Строительство трубопровода на переходах
Подземные переходы под дорогами. Способы и сроки производства работ по сооружению переходов под автомобильными и железными дорогами согласовывают с эксплуатирующими эти дороги организа-
496 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
циями. На строительство таких пересечений разрабатывается отдельный проект производства работ (ППР) или технологическая карта.
В зависимости от интенсивности движения, категорийности дорог, диаметра трубопровода, методов производства работ, грунтовых условий укладка трубопроводов может осуществляться следующими способами:
• открытым, при котором трубопровод с защитным футляром (ко
жухом) или без него укладывается в траншею, устроенную в на
сыпи дороги;
• закрытым, при котором для укладки футляра (кожуха) через до
роги применяются методы бестраншейной проходки.
Открытый способ используется при отсутствии защитного футляра (кожуха) или тогда, когда есть возможность временно прекратить движение транспорта и устроить временные объезды. На дорогах с низкой интенсивностью движения, если возможно выбрать период («окно») отсутствия движения транспорта, допускается не устраивать объезд. При открытом способе работы выполняются в следующем порядке:
• планировка площадок, доставка труб, машин и другого оборудо
вания;
• сварка кожуха (футляра) и трубной (рабочей) плети;
• изоляция кожуха и плети;
• оснащение плети опорными устройствами;
• насадка кожуха на плеть;
• разборка покрытия дороги (рельсового пути);
• разработка траншеи на переходе;
• укладка плети с кожухом в траншею;
• засыпка траншеи с послойной трамбовкой грунта в пазухах тран
шеи;
• испытание плети;
• восстановление твердого покрытия дороги (или рельсового пути);
• приварка вытяжных свечей (сливных патрубков);
• вварка плети в общую нитку трубопровода;
• установка герметизирующих сальников на кожухе;
• испытание плети совместно с прилегающими участками.
Больший интерес представляет закрытый способ (бестраншейная
проходка), который может применяться без ограничений, т. е. независимо от категории дорог, интенсивности движения транспорта, категории грунтов и диаметра трубопровода. При закрытом способе работы выполняются в следующем порядке:
Глава 17. Технология и организация строительства магистральных трубопроводов 497
• планировка площадок, доставка труб, машин и другого оборудова
ния;
• сварка кожуха (футляра) и трубной плети;
• разработка рабочего и приемного котлованов;
• изоляция кожуха (футляра);
• прокладка кожуха (футляра) под насыпью и наращивание егодо
проектной длины;
• изоляция плети;
• оснащение плети опорно-центрирующими устройствами и ого-
ловником;
• очистка полости кожуха (футляра), шлифовка заусенцев и дру
гих неровностей на кольцевых стыках;
• протаскивание плети через кожух;
• контроль электроизоляции «кожух—плеть»;
• предварительное испытание плети;
• вварка плети в общую нитку трубопровода;
• установка герметизирующих манжет и испытание герметично
стимежтрубного пространства;
• приварка свечей (сливных патрубков);
• засыпка трубопровода на участках, выступающих за полотно
дороги;
• испытание плети совместно с прилегающими участками.
Схемы протаскивания рабочей плети трубопровода представлены
на рис. 17.8.1 и 17.8.2.
При закрытом способе прокладки кожухов (футляров) применяют три способа проходки: прокалывание, горизонтальное бурение и продавливание.
Прокалывание (прокол) рекомендуется применять в мягких грунтах для трубопроводов малых диаметров (до 300 мм). К этому методу не следует обращаться при неглубоком заложении (менее 2 м) кожуха во избежание образования вертикального выпора грунта и нарушения полотна дороги. Прокалывание, как правило, осуществляется путем статического силового воздействия (гидродомкратами).
Горизонтальное бурение рекомендуется применять для трубопроводов средних и больших диаметров (530—1420 мм) в грунтах I—IV категорий. Проходка скважины ведется установками горизонтального бурения. Этот метод не следует использовать на слабых (водонасы-щенных и сыпучих) грунтах во избежание просадки дорожного полотна, так как грунт насыпи может «утекать» через кожух.
Продавливание является наиболее универсальным способом прокладки кожухов и наилучшим образом обеспечивает сохранность до-
Рис. 17.8.1. Схема протаскивания рабочей плети (начальный этап)
Рис. 17.8.2. Схема протаскивания рабочей плети (конечный этап)
500 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
рожных насыпи и полотна. В случае «утечки» грунта применяют затвор в кожухе. Как правило, продавливание кожухов осуществляется гидродомкратами (рис. 17.8.3).
Рис. 17.8.3.Схема продавливания кожуха через автодорогу
Переходы через подземные и наземные коммуникации.Разработка траншеи на пересечениях через подземные коммуникации (трубопроводы, кабельные линии связи и электропередачи) производится при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации, и в присутствии ответственных представителей строительной и эксплуатирующей организаций.
Укладка трубопровода на переходе через подземные коммуникации производится продольным перемещением в траншее под коммуникациями предварительно заизолированной трубной плети.
Переходы через овраги, балки и малые водотоки.Ввиду сложности и ответственности переходов трубопроводов через овраги, балки и малые водотоки, когда профиль трассы имеет сложную конфигурацию, их строительство выполняется по индивидуальному чертежу. В рабочих чертежах отметки поверхности земли и дна траншеи указывают через каждые 2—5 м.