Земли особо охраняемых природных территорий и их охранные зоны, понятие и режим использования

Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков и государственных памятников природы.

Земельные участки государственных заповедных зон и государственных природных заказников выделяются в составе других категорий земель без их изъятия у собственников земельных участков и землепользователей и учитываются при ведении государственного земельного кадастра.

Ограничения в пределах территории государственных заповедных зон и государственных природных заказников любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние и восстановление экологических систем данных особо охраняемых природных территорий и находящихся на них объектов государственного природно-заповедного фонда, вносятся обременением на земельные участки собственников и землепользователей и учитываются в землеустроительной документации.

2. Земли особо охраняемых природных территорий находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий для иных нужд не допускается.

Сельскохозяйственные угодья на землях особо охраняемых природных территорий, используемые для ведения сельскохозяйственного производства, могут быть предоставлены для указанных целей гражданам Республики Казахстан, проживающим в населенных пунктах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Особо охраняемые природные территории могут использоваться для научных, культурно-просветительных, учебных, туристических и рекреационных, ограниченных хозяйственных целей в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Для проведения культурно-просветительных мероприятий на особо охраняемых природных территориях могут создаваться музеи, лектории, экспозиции, демонстрационные участки и другие необходимые объекты.

Для проведения туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях выделяются специальные участки, которые оборудуются туристическими тропами, смотровыми площадками, бивачными полянами, стоянками для транспорта, кемпингами, палаточными лагерями, гостиницами, мотелями, туристическими базами, объектами общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения.

Туристическая и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях ограничивается с учетом режимов их охраны и регулируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Использование особо охраняемых природных территорий в ограниченных хозяйственных целях может допускаться исключительно на специально выделенных участках с заказным режимом и регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

40. Основания прекращения права собственности на землю и права землепользования (п.3 ст.81 Земельного Кодекса РК).Право землепользования может прекращаться по следующим основанием: Досрочное прекращения договора аренды земельного участка или договора временного безвозмездного землепользования, за исключением случаев, когда земельный участок находится в залоге.Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок.Прекращения трудовых отношений, в связи, с которыми землепользователю был предоставлен служебный земельный надел (ст. 41 Земельного Кодекса РК).Основания прекращения права частной собственности и права землепользования (ст.81 Земельного Кодекса): Право частой собственности на земельный участок или права землепользования прекращается при: Отчуждении земельного участка собственником или права землепользования землепользователем другим лицам.Отказе собственника от права собственности или землепользователя от права землепользованияУтрате права собственности на земельный участок или права землепользования в иных случаях, предусмотренных законодательными актами РК

41. Понятие государственно-правового механизма регулирования земельных отношений.С целью создания действенного механизма осуществления преобразований земельных отношений в РК была создана система гос. органов для управления и проведения земельной реформы, поскольку необходимо было разрабатывать ПА и нормативные инструкции о земле и земельных отношениях. Создание нормативно-правовой системы для развития земельных отношений требует специальной системы управления земельными ресурсами с конкретными функциями гос. субъектов управления в лице Правительства, их центральных органов и местных структур. Конечно, каждый уровень власти имеет свои определенные функции, и они должны быть четко оговорены, чтобы не происходило дублирования, которое могло стать тормозом в формировании и развитии земельных отношений нового типа, т.е. соответственно рыночной экономике. Непосредственно центральные государственные органы не являются землепользователями, но их основная функция - контроль за рациональным использованием земельных ресурсов республики. Функции центральных ведомств и органов управления земельными ресурсами заключены, прежде всего: в определении стратегии на макроуровне гос.политики в области использования земельных ресурсов; в разработке программ рац. Исп-ния земельных ресурсов; в утверждении форм документации на землю; в определении налога на землю и др. видов платы за землю в зависимости от стоимости земель различных категорий и качества; в осуществлении гос.контроля за рац. использованием нац. земельных ресурсов. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивных земель, в том числе лёгкого фонда и на воспроизводство и повышение плодородия земли в РК охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.Регулирование охраны земель в Земельном Кодексе РК осуществляется главой 13, ст. 122 -127.:предотвращение деградации и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности; стимулирование использования земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.Цели охраны земель с одной стороны направлены на предотвращение негативного воздействия на земельные участки, с другой - на обязательное оперативное устранение последствий негативного воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено.Содержание и порядок охраны земель определяется ст.122 ЗК РК. Использование особо охраняемых природных территорий в ограниченных хозяйственных целях может допускаться исключительно на специально выделенных участках с заказным режимом и регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

43/ 259. Система государственных органов по регулированию земельных отношений: органы общей и специальной компетенции.Управление земельным фондом представляет собой организационную, исполнительно-распорядительную деятельность, соответствующих государственных органов, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны и достижения тем самым земельного правопорядка.Общее: Ос-тся органами общ. и спец компетенции и имеет территориальный характер, охватывает все земли в пределах определённой территории - без каких - либо изъятий . Внутрихозяйственное: Представляет собой хоз.деятельность по внутри хозяйственному землеустройства учету и контролю за использованием и и охраной закрепленных земель (осуществляется самими собственниками, землеползователями, арендаторами и другим временными землепользователями) Отраслевое: осуществляются министерствами, агентствами, комитетами и другими ведомствами и службами, распространяется на земли отдельных отраслей. Задачи государственного контроля состоят в обеспечении соблюдения земельного законодательства Республики Казахстан гос.органами, физ., юр. и должн.лицами, выявления и устранения нарушений законодательства РК, восстановления нарушенных прав гр. и юр. лиц, соблюдения правил пользования ЗУ, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства и выполнения мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

44. Правовой режим земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения и правовой режим земель памятников природы, истории и культуры.Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. Порядок и режим использования земель рекреационного назначения определяются местными представительными и исполнительными органами. Использование туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков и землепользователями, может осуществляться на основе сервитутов. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению(ст.125 ЗК РК). Землями историко-культурного назначения признаются ЗУ, занятые историко-культурными заповедниками, мемориальными парками, погребениями, археологическими парками (курганы, городища, стоянки), архитектурно-ландшафтными комплексами, наскальными изображениями, сооружениями религиозного культа, полями битв и сражений. ЗУ, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством РК. Местными исполнительными органами на отдельных участках земель историко-культурного назначения, в том числе на объектах культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть ограничена любая хозяйственная деятельность (ст.126 ЗК РК). Землями историко-культурного назначения признаются земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия, в том числе памятниками истории и культуры. При освоении территорий до отвода земельных участков должны производиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия. В случае обнаружения объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, землепользователи обязаны приостановить дальнейшее ведение работ и сообщить об этом уполномоченному органу по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. Запрещается проведение всех видов работ, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия. 2. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан. В целях обеспечения охраны памятников истории и культуры устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта на землях историко-культурного назначения в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. Границы охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта объектов историко-культурного наследия утверждаются местными представительными органами (маслихатами) областей (города республиканского значения, столицы) по представлению соответствующих местных исполнительных органов. . К землям оздоровительного назначения относятся курорты, обладающие природными лечебными факторами, а также земельные участки, благоприятные для организации профилактики и лечения. 2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболевания человека на землях территорий оздоровительного назначения устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Границы и режимы использования охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон земель оздоровительного назначения определяются местными представительными и исполнительными органами.

46. Порядок и условия зонирования земель РК. 1. Зонирование - определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования. 2. Организацию зонирования земель на уровне областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) осуществляют соответствующие уполномоченные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Проект (схема) зонирования земель утверждается соответствующими представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Классификатор целевого назначения земель разрабатывается на основе проектов (схем) зонирования земель и утверждается местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). 4. Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель является для субъектов земельных правоотношений обязательным. 5. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за счет бюджетных средств. В соответствии с целевым назначением земель зонированию подлежат: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного сельскохозяйственного назначения; земли оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения; земли особо охраняемых природных территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. На территории Республики Казахстан по природным условиям выделяются следующие зоны: 1) лесостепная; 2) степная; 3) сухостепная; 4) полупустынная; 5) пустынная; 6) предгорно - пустынно - степная; 7) субтропическая пустынная; 8) субтропическая предгорно - пустынная; 9) среднеазиатская горная; 10) южно - сибирская горная. (ред. от 29.08.2001) 6. Организацию работ по зонированию земель в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 24 января 2001 года "О земле" осуществляет центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами и его органы на местах. Зонирование земель осуществляется в порядке землеустройства путем разработки республиканских, областных и региональных схем (проектов) зонирования территории, а также земель отдельных категорий. (ред. от 29.08.2001) 7. Центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами принимает решение о зонировании земель на республиканском уровне, организует и обеспечивает разработку и утверждение республиканских схем зонирования территории (природно - сельскохозяйственного зонирования (районирования), развития и размещения производственных сил, резервирования земель для развития и размещения особо охраняемых природных территорий и других зон). Для проведения зонирования земель на областном уровне центральный исполнительный орган по управлению земельными ресурсами совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами осуществляет разработку в установленном порядке межведомственных нормативных правовых актов и инструктивно - методических документов по зонированию земель. (ред. от 29.08.2001) 8. Областные (городов Астаны и Алматы) уполномоченные органы по управлению земельными ресурсами совместно с местными органами по охране окружающей среды, архитектуры и градостроительства и другими заинтересованными органами по поручению областного (городов Астаны и Алматы) исполнительного органа организуют и обеспечивают разработку проектов (схем) зонирования земель на областном (городском) уровне и вносят их на утверждение областным (городов Астаны и Алматы) представительным органам. При зонировании земель на областном (городском) уровне разрабатываются проекты (схемы) зонирования территорий, документов, включающих научные обоснования, прогнозы, программы по установлению их целевого режима использования (сельскохозяйственные, селитебные, промышленные, природоохранные и иного назначения). (ред. от 29.08.2001) 9. Определение зон осуществляется на основе данных земельного, градостроительного и других кадастров, материалов аэрофотосъемки, почвенных, геоботанических и других изысканий и обследований, а также программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, рыночных конъюнктур и перспективных экономических прогнозов. Целевое использование земель устанавливается исходя из экономических, природных и других условий конкретного региона. При этом обеспечивается соблюдение установленного законодательством Республики Казахстан порядка пользования лесными, водными и другими природными ресурсами, а также действующих архитектурно - планировочных, строительных, экологических, санитарно - гигиенических и иных специальных требований (норм, правил, нормативов). 10. Определенный при зонировании целевой режим использования территории, рассмотренный и утвержденный в порядке, предусмотренном законодательством, является для субъектов земельных правоотношений обязательным. 11. Данные зонирования земель, содержащие сведения о целевом режиме использования территорий, используется при организации управления земельными ресурсами, разрешении земельных споров, предоставлении земельных участков в частную собственность и землепользование, изъятии (выкупе) земель для государственных надобностей, выдаче разрешений на занятие земельного участка для изыскательских работ, осуществлении контроля за использованием и охраной земель и иных целях, связанных с регулированием земельных отношений. 12. Зонирование земель, проводимое по решению исполнительных органов, осуществляется за счет бюджетных средств.

47. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. 2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, мелиоративной сетью, постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства, а также прочие угодья (солонцы, пески, такыры и другие прочие угодья, вкрапленные в массивы сельскохозяйственных угодий). 3. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Использование этих земель в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, допускается в исключительных случаях (статья 90 настоящего Кодекса). На земельных участках, предоставленных физическим и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, и полевых наделах личного подсобного хозяйства не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов (включая индивидуальные). При этом под строительство животноводческих комплексов, временных строений и хозяйственно-бытовых построек для сезонных работ и отгонного животноводства на землях сельскохозяйственного назначения не могут использоваться ценные сельскохозяйственные угодья, к которым относятся все виды орошаемых сельскохозяйственных угодий, пашня, залежь и земли, занятые многолетними насаждениями. 3-1. Не допускается раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности или землепользовании, на участки, площади которых ниже минимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 5 статьи 50 настоящего Кодекса. 4. К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища. Пашня - земельный участок, систематически обрабатываемый и используемый под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары. К пашне не относятся земельные участки сенокосов и пастбищ, занятые посевами предварительных культур (в течение не более трех лет), распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья садов, используемые под посевы. Залежь - земельный участок, который ранее находился в составе пашни и более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар. Многолетние насаждения - земельные участки, используемые под искусственно созданные древесные, кустарниковые многолетние насаждения, предназначенные для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции, а также для декоративного оформления территории. Естественные сенокосы и пастбища - земельные участки, систематически используемые под сенокошение и для выпаса животных. Сенокосы и пастбища коренного улучшения - участки сенокосов и пастбищ, на которых путем залужения создан новый травостой. Обводненные пастбища - пастбища, на территории которых имеются водоисточники (озера, реки, пруды, копани, оросительные или обводнительные каналы, трубчатые или шахтные колодцы), способные обеспечить водой надлежащего качества соответствующее поголовье скота. 5. Сельскохозяйственные угодья могут быть орошаемые и неорошаемые. К орошаемым сельскохозяйственным угодьям относятся земли, пригодные для сельскохозяйственного использования и полива, имеющие постоянную или временную оросительную сеть, связанную с источником орошения, водные ресурсы которого обеспечивают полив этих земель стоком не ниже 75 процентов обеспеченности в оптимальные сроки по проектным или действующим нормативам оросительных норм при существующем коэффициенте полезного действия системы. Землями лиманного орошения являются участки, на которых имеются водоудерживающие валы, водорегулирующие дамбы и другие гидротехнические сооружения, обеспечивающие задержание и перераспределение на площади этих участков талых вод и весенних паводков, а также вод, подаваемых из оросительных или обводнительных каналов для влагозарядки почв. 6. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются: 1) в частную собственность гражданам Республики Казахстан для развития личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства; 2) в частную собственность или землепользование физическим и юридическим лицам Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, научно-исследовательских, опытных и учебных целей, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства. Срок предоставления земельного участка на праве землепользования для указанных целей составляет не менее пяти лет, предоставление земельного участка на срок менее пяти лет допускается только с согласия заявителя, заинтересованного в его получении; 3) иностранцам и лицам без гражданства во временное землепользование на условиях аренды сроком до 10 лет. 7. В целях государственного контроля за качеством сельскохозяйственных угодий, передаваемых в землепользование и собственность гражданам и юридическим лицам, составляется паспорт земельных участков сельскохозяйственного назначения на основании данных материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических обследований и бонитировки почв за счет бюджетных средств. Форма паспорта земельных участков сельскохозяйственного назначения утверждается центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами. Организацию работ по составлению паспорта земельного участка и его выдачу осуществляют уполномоченные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по месту нахождения земельного участка.

48. Соотношение права лесопользования и землепользования. Право лесопользования и ее виды. Право лесопользования – это совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей исходя из интересов общества в получении древесной и недревесной лесной продукции, использовании иных полезных свойств лесов и обеспечение охраны лесов и других объектов природы. Право лесопользования можно определить и как совокупность правовых норм, регулирующих право на извлечение полезных веществ леса. Субъекты – государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации и учреждения и граждане (иностранцы).Проект нового Лесного кодекса РБ предусматривает не только пользование, но и владение участками лесного фонда. В постоянное владение и полное хозяйственное ведение участки лесного фонда предоставляются государственным лесохозяйственным предприятиям и организациям для ведения лесного хозяйства. Виды лесопользования: а)заготовка древесины б) заготовка живицы, в) заготовка второстепенных лесных материалов, г) побочные лесные пользования (сенокошение,пастьба), д) охота, е) культурно-оздоровительные цели, ё) научно-исследовательские цели.Общее лесопользование и специальное. Порядок предоставления права на осуществление лесных пользований. Предприятия, организации, ведущие лесное хозяйство, предоставляют в установленном порядке лесопользователям в натуре участки для заготовки древесины. Документы – лесорубочный билет (ордер) и лесной билет. Ордер выписывается на заготовку небольшого количества древесины. Возможен договор аренды. Содержание права лесопользования – права и обязанности. Права – получение участка в натуре для хозяйственной деятельности и т.п. Обязанности – рационально использовать переданные им участки, лесонасаждения, не допускать отрицательного воздействия на состояние и воспроизводство лесов. Право землепользования определяется как институт земельного права содержащий правовые нормы регулирующие земельные правоотношения по использованию и охране земель. Права землепользования – это право лица владеть и пользоваться земельным участком находящимся в государственной собственности бессрочно, на возмездной и безвозмездной основе. В данном случае закон дает определение понятие права землепользования как правомочия субъекта права землепользования.

49. Права на земельные участки иностранных субъектов по законодательству РК.Субъекты права землепользования могут быть национальные и иностранные. Право землепользования возникает путем: 1) предоставления права землепользования; 2) передачи права землепользования; 3) перехода права землепользования в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица). 2. Предоставление, передача и переход права землепользования должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка. 3. Право землепользования возникает на основе: 1) актов государственных органов; 2) гражданско-правовых сделок; 3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.Земли товарного с/х производства и лесоразведения, которые в ЧС иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических (негосударственных) лиц находиться не могут. При выходе гр., являющегося собственником ЗУ С/Х назначения, из гражданства РК ЗУ подлежит возврату в собственность государства либо право на ЗУ должно быть в течение одного года переоформлено в право временного землепользования на условиях аренды сроком до 10 лет. Указом о земле установлены ограничения для иностранных землепользователей, которые не мог иметь право постоянного землепользования. Право временного возмездного землепользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства предоставляется иностранцам и лицам без гражданства на срок до 10 лет. Иностранцы, лица без гражданства, а также иностранные юр. лица пользуются правами и несут обязанности в земельных правоотношениях наравне с гр. и юр. лицами РК, если иное не предусмотрено ЗК или другими ЗА РК.

50. Правовой режим земель заказников. Гос. природный заказник - особо охраняемая природная территория с заказным режимом или регулируемым режимом хоз. деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов государственного природно - заповедного фонда. Могут быть зоологические, ботанические, гидрологические геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные, являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, создаются на участках земель без изъятия их у собственников и пользователей земельных участков. Собственник или пользователь обязан обеспечить право ограниченного целевого использования ЗУ. Центральный исполнительный орган организует мероприятия по охране и восстановлению расположенных в них объектов государственного природно-заповедного фонда силами специальных служб за счет установленных источников финансирования деятельности особо охраняемых природных территорий. Особенности режима охраны и использования государственных природных заказников. Запрещается любая деятельность, если она угрожает сохранению объектов государственного природно - заповедного фонда или ухудшает их воспроизводство; могут использоваться в установленном порядке в научных, культурно - просветительных, учебных и ограниченных хозяйственных целях; могут осуществлять хозяйственную деятельность в государственных природных заказниках с соблюдением установленных ограничений. Государственный памятник природы — особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, отнесенные к объектам государственного природно-заповедного фонда.В Казахстане на сегодняшний день имеется 26 памятников природы республиканского значения.

Наши рекомендации