Определение диаметра циркуляции судна
Приближенно диаметр циркуляции можно найти по формуле:
, (5.7)
где V – объёмное водоизмещение,
,
где Sб = 0,96LT = 0,96х98,46х6,24 = 589 м2,
−безразмерный коэффициент
где α = 0,611 рад – угол перекладки руля,
λ – относительное удлинение пера руля.
м.
Скорость хода судна на установившейся циркуляции:
м/с
Диаметр циркуляции не должен превышать 4 длин судна, поэтому он является удовлетворительным.
Выбор рулевой машины
Рулевую машину подбираем исходя из максимального полученного крутящего
момента 110 кНм.
Выбираем лопастную рулевую машину TENFJORD SR642. С рабочим моментом 110кН
Она представленную на рисунке 5.2.
Рисунок 5.2
1-лопастная рулевая машина; 2-насосы; 3-масляный бак.
Расчет изгибающих моментов и реакций опор руля
Расчетный изгибающий момент М1 кН·м, действующий в сечении 1 баллера у верхнего подшипника равен нулю.
Расчетный изгибающий момент М2 кН·м, действующий в сечении 2 баллера у нижнего подшипника равен:
М2 = F1C1 + F2C2,
где С1 и С2 – линейные размеры в метрах (Рисунок 5.1),
F1, F2 – условные расчётные нагрузки.
М2 = 137х3,1 + 161,4х3,4= 973,5 кНм.
Расчет на изгибающий момент М3 кНм, действующий в сечении 3 баллера (в месте соединения баллера с пером руля)
М3 = F1(C1 – е) + F2(C2 – е) = 137(3,1 – 0,8) + 161,4(3,4 – 0,8) = 734,7 кНм.
Расчётная реакция R1 опоры рулевого устройства в сечении 1:
,
где РI = РII = 0.
кН.
Расчётная реакция R2 опоры рулевого устройства в сечении 2:
кН.
Приведенный момент:
(5.8)
где Мi – момент в расчётном сечении.
Приведенный момент в сечении 2:
кНм.
Приведенный момент в сечении 3:
кНм.
Баллер руля
Диаметр головы баллера d0 в сантиметрах должен быть не менее большего значения определяемого по формуле:
, (5.9)
где k10 = 26,1 – для переднего хода и 23,3 для заднего хода,
Rен – верхний предел текучести материала для баллера.
Баллер изготавливаем из стали Д32 с пределом текучести Rен = 315 МПа.
Тогда для переднего хода в сечении 1:
см,
Для заднего хода:
см.
Принимаем диаметр головы баллера 180 мм, равный диметру баллера рулевой машины.
Диаметр баллера в сечении 2 и 3:
Диаметр баллера в сечении 2:
см.
Диаметр баллера в сечении 3:
см.
Принимаем диаметр баллера в сечении 2 – 380 мм, в сечении 3 – 350 мм.
Диаметр баллера в сечении 4:
см
Расчет прочности баллера
Нормальные σ и касательные τ напряжения баллера определяются:
, , (5.10)
где Ми – расчетный изгибающий момент (М1, М2, М3), действующий в рассматриваемом сечении баллера,
di, см – диаметр баллера в рассматриваемом сечении.
Приведенные напряжения вычисляются:
(5.11)
Допускаемые напряжения:
- на переднем ходу: МПа;
- на заднем ходу: МПа;
Расчет напряжений ведём в таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Расчет напряжений
Сечение баллера | Ход передний/задний | σ,МПа | τ,МПа | σпр,МПа | [σ],МПа |
Сечение 2 М2 = 973,5кНм d2 = 38 см Мк = 95,9 кНм Мзх = 67,1 кНм | ПХ | 180,96 | 8,91 | 181,3 | |
ЗХ | 6,23 | 181,1 | |||
Сечение 3 М3 = 734,7 кНм d3 = 37 см Мк = 95,9 кНм Мзх = 67,1 кНм | ПХ | 174,78 | 11,4 | 175,9 | |
ЗХ | 7,98 | 175,3 | |||
Сечение 3 М4 = 191,8 кНм d4 = 24 см Мк = 95,9 кНм Мзх = 67,1 кНм | ПХ | 160,8 | 40,2 | 175,2 | |
ЗХ | 28,13 |
Сравнивая σпр с [σ] мы видим, что условия прочности баллера не выполняются. Для обеспечения условия прочности увеличиваем диаметр вала во втором сечении до 400мм, в третьем сечении до 370 мм, в четвертом сечении до 240мм и ведем расчет напряжений во втором приближении в таблице 5.3.
Таблица 5.3 – Расчет напряжений во втором приближении
Сечение баллера | Ход передний/задний | σ,МПа | τ,МПа | σпр,МПа | [σ],МПа |
Сечение 2 М2 = 973,5кНм d2 = 40 см Мк = 95,9 кНм Мзх = 67,1 кНм | ПХ | 151,1 | 7,64 | 155,7 | |
ЗХ | 5,35 | 155,3 | |||
Сечение 3 М3 = 734,7 кНм d3 = 37 см Мк = 95,9 кНм Мзх = 67,1 кНм | ПХ | 147,9 | 9,66 | 148,8 | |
ЗХ | 6,76 | 148,4 | |||
Сечение 4 М4 = 191,8 кНм d4 = 24 см Мк = 95,9 кНм Мзх = 67,1 кНм | ПХ | 141,52 | 35,4 | 154,2 | |
ЗХ | 24,75 | 147,8 |
Сравнивая σпр с [σ] делаем вывод, что прочность баллера руля обеспечивается.