевато–глинистых и талых грунтах выше уровня грунтовых вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений, допускается при их глубине не более, м:
- 1,0 – в неслежавшихся насыпных и природного сложения песчаных грунтах;
- 1,25 – в супесях;
- 1,5 – в суглинках и глинах.
5.3.4. При работе экскаватора не разрешается производить другие работы со стороны забоя и находиться работникам в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.
5.3.8. При разработке, транспортировании, разгрузке, планировке и уплотнении грунта двумя или более самоходными или прицепными машинами (скреперами, грейдерами, катками, бульдозерами), идущими одна за другой, расстояние между ними должно быть не менее 10 м.
5.3.9. Автомобили самосвалы при разгрузке на насыпях, а также при засыпке выемок следует устанавливать не ближе 1 м от бровки естественного откоса; разгрузка с эстакад, не имеющих защитных (отбойных) брусьев, запрещается.
5.3.11. Не допускается присутствие работников и других лиц на участках, где выполняются работы по уплотнению грунтов свободно падающими трамбовками, ближе 20 м от базовой машины.