Билет 7
1. Факторы, влияющие на производительность экскаватора.
Под производительностью экскаватора понимается объем горной породы, отделяемый от массива и перемещаемый экскаватором на заданное расстояние, определяемое его рабочими параметрами, в единицу времени. За единицу времени можно принимать час, смену, сутки, месяц или год. На производительность экскаватора влияют различные факторы, которые можно подразделить на следующие: горно-геологические, конструктивно-кинематические, технологические, климатические, организационные. Каждый из этих факторов по-своему влияет на производительность.
Различают теоретическую (паспортную), техническую и эксплуатационную производительности экскаватора. Применительно к многоковшовым экскаваторам рассматривают еще и забойную производительность.
Теоретическая производительность экскаватора - количество горной породы (в тоннах или кубометрах), которое может быть переработано в единицу времени (обычно за час) при непрерывной работе. При этом предполагаются одинаковые условия работы для всех машин. Коэффициенты наполнения ковша и разрыхления породы принимаются равными единице. При расчете теоретической производительности для одноковшовых экскаваторов принимаются одинаковыми угол поворота на выгрузку (90˚ у лопаты и 135˚ у драглайна) и высота черпания (до уровня напорного вала - у мехлопат), номинальные скорости рабочих движений и равные сопротивления породы копанию. У многоковшовых экскаваторов расчет ведется по числу ковшей, разгружающихся в минуту при номинальном режиме.
2. Классификация рыхлителей.
Рыхлители являются навесными рабочими органами к трактору и предназначены для предварительного рыхления тяжелых, каменистых или слежавшихся, а также мерзлых грунтов для облегчения последующей работы землеройно-транспортных машин. Рыхлители применяют также для удаления из грунта корней, остатков пней и камней после работы корчевателя и для разрушения (киркования) старых дорожных покрытий при ремонте лесовозно-автомобильных дорог.
Рыхлители классифицируют по следующим признакам:
- по назначению — на рыхлители общего назначения с глубиной рыхления до 1000 мм и специальные (для глубокого рыхления);
- по номинальному тяговому усилию и мощности базового трактора — на сверхтяжелые с номинальным тяговым усилием свыше 300 кН (мощностью более 294 кВт), тяжелые от 20 до 300 кН (184—294 кВт), средние от 135—200 кН (117,6—183кВт) и легкие до 135 кН (117,6 кВт); по типу движителя (ходовой части) базовой машины — на гусеничные и колесные.
Все рыхлители, навешенные на легкие колесные тракторы и тягачи, а также на автогрейдеры и другие машины, имеют вспомогательное назначение.
По виду навесного рыхлительного оборудования различают трехзвенные, четырехзвенные и параллелограммные рыхлители. Рыхлители могут иметь регулируемый и нерегулируемый угол рыхления наконечника зуба. Одним из наиболее прогрессивных направлений является создание рыхлителей четырехзвенного типа с регулируемым углом рыхления.
В зависимости от способа установки рыхлительного оборудования различают рыхлители с креплением последнего к корпусу заднего моста или к раме гусеничной тележки.
По числу зубьев рыхлители делят на однозубые и многозубые. Однозубые машины предназначены для разработки особопрочных материалов и могут использоваться также для специальных работ: глубокого рыхления траншей и прокладки кабелей на глубину до 2,5 м. Многозубые машины оборудуются в основном тремя и пятью зубьями в зависимости от класса трактора.
По способу крепления зубьев различают рыхлители с жестким и шарнирным креплением. При жестком креплении исключается возможность поворота зуба в горизонтальной плоскости относительно продольной оси рыхлителя. Шарнирное крепление обеспечивает поворот зуба в горизонтальной плоскости, снижая воздействие боковых нагрузок на рабочий орган и базовый тягач при работе на слоистых породах и грунтах с высокопрочными включениями в виде валунов и строительного мусора. При этом улучшается поперечная устойчивость базового трактора и облегчается управление им.
3. Возведение насыпи бульдозером.
Рабочий цикл бульдозера при возведении земляного полотна из боковых резервов состоит из следующих операций:
- зарезания грунта;
- перемещения грунта;
- укладки и распределения грунта;
- обратного холостого хода.
Зарезание грунта осуществляют прямоугольным, клиновым или гребенчатым способом
Рис.1. Способы резания грунта бульдозером:
а- прямоугольный; б- клиновой; в- гребенчатый.
Стрелкой показано направление движения
Перемещение грунта к месту укладки начинают сразу же по окончании набора его перед отвалом. Для уменьшения потерь при перемещении грунта применяют два способа: по траншее в грунте естественного состояния; по траншее, образованной из валов грунта, осыпавшегося во время предыдущих проходов бульдозера.
Рис.2. Схема укладки грунта бульдозером:
а- "от себя"; б- "на себя"; в- "отдельными кучами"; г- "вполуприжим"; д- "вприжим"
Обратный холостой ход осуществляется задним или передним ходом.
При перемещении грунта на расстояние менее чем 50 м холостой ход бульдозера выполняют задним ходом.
2.2. До возведения земляного полотна необходимо:
- восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;
- очистить территорию в пределах полосы отвода от кустарника, пней и валунов;
- произвести плановую и высотную разбивку земляного полотна;
- устроить временный водоотвод.
Билет 8.
1. Виды работ выполняемых грейдером.
Грейдеры и автогрейдеры предназначены для профилирования грунтовых дорог с устройством боковых канав, для возведения дорожных насыпей, дамб, валов из боковых резервов, планировки земляного полотна, откосов, устройства дорожного полотна и террас на крутых склонах, а также корыта в готовом полотне для сооружения оснований дорог.
Средние и тяжелые грейдеры и автогрейдеры применяют также для смешивания грунтовых и гравийно-щебеночных материалов с вяжущими добавками на полотне дороги; при устройстве и очистке оросительных каналов и для ремонта и содержания дорог.
При планировке дна резервов грейдер совершает круговые проходы вдоль земляного полотна по правому и левому резервам. Число проходов зависит от ширины резерва. По одному месту необходимо осуществлять не менее двух проходов.
Грейдеры-элеваторы предназначены для послойного вырезания и перемещения грунта в отвал на расстояние до 15 м или в транспортное средство при возведении дорожных насыпей и дамб с использованием грунта из боковых резервов, разработке выемок, отрывке каналов и котлованов, а также при вскрышных работах в карьерах.
Грейдер-элеватор представляет собой землеройную машину непрерывного действия для послойного резания, с транспортирующим устройством в виде ленточного конвейера или метателя.
Грейдеры предназначены для планировочных и профилировочных работ при строительстве дорог, аэродромов и других линейных и площадных объектов. По трудности разработки грейдерами грунты подразделяют на I, II и III группы. Грейдеры применимы в грунтах с отметкой выше уровня грунтовых вод и неработоспособны на заболоченных землях.
При возведении насыпи из разрабатываемого резерва наклонный нож сдвигает срезанный грунт в сторону насыпи. При следующей проходке грейдера этот грунт перемещается еще дальше в том же направлении. Поэтому целесообразно работать одновременно двумя грейдерами, из которых один срезает, а другой перемещает срезанный грунт. Наиболее эффективно использовать автогрейдеры при длине проходки 400...500 м. Плотные грунты до разработки грейдером следует разрыхлять тракторным рыхлителем или плугом. Помимо разработки грунта и его перемещения на небольшие расстояния грейдером можно разравнивать и начисто планировать грунт. При выполнении различных операций углы наклонов ножа грейдера изменяются в следующих пределах: угол захвата 30...70°, угол резания 35...60°, наклона -2...10°.
Для обеспечения оптимального режима работы землеройно-транспортных машин созданы системы автоматического регулирования скорости их движения в зависимости от сопротивления резанию и плотности разрабатываемого грунта. Для автогрейдеров, используемых преимущественно на планировочных работах применяют устройства, автоматически контролирующие заглубление в грунт.