Строительство трубопровода на переходах

Подземные переходы под дорогами. Способы и сроки производства работ по сооружению переходов под автомобильными и железными дорогами согласовывают с эксплуатирующими эти дороги организа-

496 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов

циями. На строительство таких пересечений разрабатывается отдельный проект производства работ (ППР) или технологическая карта.

В зависимости от интенсивности движения, категорийности дорог, диаметра трубопровода, методов производства работ, грунтовых усло­вий укладка трубопроводов может осуществляться следующими спо­собами:

• открытым, при котором трубопровод с защитным футляром (ко­
жухом) или без него укладывается в траншею, устроенную в на­
сыпи дороги;

• закрытым, при котором для укладки футляра (кожуха) через до­
роги применяются методы бестраншейной проходки.

Открытый способ используется при отсутствии защитного фут­ляра (кожуха) или тогда, когда есть возможность временно прекра­тить движение транспорта и устроить временные объезды. На доро­гах с низкой интенсивностью движения, если возможно выбрать пе­риод («окно») отсутствия движения транспорта, допускается не устраивать объезд. При открытом способе работы выполняются в сле­дующем порядке:

• планировка площадок, доставка труб, машин и другого оборудо­
вания;

• сварка кожуха (футляра) и трубной (рабочей) плети;

• изоляция кожуха и плети;

• оснащение плети опорными устройствами;

• насадка кожуха на плеть;

• разборка покрытия дороги (рельсового пути);

• разработка траншеи на переходе;

• укладка плети с кожухом в траншею;

• засыпка траншеи с послойной трамбовкой грунта в пазухах тран­
шеи;

• испытание плети;

• восстановление твердого покрытия дороги (или рельсового пути);

• приварка вытяжных свечей (сливных патрубков);

• вварка плети в общую нитку трубопровода;

• установка герметизирующих сальников на кожухе;

• испытание плети совместно с прилегающими участками.
Больший интерес представляет закрытый способ (бестраншейная

проходка), который может применяться без ограничений, т. е. неза­висимо от категории дорог, интенсивности движения транспорта, категории грунтов и диаметра трубопровода. При закрытом способе работы выполняются в следующем порядке:

Глава 17. Технология и организация строительства магистральных трубопроводов 497

• планировка площадок, доставка труб, машин и другого оборудова­
ния;

• сварка кожуха (футляра) и трубной плети;

• разработка рабочего и приемного котлованов;

• изоляция кожуха (футляра);

• прокладка кожуха (футляра) под насыпью и наращивание егодо
проектной длины;

• изоляция плети;

• оснащение плети опорно-центрирующими устройствами и ого-
ловником;

• очистка полости кожуха (футляра), шлифовка заусенцев и дру­
гих неровностей на кольцевых стыках;

• протаскивание плети через кожух;

• контроль электроизоляции «кожух—плеть»;

• предварительное испытание плети;

• вварка плети в общую нитку трубопровода;

• установка герметизирующих манжет и испытание герметично­
сти
межтрубного пространства;

• приварка свечей (сливных патрубков);

• засыпка трубопровода на участках, выступающих за полотно
дороги;

• испытание плети совместно с прилегающими участками.
Схемы протаскивания рабочей плети трубопровода представлены

на рис. 17.8.1 и 17.8.2.

При закрытом способе прокладки кожухов (футляров) применя­ют три способа проходки: прокалывание, горизонтальное бурение и продавливание.

Прокалывание (прокол) рекомендуется применять в мягких грун­тах для трубопроводов малых диаметров (до 300 мм). К этому методу не следует обращаться при неглубоком заложении (менее 2 м) кожу­ха во избежание образования вертикального выпора грунта и нару­шения полотна дороги. Прокалывание, как правило, осуществляется путем статического силового воздействия (гидродомкратами).

Горизонтальное бурение рекомендуется применять для трубопро­водов средних и больших диаметров (530—1420 мм) в грунтах I—IV ка­тегорий. Проходка скважины ведется установками горизонтального бурения. Этот метод не следует использовать на слабых (водонасы-щенных и сыпучих) грунтах во избежание просадки дорожного по­лотна, так как грунт насыпи может «утекать» через кожух.

Продавливание является наиболее универсальным способом про­кладки кожухов и наилучшим образом обеспечивает сохранность до-

строительство трубопровода на переходах - student2.ru

Рис. 17.8.1. Схема протаскивания рабочей плети (начальный этап)

строительство трубопровода на переходах - student2.ru

Рис. 17.8.2. Схема протаскивания рабочей плети (конечный этап)

500 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов

рожных насыпи и полотна. В случае «утечки» грунта применяют за­твор в кожухе. Как правило, продавливание кожухов осуществляет­ся гидродомкратами (рис. 17.8.3).

строительство трубопровода на переходах - student2.ru

Рис. 17.8.3.Схема продавливания кожуха через автодорогу

Переходы через подземные и наземные коммуникации.Разработка траншеи на пересечениях через подземные коммуникации (трубопро­воды, кабельные линии связи и электропередачи) производится при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации, и в присутствии ответственных представителей строи­тельной и эксплуатирующей организаций.

Укладка трубопровода на переходе через подземные коммуника­ции производится продольным перемещением в траншее под комму­никациями предварительно заизолированной трубной плети.

Переходы через овраги, балки и малые водотоки.Ввиду сложно­сти и ответственности переходов трубопроводов через овраги, балки и малые водотоки, когда профиль трассы имеет сложную конфигура­цию, их строительство выполняется по индивидуальному чертежу. В рабочих чертежах отметки поверхности земли и дна траншеи ука­зывают через каждые 2—5 м.


Наши рекомендации