Модуль 2. Гостиничное предприятие, как основной элемент сферы туризма

Лекция 3. Классификация предприятий гостиничного хозяйства в мировой

Практике

План лекции

1. Классификация предприятий гостиничного хозяйства по ряду признаков.

2. Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению.


1. Классификация предприятий гостиничного хозяйства по ряду признаков.

Задача классификации гостиниц достаточно трудоемка из-за их многообразия, обусловленного в свою очередь множеством видов туризма и путешествий, соответствующей специализацией средств размещения туристов, разнообразием мотивов путешествий, существенным различием материального достатка путешествующих, а также ввиду наличия национальных, географических, природных и других особенностей.

Однако, существует несколько общих классификационных признаков. Их можно выделить даже при существенном различии национальных классификаций:

¨ размеры;

¨ целевые рынки;

¨ уровни обслуживания;

¨ формы собственности;

¨ структуры управления.

Естественно, любая классификация в известной степени условна, и эта условность будет проявляться, прежде всего, в том, что какая-то конкретная гостиница может быть отнесена сразу к нескольким категориям и, наоборот, в силу ограниченности классификационных признаков (оснований) многие средства размещения туристов вообще нельзя отнести будет к какой-либо конкретной категории.

Существующие национальные системы классификации, поддерживаемые государством или национальными гостиничными ассоциациями путем национальных стандартов и узаконенных правил сертификации гостиничных услуг, касаются в основном количественных характеристик материальной базы, полноты сервиса, уровня и качества гостиничных услуг и не затрагивают такие признаки, как целевые рынки, специфические функциональные требования, формы собственности и структуры управления, принципы расположения гостиниц и др. Поэтому при изучении гостиничной индустрии знания только этих систем недостаточно. Вместе с тем другие многообразные классификационные признаки гостиниц используются как в национальной, так и в международной статистике по гостиничной индустрии.

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфортаиграет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта – это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:

¨ состояние и структура номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров – апартаментов, наличие коммунальных удобств;

¨ состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;

¨ наличие, состояние и режим работы предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.д.;

¨ состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;

¨ информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.;

¨ обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.

Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке, образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.

Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие:

¨ система «звезд» (европейская), базирующаяся на Французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и другие страны;

¨ система букв (А, В, С, Д), используемая в Греции;

¨ система «корон», применяемая в Великобритании;

¨ система категорий, используется в Италии и Израиле.

Согласно классификации, принятой в Германии, гостиничные предприятия подразделяются на пять классов. С целью гармонизации с европейской системой здесь предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:

¨ туристский класс – «*»;

¨ стандартный класс – «**»;

¨ комфортный класс – «***»;

¨ первый класс – «****»;

¨ люкс – «*****».

Номера могут быть однокомнатными, двухкомнатными, трехкомнатными и т.д. По назначению различают номера бизнес-класса, эконом-класса, номера-аппартаменты и т.д.

Номера бизнес-класса предназначены для размещения туристов, прибывающих с деловой целью. Помимо стандартной обстановки здесь должны быть созданы условия для работы: рабочий стол, телефон, факс, компьютер и т.д.

Номера экономического класса предназначены для широкого контингента туристов. Отличаются скромной обстановкой и оборудованием, что отражается в невысокой цене размещения.

Номера-аппартаменты (2-, 3-, 4- комнатные), предназначены, как правило, для долгосрочного размещения семей. В номере-аппартаменте обязательно должна быть кухня с необходимым набором бытовой техники, что позволяет обеспечить практически домашние условия пребывания. Различают также такую категорию номеров, как люкс-аппартаменты, или сюиты, 3-,4- комнатные номера высокой комфортности, но, как правило, кухня отсутствует.

В практической деятельности гостиничных предприятий получило распространение подразделение одно-, двухместных номеров в зависимости от вида кроватей (twin, queen, king-size). Использование сдвоенных стандартных кроватей (twin) позволяет превращать номер в одноместный или двухместный в зависимости от спроса. Использование кроватей очень большого, «королевского размера» (queen, king-size) в оборудовании номеров говорит о повышенном уровне комфорта всего средства размещения (как правило, это гостиницы не ниже 4-5 звезд) или высоком разряде самого номера. Поскольку размеры таких кроватей превышают стандартные, номер должен иметь немалую площадь.

Общепринятого подхода к определению вместимости малых, средних и больших гостиниц в настоящее время нет. В каждой стране данный вопрос решают по-разному, учитывая конкретные особенности социально-экономического и исторического развития.

Многие страны используют следующий подход к классификации гостиниц по вместимости:

¨ малые – до 150 мест (не более 100 номеров);

¨ средние – 150-400 мест (до 300 номеров);

¨ большие – свыше 400 мест (свыше 300 номеров);

¨ мега-отели – более 600 номеров.

Вместимость других функциональных частей гостиничного комплекса, в частности предприятий питания (ресторана, кафе, бара), определяется:

¨ вместимостью номерного фонда;

¨ назначением гостиницы;

¨ наличием подобных предприятий в прилегающей зоне.

По месту расположения можно выделить следующие виды гостиниц:

¨ гостиницы в центре города;

¨ придорожные, как правило, малой этажности с открыты­ми автостоянками;

¨ гостиницы в окрестностях города и в аэропортах;

¨ плавучие отели - плавсредства, оборудованные под го­стиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера. При необходимости такая гостиница может быть отбуксирована по воде вместе с туристами к другой сто­янке.

По обеспечению питанием выделяются следующие гостиницы:

¨ все включено (all inclusive) - система обслуживания в отелях, при которой питание, напитки (чаще всего местного производства) и отдельные виды услуг не требуют дополнительной оплаты. Разновидностью данной системы обслуживания является система max inclusive, когда перечень дополнительных услуг может быть существенно расширен и включать бесплатное пользование сауной, парикмахерской, занятия различными видами спорта и т.д.

¨ полный пансион - вид питания в гостиницах, при котором в стоимость проживания включается трех- или четырех-разовое питании;

¨ полупансион - вид питания в гостиницах, при котором завтрак и ужин или завтрак и обед включены в стоимость проживания;

¨ только завтрак;

¨ без питания;

По уровню цен, устанавливаемых на основные платные ус­луги(предоставляемые в номерном фонде), гостиницы подраз­деляются на:

¨ бюджетные;

¨ экономические;

¨ средние;

¨ первоклассные;

¨ апарт-отели;

¨ люкс-отели.

По продолжительности пребывания клиентуры различа­ют гостиницы:

¨ для длительного пребывания клиентов;

¨ для кратковременного пребывания.

По продолжительности функционирования в течение года гостиницы подразделяются на:

¨ работающие круглогодично;

¨ работающие в сезон (летом, зимой).

Этажность. Мировая практика показывает, что гостиницы строят от одного-двух до 40-ка этажей и более. Вопросы этажности гостиниц зависят от экономических, градостроительных условий, нормативных требований, конструкций и строитель­ных материалов, методов возведения зданий, применяемых в той или иной стране.

Наиболее распространенная этажность вновь строящихся гостиниц:

¨ в России - 5-16 этажей;

¨ в Чехии - 8-14 этажей;

¨ в Венгрии в небольших городах - 4-5 этажей, в более крупных и на курортах - 6-11 этажей;

¨ в Германии - 8-10 этажей;

¨ в Англии - 10-15 этажей.

Здания гостиниц по этажности разделены на следующие группы:

¨ малоэтажные (1-2 этажа);

¨ средней этажности (3-5 этажей);

¨ повышенной этажности (6-9 этажей);

¨ многоэтажные (1 категории - 10-16 этажей; 2 катего­рии - 17-25 этажей; 3 категории - 26-40 этажей);

¨ высотные здания (более 40-ка этажей).

Гостиницы можно классифицировать по наличию в них средств передвижения (транспорта), по форме собственности (му­ниципальные, государственные, частные, арендованные и т. д.).

2. Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению.

Гостиница - это здание (или комплекс зданий) со слож­ным круглосуточным технологическим процессом, в котором клиентуре гарантировано предоставление номеров (или мест в номерах), а также дополнительных услуг, направленных на комфортное, удобное и безопасное потребление гостиничного продукта. Современная гостиница не является лишь местом проживания; довольно часто часть номерного фонда использу­ют под офисы, временные представительства фирм и учрежде­ний. Гостиницы сегодня размещают самую разнообразную клиентуру:

¨ участников всевозможных слетов, конгрессов, ярмарок;­

¨ участников соревнований, конкурсов; ­

¨ отдельных граждан, прибывших по служебным планам, на врачебные конференции, на отдых;

¨ туристов, следующих по определенным маршрутам внут­ри государства, из-за рубежа и т. д.

Исходя из потребностей клиентуры, гостиницы бывают раз­ного назначения и предъявляются к ним различные требова­ния. Работа с клиентурой в этих гостиницах строится по прави­лам предоставления гостиничных услуг, утвержденных руко­водством ведомств, которым они принадлежат. Однако ни один из пунктов правил в этих гостиницах не должен противоречить законодательству по организации гостиничного бизнеса.

В зависимости от назначения проектируют и строят гостиницы:

¨ для деловых людей - общего типа, ведомственные, для совещаний и т.д.;

¨ гостиницы для отдыха - туристские, курортные, для автотуристов, мотели, кемпинги;

¨ специальные типы гостиниц - для транзитных пасса­жиров, для спортсменов и т.д.

В нашей стране наиболее распространены гостиницы об­щего типа, рассчитанные в основном на людей, приезжаю­щих с деловыми целями на относительно короткий срок, а также на граждан, путешествующих с различными целя­ми. Такие гостиницы размещаются в центральной части города, вблизи общественных, административных, торговых центров и предусматривают хорошую транспортную связь с различными районами города. Они обычно имеют относи­тельно небольшие земельные участки без специального озе­ленения. По нормам площадь земельного участка составля­ет от 15 до 55 м на одно место в зависимости от вместимо­сти гостиницы.

Номерной фонд гостиниц общего типа в основном состоит из одно-, двух- и часто трехместных номеров, в которых, как правило, имеется место для работы. Число одноместных номе­ров в ряде гостиниц доходит до 40-50% от номерного фонда. В гостиницах предусматривают отделение связи, в ряде случа­ев - отделение банка, помещения для проведения перегово­ров и совещаний.

Разновидность гостиниц общего типа - ведомственные го­стиницы, рассчитанные в основном на проживание людей, при­езжающих с деловыми целями в определенное ведомство, уч­реждение или на предприятие. Такие гостиницы размещают­ся вблизи этого ведомства или в местах, удобно связанных с ним общественным транспортом. Набор общественных помеще­ний в ведомственной гостинице часто бывает ограниченным и зависит от типа предприятия, которое она обслуживает, и от состава помещений общественного назначения в нем.

За рубежом распространено строительство специальных ти­пов гостиниц для совещаний, которые иногда называют «конг­ресс-отели» или «конференц-отели», а также гостиниц для де­ловых людей - «бизнес-отели». Обычно это гостиницы высокого уровня комфорта, имеющие развитой набор помещений общественного назначения: залы для проведения конгрессов, помещения для совещаний, конференций, симпозиумов, раз­личные типы ресторанов, отделения связи и банка, телетайп, телекс, бассейны, сауны, кегельбан.

В гостиницах для деловых людей предусматривают также помещения для работы и проведения небольших совещаний, торговых операций, для устройства выставок образцов товаров, для организации представительства фирм, в ряде случаев транс­формируемые номера, позволяющие принимать в них посети­телей, проводить небольшие переговоры.

Туристские гостиницы предназначены для туристов, прово­дящих свой отдых активно. В нашей стране эти гостиницы рассчитаны главным образом на организованный групповой туризм - экскурсионный и спортивный.

Туристские гостиницы строят как в городе, так и вне его, вблизи объектов туристской привлекательности, в местах с хорошими природными факторами, часто вблизи зеленых мас­сивов.

Размер земельных участков туристских, а также курорт­ных гостиниц принимается значительно больший, чем в гос­тиницах общего типа (75 м Модуль 2. Гостиничное предприятие, как основной элемент сферы туризма - student2.ru - на место в гостиницах вместимос­тью до 1 тысяч, мест и 65 м Модуль 2. Гостиничное предприятие, как основной элемент сферы туризма - student2.ru на 1 место в гостиницах вместимо­стью от 1 до 2-х тысяч мест). Площадь зеленых насаждений на участках курортных и туристских гостиниц, мотелей и кем­пингов, которые размещаются на курортах и в зонах отдыха, должна составлять не менее 5% площади участка.

На гостиничных участках располагают спортивные площад­ки (из расчета 8-10 м2 на 1 место), детские игровые площадки и навесы. Для защиты от шума жилые корпуса туристских и курортных гостиниц строят не ближе 50 м от проезжей части улиц и дорог, предусматривая вдоль них посадку деревьев.

В связи с имеющейся тенденцией проводить отдых с семь­ей в туристских гостиницах предусматривают в основном двухместные номера. В номере обычно выделяют зону дневно­го отдыха, которая распространяется также на лоджию или балкон. В гостиницах для молодежного туризма для повыше­ния экономичности планировочного решения и снижения платы за проживание иногда планируют номера-общежития на пять человек и более. Состав помещений общественного назначения в туристских гостиницах в основном предназна­чен для проведения отдыха и досуга (залы многофункциональ­ного назначения, холлы, каминные и пр.). В числе предприя­тий общественного питания нередко имеются предприятия «развлекательного питания» (танц-бары, варьете и т.д.), пред­приятия ускоренного и удешевленного обслуживания (эксп­ресс-кафе, закусочные и пр.), иногда с системой самообслу­живания.

Особенность туристских гостиниц - наличие помещений туристского обслуживания, а также туристско-методических кабинетов и инструкторских (для методической работы инст­рукторов с туристскими группами). Набор этих помещений связан с типом туристского маршрута и способом передвиже­ния по нему туристов.

В туристско-спортивныx гостиницах предусматривают пун­кты проката туристского и спортивного инвентаря и снаряже­ния (лыж, коньков, саней, охотничьего и рыболовного снаря­жения, лодок, байдарок и т.д.). В зависимости от специфики туристско-спортивной гостиницы набор этих помещений раз­личен. Аналогичные пункты проката могут быть также в моте­лях и кемпингах, размещаемых на курортах и в зонах отдыха.

Как правило, в этих гостиницах хорошо развит набор пре­доставляемых услуг, более разнообразны предприятия обще­ственного питания, в том числе «развлекательного» (дневные и ночные бары), магазины, киоски и т.д. В гостиницах повы­шенной комфортности имеются также бассейны, сауны, кегель­бан, бары, рестораны, культурные центры.

Туристские гостиницы следует размещать на маршрутах перемещения туристов, отдающих предпочтение культурным и познавательным видам туризма, предъявляющих более вы­сокие требования к уровню комфорта и обслуживания, а также в составе туристско-спортивных комплексов для оседлых ви­дов спортивного туризма с совершением кратковременных ра­диальных походов. Кроме того, туристские гостиницы при не­значительных планировочных изменениях могут быть исполь­зованы для расселения и обслуживания клиентуры, занимаю­щейся автотуризмом, некоторыми видами спортивного и транс­портного туризма, при бывающей на конгрессы, слеты, фести­вали, а также совершающей различные комбинированные ту­ристские путешествия.

По расположению на маршруте туристские гостиницы фун­кционируют как головные учреждения (начальные или конеч­ные на линейных и кольцевых маршрутах), либо как промежу­точные учреждения, предназначенные для относительно дли­тельного отдыха туристов в середине маршрута.

По сезонности эксплуатации данный тип гостиниц исполь­зуется, как правило, в качестве учреждения постоянного ту­ризма для круглогодичной эксплуатации.

Функциональные особенности гостиниц обеспечивают их проектирование, строительство и эксплуатацию во всех проек­тно-строительных районах и климатических подрайонах.

Туристические базы как традиционный тип учреждения туризма с регламентированным контингентом отдыхающих, режимом загрузки, эксплуатации и распорядком работы предназначаются для приема на отдых и обслуживание глав­ным образом плановых (частично - самодеятельных) турис­тических групп, совершающих путешествия по маршрутам, проложенным по специально разработанным и оборудован­ным пешим, лыжным, водным, горным, конным, санным, ве­лосипедным, автобусным либо комбинированным туристским трассам.

Туристские базы обычно размещаются в пригородных зо­нах отдыха, в составе туристско-оздоровительных районов или комплексов. Однако при соответствующем экономическом обо­сновании туристические базы возможно сооружать и в малонасе­ленной местности (обеспечив благоприятную транспортную до­ступность), обладающей уникальными экскурсионными объек­тами и природно-климатическими условиями для активного отдыха.

Как правило, туристские базы эксплуатируются в качестве головных учреждений туризма для организации путешествий по радиальным, линейным и кольцевым маршрутам с длительным (от 4-х до 10-ти дней) пребыванием основного контингента туристов на самой базе. В связи с этим туристские базы стро­ятся в начальных либо конечных пунктах туристских маршру­тов для спортивного и познавательного видов туризма либо для комбинированных туристских путешествий.

Как показывает зарубежный опыт эксплуатации турист­ских баз, они могут функционировать по принципу туристско­го пансионата, т.е. принимать самодеятельных туристов в «пи­ковые» сезоны на не ограниченный путевкой срок с обеспече­нием их всеми необходимыми туристскими услугами. Такие туристские базы еще не нашли распространение в нашей стра­не, но могут способствовать решению актуальной проблемы организации отдыха огромного числа самодеятельных турис­тов, так называемых «дикарей».

Влияние природно-климатических и ландшафтно-географи­ческих факторов местности, а также обусловленная этим спе­циализация по превалирующим видам туризма вызывают не­обходимость индивидуального подхода при выборе архитектур­но-планировочных решений туристских баз. При этом целесо­образно придерживаться следующей дифференциации: горные и горнолыжные туристские базы, равнинные и прибрежные туристские базы, а также водные туристские базы (акватели, флотели, марины и т.п.), расположенные непосредственно на акваториях.

На территории туристских баз круглогодичного действия це­лесообразно осуществлять строительство летних павильонов, коттеджей, шале, установку палаток и других стационарных либо сборно-разборных малых мобильных средств размещения для сезонного расширения на 30-50 % вместимости в «пико­вый» летний период эксплуатации. Сезонное расширение вме­стимости должно быть предусмотрено уже на стадии проекти­рования путем резервирования дополнительных площадей для возведения группы жилых помещений сезонного действия и возможностью беспрепятственного увеличения мощности пред­приятий питания, помещений и сооружений культурно-массо­вого, бытового и спортивного обслуживания туристов.

На практике широкое распространение получили прием и размещение туристских баз (туристских гостиниц) непосред­ственно в зданиях-памятниках архитектуры и исторически достопримечательных местах. С этой целью проводится рес­таврация старых зданий, архитектурных ансамблей с частич­ной перепланировкой в соответствии с новым функциональным назначением. В этих случаях туристские базы совмещают фун­кции средств размещения, специфического туристского обслу­живания, а также объектов показа, обеспечивающих удовлет­ворение туристских потребностей экзотического характера. Этот вид деятельности позволяет сохранить ценное историческое и культурное наследие.

В промежуточных пунктах туристских маршрутов создаются туристские станциисо сроками пребывания от 3-х до 5-ти су­ток, преимущественно в малонаселенных местностях, для ока­зания услуг гостеприимства (жилье, питание), набора куль­турно-бытовых услуг и спортивного обслуживания туристов.

Разновидностью туристических станций являются турис­тические приюты. Их специфика заключается в кратковремен­ности приема и обслуживания туристов в конце отдельных эта­пов туристского маршрута. Непродолжительное время пребы­вания туристов в приюте (до 2-х суток) позволяет упростить обслуживание, предоставляя лишь самые главные услуги. В качестве транзитных стоянок в особо труднодоступных местах туристского маршрута используются туристские хижины. Они, как и приюты, рассчитаны на непродолжительное пребывание.

Курортные гостиницы предназначаются для относительно длительного отдыха на одном месте, в ряде случаев с возмож­ностью профилактического лечения или долечивания. Для этого предусматриваются помещения лечебно-оздоровительного на­значения в соответствии с основным профилем курорта, воз­можна также организация диетпитания.

Курортные гостиницы имеют разнообразие помещений культурно-массового обслуживания (залы многофункциональ­ного назначения, холлы для отдыха, библиотеки, бильярдные, помещения для игр и др.), иногда помещения для отдыха и игр детей, а также помещения и сооружения спортивного на­значения (плавательные и плескательные бассейны, спортза­лы, спортивные площадки и др.).

Номерной фонд курортных гостиниц состоит в основном из одно-двухместных номеров. В ряде случаев предусматривает­ся возможность дополнительного размещения в номере третье­го спального места (для ребенка). В связи с относительно дли­тельным сроком проживания в курортной гостинице (до 1 ме­сяца) в номерах предусматривают увеличенный размер встро­енных шкафов для хранения вещей и белья. Существенное зна­чение придается ориентации номеров и виду, открывающему­ся из окна. В номере выделяют зону дневного отдыха, которая распространяется на лоджию, балкон, веранду.

Строят курортные гостиницы в местах с наиболее благопри­ятными природно-климатическими данными: на морских по­бережьях, возле озер, вблизи целебных источников, в горной местности.

Гостиницы круглогодичной или сезонной эксплуатации. Го­стиницы круглогодичной эксплуатацииимеют более высокий уровень комфорта и предоставляют широкий набор услуг, в том числе развитую сеть предприятий питания (рестораны, бары, кафе и т.д.), расширенный состав помещений для прове­дения досуга (гостиные, залы игровых автоматов, бальные залы, дискотеки, кегельбаны), в ряде случаев площадки для отдыха и спорта, солярии, аэрарии, пляжи, причалы и т.п. Все это позволяет использовать гостиницы также в период межсезо­нья. При гостиницах высокой категории предусматриваются залы для заседаний, в которых в периоды межсезонья прово­дят конференции и совещания, успешно загружая таким обра­зом номерной фонд.

Курортные гостиницы сезонной эксплуатациистроят с об­легченным наружным ограждением, без отопления, в них пре­доставляется ограниченный набор услуг.

Например, гостиницы для отдыха в горной местности обычно имеют вместимость не более 200-300 мест, ограниченную этаж­ность, живописное объемно-пространственное решение. Эти го­стиницы рассчитаны на спортсменов-любителей, в связи с чем предусматриваются помещения для хранения лыж, санок и другого спортивного инвентаря.

Получают распространение тенденции строительства курор­тных комплексов для отдыха. В связи с различными требова­ниями к условиям для отдыха в состав курортных комплексов включают гостиницы различного назначения, уровня комфор­та, вместимости, этажности.

Крупные комплексы - одно из направлений современного курортно-оздоровительного строительства. Набирает темп прин­ципиально новое и перспективное направление - создание ма­лых (семейных) курортных гостиниц, которые успешно конкурируют с признанными отелями, а качеством услуг зачастую превосходят их.

Основной фонд курортных комплексов размещен в гостини­цах разного уровня комфорта, режима эксплуатации, вмести­мости (от 100 до 800 мест каждая). Имеются также гостиницы с номерами для семейных. Иногда такие номера оформляют, как небольшие одно-двухкомнатные квартиры с кухней-нишей. Различные требования к условиям отдыха (комфорту, стоимо­сти и т.д.) привели к строительству кемпингов и бунгало на территории многих культурных комплексов.

Обычно в курортных комплексах значительная часть обще­ственного, спортивного, бытового и медицинского обслужива­ния размещается в общекурортных учреждениях. Для этого сооружают общекурортные рестораны, бары, кафе различных типов, столовые для взрослых и детей, залы многофункцио­нального назначения, кинотеатры, предприятия торговли, ста­дионы, спортзалы, теннисные корты, спортивные и игровые площадки, закрытые и открытые бассейны, конноспортивные ­центры и т.д. Большое внимание удёляют пляжному оборудо­ванию, организации лодочных пристаней, спортивных развле­чений на воде (парусный спорт, водные лыжи, водный велоси­пед); в горных комплексах - устройству канатных подвесных дорог и фуникулеров.

Таймшер - сравнительно новый вид гостиничных услуг, располагает номерным фондом от 50-ти до 250-ти номеров, возможны отдельные строения. Имеет номерной фонд квар­тирного типа, а условия и организация услуг аналогичны ку­рортным гостиницам. Отдельные квартиры проданы индиви­дуальным владельцам, однако полная собственность контро­лируется компанией управления.

Цена таймшера зависит от особенностей сезона, а также времени пребывания. Проживание в менее привлекательные периоды времени стоит существенно меньше, чем в сезон наи­большего спроса. Владелец номера имеет возможность пользо­ваться недвижимостью на протяжении определенного време­ни, пропорционально внесенному денежному взносу.

Обычно номер приобретается на срок от 10-ти лет, возмож­но бессрочное пользование. Время пользования измеряется в неделях. Владелец может отдыхать в приобретенном номере в свой интервал времени либо обменять место отдыха на анало­гичное, в рамках приобретенного сезона.

Общий объем продаж таймшеров только в Европе в 1991 году составил 3,74 млрд. долларов. В последующие годы ожидается многократное увеличе­ние продаж в этом секторе. Таймшерные курорты существуют в 75-ти странах.

Гостиницы для транзитиых пассажиров ориентированы на кратковременное пребывание в связи с ожиданием перемены средств транспорта, отдых персонала, обслуживающего транс­порт, и располагаются в аэропортах и аэровокзалах, железно­дорожных, морских, речных вокзалах. При размещении гос­тиниц в непосредственной близости от аэропортов или желез­ных дорог возникает необходимость проведения ряда меропри­ятий по повышению звукоизоляции номеров и других поме­щений от шума поездов, реактивных самолетов.

Транзитные гостиницы в связи с кратким сроком пребыва­ния в них имеют ряд особенностей, например, в гостиницах при аэропортах, расположенных вдали от города, целесообра­зен упрощенный состав предприятий общественного питания, рассчитанный только на проживающих в гостинице. Одно из предприятий общественного питания должно работать круглые сутки. Номерной фонд транзитных гостиниц может иметь мень­ший размер площади на человека, возможна организация спе­циально оборудованных комнат отдыха, где пассажир, не зани­мая номер, сможет отдохнуть в течение нескольких часов.

Как правило, аэровокзальные гостиницы не жалуются на зaполняемость, поскольку через аэропорты проходит множество пассажиров, как в составе групп, так и одиночек.

Практика работы гостиниц США по мере усиления конку­рентной борьбы между гостиницами при аэровокзалах дикту­ет новые виды сервиса - оборудование специальных помеще­ний для совещаний. Это способствует привлечению деловых людей, которые, не желая тратить время на переезд в город и обратно, предпочитают решать все проблемы, не покидая тер­ритории аэровокзала.

Апартаментные отели длительного пребывания. Главное от­личие этого вида отелей - это большая полезная площадь, в сравнении с обычными отелями, и длительный срок прожива­ния в них. Дополнительная площадь обычно бывает в виде гос­тиной с удобными креслами и диваном и небольшой кухни с кладовкой многофункционального назначения. Апартаментные отели (или просто апарт-отели)предоставляют почти домаш­ние условия проживания своим клиентам, которые вынужде­ны находиться в городе по причине переезда семьи, длитель­ной служебной командировки, посещения семинаров. Большин­ство гостей снимают номера надолго, получая довольно часто скидку в зависимости от срока проживания. В гостиницах та­кого рода предусмотрены предприятия питания, бизнес-центр, помещение для отдыха.

В Европе существует и такая разновидность апарт-отеля, как «анонимный пансион». Суть в том, что кто-то из частных вла­дельцев квартиры заключает договор с агентством или тура­генством о сдаче своей жилой площади. И если апарт-отель­ целый многоквартирный дом, отданный исключительно тури­стам, то «анонимный пансион» рассчитан на проживание в од­ной из квартир обычного жилого дома. В качестве «анонимно­го пансиона» может использоваться и небольшой частный дом. Владелец дома сдает несколько комнат, а в остальных комна­тах проживает семья владельца.

Довольно широкое распространение в мировой практике полу­чила и такая форма объектов размещения, как пансионы. Прожи­вание в них обходится гораздо дешевле, чем проживание в обыч­ных гостиницах. Главное отличие пансиона от гостиницы заклю­чается в том, что он не попадает под категорию классности. Это, однако, вовсе не означает, что условия проживания в пансионе хуже, чем в гостинице. Основное отличие пансиона от гостиницы - воз­можность расхождений с действующими стандартами оснащения и оборудования гостиниц мягким и жестким инвентарем.

Пансион, таким образом, - этонекая свободная форма, возникающая в зданиях, которые при строительстве и не мыс­лились как гостиницы. Характерной чертой пансиона счита­ется небольшой номерной фонд, обычно рассчитанный на про­живание 10-20 человек. Чаще всего он принадлежит одной семье, которая и обслуживает клиентуру. В стоимость про­живания в пансионе включается только завтрак, приготовлен­ный в домашних условиях. Атмосфера радушнее и теплее, чем в обычном отеле, что наравне с низкими ценами привле­кает клиентов.

Гостиницы для спортсменов размещаются при спортивных комплексах или в местах, которые по природным условиям подходят для развития определенного вида спорта. В гостини­цах для спортсменов обычно имеются помещения для выдачи напрокат спортинвентаря, ряд общественных помещений для проведения досуга, помещения и устройства спортивного и медицинского назначения. Как правило, имеются предприя­тия общественного питания и отдыха.

В последнее время здания гостиниц все чаще коопериру­ется с учреждениями иного назначения: конгресс-центрами, административными и торговыми учреждениями, концертны­ми и выставочными залами и даже жилыми квартирами, раз­мещаясь с ними либо в одном здании, либо в составе одного комплекса.

Гостиницы для автотуристов и мото-отели размещаются вблизи шоссейных дорог. Кроме гостиничного зда­ния с комфортабельными номерами и рестораном (или кафе) и другими помещениями общественного назначения, эти гости­ницы и мотели предоставляют возможность парковки и техни­ческого обслуживания автотранспортных средств (автозаправоч­ная станция, ремонтные мастерские, станция технического об­служивания и т. д.).

Размещение мотелей обуславливается назначением, распо­ложением городов и населенных пунктов, имеющейся сетью автодорог, подъездных путей, природно-климатическими осо­бенностями той или иной местности, наличием лечебных ре­сурсов, исторических и других интересных в туристическом отношении мест.

Маршрутами автотуризма каждый год охватываются новые районы страны с наличием живописных и исторических мест, хорошими природно-климатическими условиями. При разме­щении мотеля необходимо учитывать интенсивность движения и маршруты автотуризма на протяжении сотен километров, большую мобильность автотуристов, способных продвигаться ежедневно на расстояние свыше 400 км.

В особом режиме строится работа транзитных мотелей, где автотурист останавливается на минимальное время - для от­дыха в пути и ночевки. Их размещение и оборудование ориен­тировано также на характер трассы и среднюю величину днев­ного пробега автомашины.

Так, на ровной спокойной трассе, где автотурист может дви­гаться с относительно большой скоростью, максимальный днев­ной пробег автомашины, а следовательно, и интервалы между мотелями могут быть приняты от 1 до 400 км, что обеспечива­ет своевременный отдых для менее выносливых автомобилис­тов. И, кроме того, удобство для путешествующих на мотоцик­лах или мотороллерах, средний дневной пробег которых состав­ляет 300-400 км.

В горных местностях, где движение требует от водителя боль­шего напряжения и проходит на пониженных скоростях, интер­вал между мотелями может быть сокращен до 150-200 км, а их размещение должно увязываться с близлежащими населенны­ми пунктами и с пересечениями дорог, по которым проходят маршруты автотуризма.

Размещение мотелей на подъездах к крупным и средним городам или в их пригородных зонах целесообразно увязывать с линиями городского транспорта - метро, автобуса, троллейбу­са. Это создает возможность эксплуатации их в межсезонный период, во время почти абсолютного спада междугородного и иностранного автотуризма и консервации многих индивидуаль­ных машин на зимний период, использования их в качестве зим­них баз отдыха, профилакториев и пансионатов для жителей данного города, а при хорошей транспортной связи с самим го­родом - для расширения его гостиничного фонда.

Мотель следует размещать в радиусе не более часовой дос­тупности от города.

В случае, когда два города находятся на расстоянии не бо­лее 120 км, мотель не следует располагать между ними, так как автомобилист, уставший в дороге, всегда предпочтет не проезжать город, где движение усложнено регулировочными ограничениями, а остановится перед въездом в него.

Когда же автомагистраль проходит вне города, мотель обычно размещается на подъездной дороге, ведущей в город, а при наличии кольцевой автодороги - на пересечении ее с подъез­дными автомагистралями. Такое размещение мотеля позволя­ет либо кратчайшим путем попасть в город, либо проехать мимо, не заезжая в него.

Размещение мотеля в курортном районе или курортном ком­плексе следует увязывать с общей схемой дорог этого района или комплекса, отделяя для строительства зоны, непосредствен­но связанные с общекурортными центрами.

При выборе конкретного участка для строительства моте­лей необходим всесторонний анализ его качеств с точки зре­ния функционально-технических, санитарно- гигиенических и эксплуатационных требований. Помимо общих нормативных требований к земельным участкам учреждений отдыха, дополнительно предъявляются требования удобного размещения по отношению к магистральным автодорогам и населенным пунк­там, находящимся на маршруте.

Чтобы обеспечить благоприятные условия для отдыха авто­туристов и наибольшую изоляцию номеров от пыли и шума автодороги, зона отдыха мотеля должна размещаться на некото­ром отдалении от нее (от 50-ти до 250-ти м). При этом жела­тельно, чтобы участок находился с правой стороны относительно направления основного потока автотуристов на пути к какому-либо туристическому объекту или участку дороги, преодоле­ние которого требует предварительного отдыха.

При размещении мотелей необходимо предусматривать воз­можность организации длительных путешествий по заранее определенным маршрутам, связывающим наиболее интерес­ные исторические места и районы страны. В этом случае ком­плексное размещение сети мотелей с учетом всех указанных требований будет вызывать у автотуристов постоянный инте­рес и обеспечит разнообразие впечатлений в их путешествии.

В зарубежной практике строительства мотелей традицион­ной формой является малоэтажный мотель (не более двух эта­жей). Так, в США из 60-ти тысяч мотелей более 80% составляют малоэтажные.

Действительно, малоэтажный мотель имеет ряд преиму­ществ: возможность размещения автостоянок в непосредствен­ной близости от номера; простота инструкций; возможность наилучшим образом трансформироваться, приспосабливаться к сезонным колебаниям спроса; возможность ориентации всех номеров на благоприят­ные стороны горизонта; явная экономичность малоэтажного здания из облегчен­ных конструкций по сравнению с многоэтажными и т. д.

Кемпинги представляют собой гостиничные предприятия облегченного типа для сезонной эксплуатации и предназнача­ются для отдыха автотуристов и парковки их автотранспортных средств. Все виды обслуживания в кемпингах упрощенные: спальные места размещаются в зданиях летнего типа, часто де­ревянных, без отопления, или в палатках; санитарные узлы в основном общие. Широко развиты различные формы самообс­луживания. Иногда при кемпингах имеются автозаправочные станции и мастерские мелкого ремонта автомобилей. Получают развитие также смешанные виды типа «мотель-кемпинг», пре­дусматривающие возможность летнего расширения вместимос­ти мотеля за счет расположенного на его территории кемпинга.

Смешанные виды средств размещения получают самые нео­жиданные способы решений. Так, за рубежом, особенно в CШA, начали строить следующие типы гостиничных предприятий:

¨ ротелu - для путешествующих на автомашинах с трей­лером;

¨ ботелu - прибрежные гостиничные учреждения, обслу­живающие путешествующих на воде, в состав которых входит жилье, система культурно-бытового обслуживания, специали­зированные сооружения и устройства технического обслужи­вания плавсредств;

¨ наплавные сезонные флотелu,совме­щающие функции гостиницы, а также стоянки технического обслуживания и зимнего хранения плавсредств;

¨ флайтелu - гостиницы для владельцев личных самоле­тов (к примеру, флайтель-мотель вблизи Таласа, штат Оклахо­ма, США) и др.

Ротель - передвижная гостиница, представляющая собой вагон-трейлер с одно- и двухместными отсеками, в которых расположены спальные кресла. Они удобны, имеют 3 регуля­тора положения, каждый отсек снабжен вентиляцией и инди­видуальным освещением. В ротеле имеется отсек для переоде­вания, умывальник и туалет. В задней части вагона - кухня и холодильник.

Флайтели, как правило, располагаются вдали от цивилизо­ванных мест. В них никаким путем, кроме воздушного, доб­раться невозможно. При флайтеле располагаются аэродромы, ангары, эллинги, мастерские. Есть, разумеется, и рестораны, бары, концертные залы, дансинг и т.п.

В некоторых из флайтелей реклама обещает катание на воз­душных шарах разного калибра (объема) и прогулки на раз­личных дирижаблях. Имеются при флайтеле и привязочные аэростаты для воздушных и солнечных ванн и т.д. Понятно, что все это стоит больших денег и доступно только очень бога­тым людям.

Возможно, что этот новый вид гостиничной услуги имеет перед собой перспективы развития. Во всяком случае, подтвер­ждается тезис о том, что гостиничное дело приспосабливается к новым требованиям, создавая все новые и новые формы пре­доставления ночлега, отдыха и питания, что является основой гостиничных услуг.

Разнообразные учреждения на водных маршрутах за рубе­жом могут быть сведены к нескольким основным типам. В ос­нову типологии положена комплексность обслуживания, а так­же разделение видов обслуживания на основные и второсте­пенные. В результате изучения этих закономерностей выявле­но 4 вида обслуживания:

¨ техническое обслуживание плавательных средств (при­чалы, спускоподъемные устройства, хранение и ремонт);

¨ обслуживание туристов: предоставление спальных мест в плавучей или прибрежной гостинице, в летних домиках или палатках на берегу, обеспечение питанием, курортно-массовое и бытовое обслуживание;

¨ обеспечение персонала ночлегом и питанием;

¨ инженерное оборудование зданий.

При компоновке групп помещений в тех или иных соотно­шениях могут быть запроектированы как учреждения неболь­шой вместимости, так и сложные комплексы с различными видами обслуживания.

Разделение учреждений водного туризма на сезонные и круглогодичные за рубежом является чисто условным. Боль­шинство комплексов в районах благоприятных климатических условий используется круглогодично.

Все учреждения водного туризма можно отнести к следующим основным типам:

¨ комплексы водного туризма;

¨ отдельные сооружения и учреждения для обслуживания плавсредств и туристов (марины, флотели, плавучие гостини­цы, отели и т.п.);

¨ отдельные спускоподъемные и причальные устройства для обслуживания плавсредств на берегу водоемов, у бивач­ных стоянок и палаточных городков отдыха.

Плавучие гостиницы и гостиничные комплексы для обслу­живания водных туристов проектируются и строятся во мно­гих странах: Франции, Греции, Швейцарии, Дании, Нидер­ландах, Швеции, Испании и других. Большинство плавучих средств оборудовано причалами, пирсами, спускоподъемными устройствами, а также сооружениями для хранения лодок, их ремонта и заправки. Следует отметить, что сооружения и оборудование для технического обслуживания плавсредств яв­ляются неотъемлемой частью гостиничных комплексов, пред­назначенных для водных туристов.

Термин «ботель» - это новое понятие (boat - лодка, суд­но, hotel- гостиница). Обычно полагают, что ботель – это плавучая гостиница типа экскурсионных барж.

Ботели - это сезонные или круглогодичные учреждения. К этой группе относятся «центры водного туризма» (Польша), «базы-городки отдыха» (Германия), флотели (Испания и Юго­славия) и т.п.

Эти учреждения характеризуются высоким уровнем ком­форта и предназначены, прежде всего, для занятий летним вод­ным туризмом, байдарочным или парусным спортом, а зимой ­- буерным спортом.

Все вышеперечисленные учреждения являются опорными пунктами на водных маршрутах и оборудованы в соответствии с расширенной программой технического обслуживания плав­средств. ­

Ботокемпинги предназначены для обслуживания водных туристов в походе. К этому типу учреждений относятся «вод­ные станции», получившие распространение в Польше, и «лет­ние туристские городки» в Германии.

Вместимость «водной станции» 200 человек; на одного человека приходится около 100 м Модуль 2. Гостиничное предприятие, как основной элемент сферы туризма - student2.ru благоустроенной террито­рии. На станции размещены участки для палаток, площад­ки отдыха, административные здания, а также пляжи, при­чалы, эллинги и ремонтные мастерские с сокращенной про­граммой обслуживания. Это учреждения сезонного исполь­зования типа кемпинга, характеризующиеся невысоким уровнем комфорта.

В Германии осуществляется строительство «летних тури­стских городков» на 300 мест, разработанных Строительной академией страны. Примером такого городка может служить комплекс в долине Мекленбургского озера с пристанью для катеров и лодок.

Подобные учреждения располагаются на трассах водного туризма между опорными пунктами и оборудованы в соответ­ствии с сокращенной программой технического обслуживания плавсредств.

Водные маршруты оборудуются простейшими сооружени­ями и устройствами технического обслуживания плаватель­ных средств. Одним из простейших типов сооружений, встре­чающихся на водоемах США, которые расположены в преде­лах 150-180 км от города, является рампаили слип, с авто­стоянкой. Этот тип сооружения предназначен для спуска на воду и подъема небольших катеров и лодок с подвесными моторами, перевозимых на автомобильном трейлере. Одна рампа имеет площадку для автостоянки на 60-130 автомоби­лей с прицепами. Площадь водной поверхности, которую об­служивает одна рампа, в различных проектных фирмах ко­леблется от 640 до 840 га.

Определенный опыт по строительству средств размещения на воде накоплен в России. На Городецкой судоверфи построе­ны 2 крупнейших на Волге плавучих мотеля. Эта своеобразная база для моторных лодок может принять до 200 катеров. Пла­вучий мотель - флотель - обслуживает туристов, путеше­ствующих по воде. Он оборудован пунктом проката туристско­го снаряжения и заправочной станцией.

В летнее время такой флотель устанавливают в местах мас­сового отдыха на достаточном расстоянии от большого города. Размещение основной массы туристов предусматривается в па­латочном городке на берегу. Предполагается круглогодичная эксплуатация флотеля. В зимнее время года он устанавливает­ся в черте города и используется как гостиница с рестораном.

Флотель оснащается аварийно-спасательным и противопожарным инвентарем и оборудованием в соответствии с нормами речно­го регистра страны.

Наши рекомендации