Проследить эволюцию готического стиля на конкретных примерах
Готический стиль – не новый стиль, а лишь следующая ступень развития Романики. Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы.
По мере того, как собор становиться господствующим типом культового здания, в нем постоянно отмирают черты, получившие развитие в монастырской церкви. План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Крестообразность плана постепенно исчезает. Готика отказалась от крипта (подземная часовня). Нет и нартекса, встречавшегося в романских постройках.
Готика охватывает период с 13 в до нач.16 в. это не новый стиль, а следующая ступень развития романики. В крестовом своде появляются ребра (бурты). Аркбутаны передают нагрузку от сводов к контрфорсам (являются посредниками между сводом над центр.нефом и контрфорсами). Подчеркнутые арки постепенно приобретают стрельчатое очертание. Появляется каркасная конструктивная система, состоящая из несущих опор (колонн), поддерживающих нервюрный свод, аркбутан и контрфорсов. Сначала опоры имеют цилиндрическую форму (Нотр-Дам), затем форма усложняется, появляются вспомогательные колонны (Сен-Дени), их число увеличивается, они являются продолжением нервюр. Уже в церкви Сент Этьен в Кане в оформлении ее западного фасада было отражено разделение интерьера на главный и боковые нефы, а также по вертикали - на аркаду, галереи и клересторию. На плане готического собора видна паутина линий, которые обозначают положение арок и нервюр, соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам. В Шартрском соборе пространства главного и боковых нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое.
Высота в 18-20 м была предельной для среднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском - до 38 и, наконец, в Амьенском - до 42 м.
Преобладают растительные мотивы (трилистники и т.п.). В поздней готике становятся колючими. Постепенно окна все более вытягиваются, декор усложняется.
Франция:: церковь аббатства Сен Дени, собор Нотр Дам в Париже, собор в Лане – переход от романо-готического к ранней готике.
соборы в Амьене, Шартре, Реймсе и Бурже – расцвет зрелой готики.
церковь Сен Шапель в Париже, собор в Руане – поздняя готика.
В самой Франции в конце 13 - начале 14 вв. строительство соборов переживало кризис. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Характерен для поздней ("пламенеющей") Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70).
Германия: развитие кирпичной готики и зального типа церквей - Соборы в Фрайбурге, Магдебурге, Ульме и Кельне. В Германии расцвет Г. наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235-83); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 - конец 15 в.; Ульм, 1377- 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке, около 1270-1350).
В Англии главный неф собора эже, чем во Франции, и нередко длиннее; два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму "архиепископского креста". Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Если в Амьене своды достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских сводов - не выше 24 м. По формам декора различаются стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери, 1220-1266), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" Г.; собор в Эксетере, между 1275-1375) и "перпендикулярный", не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329-77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446-1515). Вестминстерское аббатство - "самое французское" из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов. (ранняя готика)
В Испании городские соборы (Леон, 1205-88; Севилья, 1402-1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны.
Своеобразна Г. Италии, где в 13-14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290-1569); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 - около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий - ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14-16 вв., и Ка д'Оро, 1422-40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Влияние венецианской Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра.
В Италии готики почти не было. Здесь всегда царил дух классики, который требовал уменьшить кривизну стрельчатых арок и разбить уходящие вверх, к сводам, опоры на части, соразмерные человеческой фигуре. Кафедральный собор в Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад; некоторые из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического стиля. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, "розой", готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является "наиболее готическим" из итальянских храмов. В Венеции сформировался собственный вариант готического стиля, нашедший выражение в архитектуре Дворца дожей. Стены верхних этажей, покрытые ромбовидным орнаментом из золотистого и розового кирпича, покоятся на двух рядах арок.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней Г. относятся также соборы в Лане (около 1150-1215), Парижской богоматери (1163-1257), в Шартре (1194-1260). Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. - в Реймсе (1211-1311) и Амьене (1220-88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48) с великолепными витражами. С середины 13 в. соборы франц. типа строились в др. европейских странах - в Германии (Кёльн, 1248-1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517), Испании (Бургос, 1221-1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245-1745), Швеции (Упсала, начат около 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344-1420) и Италии (Милан, 1386-1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты Г. Крестоносцы донесли принципы французской Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.