Производственные мощности некоторых судостроительных заводов России
Завод (месторасположение) | Максимальный размер построечного места L x B, м |
Балтийский завод, г. Санкт-Петербург | 330 x 38 |
Адмиралтейские верфи, г. Санкт-Петербург | 250 x 32 |
Производственное объединение (ПО) Северное машиностроительное предприятие «Севмашпредприятие», Архангельская обл. | 280 x 38 |
«Завод "Красное Сормово"», г. Нижний Новгород | 150 x 25 |
Выборгский судостроительный завод, Ленинградская обл. | 150 x 18 |
Судостроительный завод «Северная верфь», Санкт-Петербург | 170 x 24 |
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», г. Калининград | 170 x 26 |
Волгоградский судостроительный завод, г. Волгоград | 140 x 18 |
Окская судоверфь, Нижегородская обл., г. Навашино | 150 x 17 |
Рыбинский судостроительный завод, г. Рыбинск | 140 x 17 |
Астраханский корабел, г. Астрахань | 140 x 23 |
Судостроительный завод «Красные Баррикады», Астраханская обл., пос. Красные Баррикады | 120 x 21 |
Судостроительный завод «Авангард», г. Петрозаводск, Республика Карелия | 49 x 9 |
Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Ленинградская обл., г. Отрадное | Ок. 25 x 10 |
Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль | 78 x 12,5 |
Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург, пос. Понтонный | Ок. 80 x 9 |
Однако пока отечественное судостроение по ряду параметров отстаёт от зарубежного. Несмотря на внедрение некоторых систем, оно не может в полной мере конкурировать с зарубежным судостроением по срокам разработки проектов и постройки судов, а также их качеству и возможности изготовления современного комплектующего оборудования и т. п.
К началу XXI в. большинство заводов отрасли, стихийно адаптируя мощности военного кораблестроения под решение задач гражданского судостроения, в значительной степени приспособились к работе в новых экономических условиях. Сегодня отрасль способна удовлетворить потребности отечественных компаний в малотоннажных судах практически всех классов и из-за нехватки соответствующих мощностей частично в среднетоннажных транспортных судах. Возможности строительства в России крупнотоннажных танкеров (более 80 тыс. т дедвейта) и газовозов (более 90 тыс. м3) отсутствуют, поскольку технологий и опыта их строительства у нас нет.
Развитие российской судостроительной промышленности должно идти в первую очередь по пути максимального удовлетворения потребности страны в судах и плавсредствах для освоения шельфа арктических и дальневосточных морей, потребностей отечественного морского и речного транспортного и промыслового флота в соответствующих судах, расширения экспорта судостроительной продукции.
Постройка судов и плавучих технических средств для ускоренного освоения природных ресурсов северных и восточных регионов России и интенсификации использования трасс Северного морского пути является одним из важнейших направлений развития российского судостроения на ближайшее десятилетие. Оно должно быть реализовано за счёт:
‒ строительства на отечественных верфях технических средств для освоения месторождений нефти, газа и газового конденсата на арктическом и дальневосточном шельфе, транспортных и иных судов ледового плавания для обеспечения эксплуатации морских месторождений и работы на трассе Северного морского пути;
‒ строительства судов ледового класса и ледоколов при экономическом стимулировании государством;
‒ сохранения мирового лидерства в области строительства атомных ледоколов.
Другое важное направление развития отечественного судостроения — создание на основе современных технологий судов смешанного плавания с целью сохранения суверенитета страны на внутренних водных и прибрежных морских путях, и прежде всего в 9-м европейском транспортном коридоре.
Ещё одна задача — расширение строительства промысловых судов на отечественных верфях — может быть решена за счёт предоставления отечественным заказчикам квот на вылов рыбы и морепродуктов на весь период расчётов по кредитам, предоставляемых на их постройку.