Система материальнотехнического обеспечения
Материально-техническое обеспечение (МТО) – процесс рас-пределения орудий и средств труда и организации рационального их использования, осуществляемый в плановом порядке. Система МТО наряду с функцией распределения осуществляет также хранение и до-ведение ресурсов до потребителей. Движение материально-техни-ческих ресурсов показано на рис. 9.1.
1. | Производство дорожно- | ||||||||||
2. Транспорт | |||||||||||
строительных материалов | |||||||||||
Запасы готовой | Запасы продук- | ||||||||||
продукции | ции в пути | ||||||||||
4. | Потребление дорожно- | ||||||||||
строительных материалов | 2. Транспорт | 3. Посредник | |||||||||
Производствен- | Запасы про- | Запасы снабженческо- | |||||||||
ные запасы | дукции в пути | сбытовых фирм | |||||||||
Рис. 9.1
Ресурсы производственно-технического назначения распреде-ляются по потребителям (организациям, стройкам) на основе плана материально-технического снабжения. Они состоят из материальных балансов, планов распределения, межотраслевых и межрайонных планов поставок материально-технических ресурсов потребителям.
Материальные балансы необходимы для выявления общей по-требности отрасли в орудиях и предметах труда, а также установле-ния возможности её наиболее полного удовлетворения. В соответст-вии с назначением эти балансы подразделяются на балансы орудий труда и предметов труда. Межотраслевые балансы подразделяются на годовые и перспективные. Они состоят из двух частей: приходной (наличие ресурсов) и расходной (распределение ресурсов). Важным
Глава 9. Материально‐техническое обеспечение
средством повышения МТО является улучшение управления ресур-сами, доведение их до оптимального уровня.
Большие задачи стоят перед органами материально-техни-ческого снабжения МТС в области использования отходов производства и вовле-чения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, сокращения расхо-дов на перевозку продукции в сфере обращения. Дальнейшее повышение эффективности снабжения ресурсами требует систематической работы по упорядочению структуры снабжения и сбыта, современных средств и методов управления процессами МТО на основе экономико-матема-тических методов и применения ЭВМ. Решение этих задач позволит по-высить экономическую эффективность снабжения и сбыта в организа-циях дорожной отрасли. Ранее существующая сложная и недостаточно надёжная система МТО имела ряд недостатков, приводящих к несо-блюдению сроков ввода в действие объектов строительства, росту себе-стоимости СМР. В условиях свободной торговли средствами производ-ства и предметами труда этих недостатков не должно быть.
Дорожное хозяйство, являясь материалоёмкой отраслью произ-водства, потребляет большое количество и широкую номенклатуру строительных материалов. В нестоящее время организацию МТО на предприятиях дорожной отрасли осуществляют управления произ-водственно-технологической комплектации (УПТК), которые имеют закрепленные за ними производственные основные и оборотные средства, расчётный счёт в банке, состоят на самостоятельном балан-се, имеют печать установленного образца.
Основными задачами, решаемыми УПТК, являются сле-дующие:
комплектация объектов строительства и ремонта МТР в соот-ветствии с темпом и технологической последовательностью работ;
реализация фондов и лимитов на выделенные МТР, своевременное обеспечение МТР всех служб ДСО и промышленных предприятий;
комплектное изготовление нетиповой продукции, переработка сырья, повышение технологической готовности полуфабрикатов;
дальнейшее совершенствование системы МТО.
Управления производственно-технологической комплектации выполняют функции по планированию, организации, оперативному регулированию, учёту и контролю МТО и комплектации объектов строительства всех подразделений дорожной отрасли.
Система МТС обеспечивает дорожное хозяйство всеми необхо-димыми материально-производственными запасами, к которым отно-
Глава 9. Материально‐техническое обеспечение
сятся сырье, основные и вспомогательные материалы, конструкции
и детали, полуфабрикаты, оборудование, топливо, энергия, запасные части, тара, инвентарь и хозяйственные принадлежности (быстроиз-нашивающиеся предметы).
Сырье представляет собой продукцию добывающей промыш-ленности (руда, уголь, нефть), нерудные сыпучие материалы (песок, гравий), сельского хозяйства (например, хлопок).
Материалы включают в основном продукцию обрабатывающей промышленности (щебень, цемент, битум, мазут, дёготь, пиломате-риалы и др.).
К полуфабрикатам относятся предметы труда, изготавливаемые
и обрабатываемые до определённого технологического состояния, по-сле чего они укладываются «в дело» (асфальто- и цементобетонная смеси, растворы).
Материально-производственные запасы (материально-технические ресурсы) подразделяются по балансовым статьям на следующие груп-пы: основные, вспомогательные, конструкции и детали, прочие мате-риалы, оборудование, топливо, энергия.
К основным относятся все материалы, вещественно входящие в готовую продукцию дорожного хозяйства.
Вспомогательные материалы предметы труда, вещественно не входящие в состав готовой дорожно-строительной продукции, но необходимые для осуществления производственного процесса (запасные части для ремонта, автомобильная резина, смазочные и обтирочные материалы, инструмент, инвентарь, взрывчатые ве-щества).
В число конструкций и деталей входят сборные бетонные, желе-зобетонные, деревянные, металлические, стальные и другие конст-рукции, трубы, рельсы, шпалы и т. п.
Топливо (нефть, уголь, торф, сланцы, газ) используется для вы-работки электроэнергии, приготовления асфальто- и цементобетона, растворов, разогрева битума, отопления, работы дорожных машин, транспортных средств.
Запасные части предназначены для капитального и текущего ремонтов строительных механизмов, транспортных средств, оборудо-вания и машин.
Быстроизнашивающиеся предметы включают средства труда со сроком службы менее одного года (без ограничения стоимости одного предмета).
Глава 9. Материально‐техническое обеспечение
К их числу можно отнести слесарный, столярный и прочий инст-румент, приспособления, хозяйственный инвентарь, спецодежду и т. п.
Тара обеспечивает сохранность продукции в процессе транспор-тирования от изготовителя до потребителя, а также в период её хра-нения.
Оборудование бывает технологическим, подъёмно-транспорт-ным и др. Заказчики обязаны обеспечить поставку технологического оборудования на стройплощадку, включая поставку энергетического и электротехнического, насосно-компрессорного оборудования, лиф-тов, кондиционеров воздуха, вентиляторов, средств автоматизации, кабельной продукции, литья, труб.