Модуль 2. Гостиничное предприятие, как основной элемент сферы туризма
Лекция 3. Классификация предприятий гостиничного хозяйства в мировой
Практике
План лекции
1. Классификация предприятий гостиничного хозяйства по ряду признаков.
2. Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению.
1. Классификация предприятий гостиничного хозяйства по ряду признаков.
Задача классификации гостиниц достаточно трудоемка из-за их многообразия, обусловленного в свою очередь множеством видов туризма и путешествий, соответствующей специализацией средств размещения туристов, разнообразием мотивов путешествий, существенным различием материального достатка путешествующих, а также ввиду наличия национальных, географических, природных и других особенностей.
Однако, существует несколько общих классификационных признаков. Их можно выделить даже при существенном различии национальных классификаций:
¨ размеры;
¨ целевые рынки;
¨ уровни обслуживания;
¨ формы собственности;
¨ структуры управления.
Естественно, любая классификация в известной степени условна, и эта условность будет проявляться, прежде всего, в том, что какая-то конкретная гостиница может быть отнесена сразу к нескольким категориям и, наоборот, в силу ограниченности классификационных признаков (оснований) многие средства размещения туристов вообще нельзя отнести будет к какой-либо конкретной категории.
Существующие национальные системы классификации, поддерживаемые государством или национальными гостиничными ассоциациями путем национальных стандартов и узаконенных правил сертификации гостиничных услуг, касаются в основном количественных характеристик материальной базы, полноты сервиса, уровня и качества гостиничных услуг и не затрагивают такие признаки, как целевые рынки, специфические функциональные требования, формы собственности и структуры управления, принципы расположения гостиниц и др. Поэтому при изучении гостиничной индустрии знания только этих систем недостаточно. Вместе с тем другие многообразные классификационные признаки гостиниц используются как в национальной, так и в международной статистике по гостиничной индустрии.
Классификация гостиничных предприятий по уровню комфортаиграет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта – это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:
¨ состояние и структура номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров – апартаментов, наличие коммунальных удобств;
¨ состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;
¨ наличие, состояние и режим работы предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.д.;
¨ состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;
¨ информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.;
¨ обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.
Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке, образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.
Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие:
¨ система «звезд» (европейская), базирующаяся на Французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и другие страны;
¨ система букв (А, В, С, Д), используемая в Греции;
¨ система «корон», применяемая в Великобритании;
¨ система категорий, используется в Италии и Израиле.
Согласно классификации, принятой в Германии, гостиничные предприятия подразделяются на пять классов. С целью гармонизации с европейской системой здесь предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:
¨ туристский класс – «*»;
¨ стандартный класс – «**»;
¨ комфортный класс – «***»;
¨ первый класс – «****»;
¨ люкс – «*****».
Номера могут быть однокомнатными, двухкомнатными, трехкомнатными и т.д. По назначению различают номера бизнес-класса, эконом-класса, номера-аппартаменты и т.д.
Номера бизнес-класса предназначены для размещения туристов, прибывающих с деловой целью. Помимо стандартной обстановки здесь должны быть созданы условия для работы: рабочий стол, телефон, факс, компьютер и т.д.
Номера экономического класса предназначены для широкого контингента туристов. Отличаются скромной обстановкой и оборудованием, что отражается в невысокой цене размещения.
Номера-аппартаменты (2-, 3-, 4- комнатные), предназначены, как правило, для долгосрочного размещения семей. В номере-аппартаменте обязательно должна быть кухня с необходимым набором бытовой техники, что позволяет обеспечить практически домашние условия пребывания. Различают также такую категорию номеров, как люкс-аппартаменты, или сюиты, 3-,4- комнатные номера высокой комфортности, но, как правило, кухня отсутствует.
В практической деятельности гостиничных предприятий получило распространение подразделение одно-, двухместных номеров в зависимости от вида кроватей (twin, queen, king-size). Использование сдвоенных стандартных кроватей (twin) позволяет превращать номер в одноместный или двухместный в зависимости от спроса. Использование кроватей очень большого, «королевского размера» (queen, king-size) в оборудовании номеров говорит о повышенном уровне комфорта всего средства размещения (как правило, это гостиницы не ниже 4-5 звезд) или высоком разряде самого номера. Поскольку размеры таких кроватей превышают стандартные, номер должен иметь немалую площадь.
Общепринятого подхода к определению вместимости малых, средних и больших гостиниц в настоящее время нет. В каждой стране данный вопрос решают по-разному, учитывая конкретные особенности социально-экономического и исторического развития.
Многие страны используют следующий подход к классификации гостиниц по вместимости:
¨ малые – до 150 мест (не более 100 номеров);
¨ средние – 150-400 мест (до 300 номеров);
¨ большие – свыше 400 мест (свыше 300 номеров);
¨ мега-отели – более 600 номеров.
Вместимость других функциональных частей гостиничного комплекса, в частности предприятий питания (ресторана, кафе, бара), определяется:
¨ вместимостью номерного фонда;
¨ назначением гостиницы;
¨ наличием подобных предприятий в прилегающей зоне.
По месту расположения можно выделить следующие виды гостиниц:
¨ гостиницы в центре города;
¨ придорожные, как правило, малой этажности с открытыми автостоянками;
¨ гостиницы в окрестностях города и в аэропортах;
¨ плавучие отели - плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера. При необходимости такая гостиница может быть отбуксирована по воде вместе с туристами к другой стоянке.
По обеспечению питанием выделяются следующие гостиницы:
¨ все включено (all inclusive) - система обслуживания в отелях, при которой питание, напитки (чаще всего местного производства) и отдельные виды услуг не требуют дополнительной оплаты. Разновидностью данной системы обслуживания является система max inclusive, когда перечень дополнительных услуг может быть существенно расширен и включать бесплатное пользование сауной, парикмахерской, занятия различными видами спорта и т.д.
¨ полный пансион - вид питания в гостиницах, при котором в стоимость проживания включается трех- или четырех-разовое питании;
¨ полупансион - вид питания в гостиницах, при котором завтрак и ужин или завтрак и обед включены в стоимость проживания;
¨ только завтрак;
¨ без питания;
По уровню цен, устанавливаемых на основные платные услуги(предоставляемые в номерном фонде), гостиницы подразделяются на:
¨ бюджетные;
¨ экономические;
¨ средние;
¨ первоклассные;
¨ апарт-отели;
¨ люкс-отели.
По продолжительности пребывания клиентуры различают гостиницы:
¨ для длительного пребывания клиентов;
¨ для кратковременного пребывания.
По продолжительности функционирования в течение года гостиницы подразделяются на:
¨ работающие круглогодично;
¨ работающие в сезон (летом, зимой).
Этажность. Мировая практика показывает, что гостиницы строят от одного-двух до 40-ка этажей и более. Вопросы этажности гостиниц зависят от экономических, градостроительных условий, нормативных требований, конструкций и строительных материалов, методов возведения зданий, применяемых в той или иной стране.
Наиболее распространенная этажность вновь строящихся гостиниц:
¨ в России - 5-16 этажей;
¨ в Чехии - 8-14 этажей;
¨ в Венгрии в небольших городах - 4-5 этажей, в более крупных и на курортах - 6-11 этажей;
¨ в Германии - 8-10 этажей;
¨ в Англии - 10-15 этажей.
Здания гостиниц по этажности разделены на следующие группы:
¨ малоэтажные (1-2 этажа);
¨ средней этажности (3-5 этажей);
¨ повышенной этажности (6-9 этажей);
¨ многоэтажные (1 категории - 10-16 этажей; 2 категории - 17-25 этажей; 3 категории - 26-40 этажей);
¨ высотные здания (более 40-ка этажей).
Гостиницы можно классифицировать по наличию в них средств передвижения (транспорта), по форме собственности (муниципальные, государственные, частные, арендованные и т. д.).
2. Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению.
Гостиница - это здание (или комплекс зданий) со сложным круглосуточным технологическим процессом, в котором клиентуре гарантировано предоставление номеров (или мест в номерах), а также дополнительных услуг, направленных на комфортное, удобное и безопасное потребление гостиничного продукта. Современная гостиница не является лишь местом проживания; довольно часто часть номерного фонда используют под офисы, временные представительства фирм и учреждений. Гостиницы сегодня размещают самую разнообразную клиентуру:
¨ участников всевозможных слетов, конгрессов, ярмарок;
¨ участников соревнований, конкурсов;
¨ отдельных граждан, прибывших по служебным планам, на врачебные конференции, на отдых;
¨ туристов, следующих по определенным маршрутам внутри государства, из-за рубежа и т. д.
Исходя из потребностей клиентуры, гостиницы бывают разного назначения и предъявляются к ним различные требования. Работа с клиентурой в этих гостиницах строится по правилам предоставления гостиничных услуг, утвержденных руководством ведомств, которым они принадлежат. Однако ни один из пунктов правил в этих гостиницах не должен противоречить законодательству по организации гостиничного бизнеса.
В зависимости от назначения проектируют и строят гостиницы:
¨ для деловых людей - общего типа, ведомственные, для совещаний и т.д.;
¨ гостиницы для отдыха - туристские, курортные, для автотуристов, мотели, кемпинги;
¨ специальные типы гостиниц - для транзитных пассажиров, для спортсменов и т.д.
В нашей стране наиболее распространены гостиницы общего типа, рассчитанные в основном на людей, приезжающих с деловыми целями на относительно короткий срок, а также на граждан, путешествующих с различными целями. Такие гостиницы размещаются в центральной части города, вблизи общественных, административных, торговых центров и предусматривают хорошую транспортную связь с различными районами города. Они обычно имеют относительно небольшие земельные участки без специального озеленения. По нормам площадь земельного участка составляет от 15 до 55 м на одно место в зависимости от вместимости гостиницы.
Номерной фонд гостиниц общего типа в основном состоит из одно-, двух- и часто трехместных номеров, в которых, как правило, имеется место для работы. Число одноместных номеров в ряде гостиниц доходит до 40-50% от номерного фонда. В гостиницах предусматривают отделение связи, в ряде случаев - отделение банка, помещения для проведения переговоров и совещаний.
Разновидность гостиниц общего типа - ведомственные гостиницы, рассчитанные в основном на проживание людей, приезжающих с деловыми целями в определенное ведомство, учреждение или на предприятие. Такие гостиницы размещаются вблизи этого ведомства или в местах, удобно связанных с ним общественным транспортом. Набор общественных помещений в ведомственной гостинице часто бывает ограниченным и зависит от типа предприятия, которое она обслуживает, и от состава помещений общественного назначения в нем.
За рубежом распространено строительство специальных типов гостиниц для совещаний, которые иногда называют «конгресс-отели» или «конференц-отели», а также гостиниц для деловых людей - «бизнес-отели». Обычно это гостиницы высокого уровня комфорта, имеющие развитой набор помещений общественного назначения: залы для проведения конгрессов, помещения для совещаний, конференций, симпозиумов, различные типы ресторанов, отделения связи и банка, телетайп, телекс, бассейны, сауны, кегельбан.
В гостиницах для деловых людей предусматривают также помещения для работы и проведения небольших совещаний, торговых операций, для устройства выставок образцов товаров, для организации представительства фирм, в ряде случаев трансформируемые номера, позволяющие принимать в них посетителей, проводить небольшие переговоры.
Туристские гостиницы предназначены для туристов, проводящих свой отдых активно. В нашей стране эти гостиницы рассчитаны главным образом на организованный групповой туризм - экскурсионный и спортивный.
Туристские гостиницы строят как в городе, так и вне его, вблизи объектов туристской привлекательности, в местах с хорошими природными факторами, часто вблизи зеленых массивов.
Размер земельных участков туристских, а также курортных гостиниц принимается значительно больший, чем в гостиницах общего типа (75 м - на место в гостиницах вместимостью до 1 тысяч, мест и 65 м на 1 место в гостиницах вместимостью от 1 до 2-х тысяч мест). Площадь зеленых насаждений на участках курортных и туристских гостиниц, мотелей и кемпингов, которые размещаются на курортах и в зонах отдыха, должна составлять не менее 5% площади участка.
На гостиничных участках располагают спортивные площадки (из расчета 8-10 м2 на 1 место), детские игровые площадки и навесы. Для защиты от шума жилые корпуса туристских и курортных гостиниц строят не ближе 50 м от проезжей части улиц и дорог, предусматривая вдоль них посадку деревьев.
В связи с имеющейся тенденцией проводить отдых с семьей в туристских гостиницах предусматривают в основном двухместные номера. В номере обычно выделяют зону дневного отдыха, которая распространяется также на лоджию или балкон. В гостиницах для молодежного туризма для повышения экономичности планировочного решения и снижения платы за проживание иногда планируют номера-общежития на пять человек и более. Состав помещений общественного назначения в туристских гостиницах в основном предназначен для проведения отдыха и досуга (залы многофункционального назначения, холлы, каминные и пр.). В числе предприятий общественного питания нередко имеются предприятия «развлекательного питания» (танц-бары, варьете и т.д.), предприятия ускоренного и удешевленного обслуживания (экспресс-кафе, закусочные и пр.), иногда с системой самообслуживания.
Особенность туристских гостиниц - наличие помещений туристского обслуживания, а также туристско-методических кабинетов и инструкторских (для методической работы инструкторов с туристскими группами). Набор этих помещений связан с типом туристского маршрута и способом передвижения по нему туристов.
В туристско-спортивныx гостиницах предусматривают пункты проката туристского и спортивного инвентаря и снаряжения (лыж, коньков, саней, охотничьего и рыболовного снаряжения, лодок, байдарок и т.д.). В зависимости от специфики туристско-спортивной гостиницы набор этих помещений различен. Аналогичные пункты проката могут быть также в мотелях и кемпингах, размещаемых на курортах и в зонах отдыха.
Как правило, в этих гостиницах хорошо развит набор предоставляемых услуг, более разнообразны предприятия общественного питания, в том числе «развлекательного» (дневные и ночные бары), магазины, киоски и т.д. В гостиницах повышенной комфортности имеются также бассейны, сауны, кегельбан, бары, рестораны, культурные центры.
Туристские гостиницы следует размещать на маршрутах перемещения туристов, отдающих предпочтение культурным и познавательным видам туризма, предъявляющих более высокие требования к уровню комфорта и обслуживания, а также в составе туристско-спортивных комплексов для оседлых видов спортивного туризма с совершением кратковременных радиальных походов. Кроме того, туристские гостиницы при незначительных планировочных изменениях могут быть использованы для расселения и обслуживания клиентуры, занимающейся автотуризмом, некоторыми видами спортивного и транспортного туризма, при бывающей на конгрессы, слеты, фестивали, а также совершающей различные комбинированные туристские путешествия.
По расположению на маршруте туристские гостиницы функционируют как головные учреждения (начальные или конечные на линейных и кольцевых маршрутах), либо как промежуточные учреждения, предназначенные для относительно длительного отдыха туристов в середине маршрута.
По сезонности эксплуатации данный тип гостиниц используется, как правило, в качестве учреждения постоянного туризма для круглогодичной эксплуатации.
Функциональные особенности гостиниц обеспечивают их проектирование, строительство и эксплуатацию во всех проектно-строительных районах и климатических подрайонах.
Туристические базы как традиционный тип учреждения туризма с регламентированным контингентом отдыхающих, режимом загрузки, эксплуатации и распорядком работы предназначаются для приема на отдых и обслуживание главным образом плановых (частично - самодеятельных) туристических групп, совершающих путешествия по маршрутам, проложенным по специально разработанным и оборудованным пешим, лыжным, водным, горным, конным, санным, велосипедным, автобусным либо комбинированным туристским трассам.
Туристские базы обычно размещаются в пригородных зонах отдыха, в составе туристско-оздоровительных районов или комплексов. Однако при соответствующем экономическом обосновании туристические базы возможно сооружать и в малонаселенной местности (обеспечив благоприятную транспортную доступность), обладающей уникальными экскурсионными объектами и природно-климатическими условиями для активного отдыха.
Как правило, туристские базы эксплуатируются в качестве головных учреждений туризма для организации путешествий по радиальным, линейным и кольцевым маршрутам с длительным (от 4-х до 10-ти дней) пребыванием основного контингента туристов на самой базе. В связи с этим туристские базы строятся в начальных либо конечных пунктах туристских маршрутов для спортивного и познавательного видов туризма либо для комбинированных туристских путешествий.
Как показывает зарубежный опыт эксплуатации туристских баз, они могут функционировать по принципу туристского пансионата, т.е. принимать самодеятельных туристов в «пиковые» сезоны на не ограниченный путевкой срок с обеспечением их всеми необходимыми туристскими услугами. Такие туристские базы еще не нашли распространение в нашей стране, но могут способствовать решению актуальной проблемы организации отдыха огромного числа самодеятельных туристов, так называемых «дикарей».
Влияние природно-климатических и ландшафтно-географических факторов местности, а также обусловленная этим специализация по превалирующим видам туризма вызывают необходимость индивидуального подхода при выборе архитектурно-планировочных решений туристских баз. При этом целесообразно придерживаться следующей дифференциации: горные и горнолыжные туристские базы, равнинные и прибрежные туристские базы, а также водные туристские базы (акватели, флотели, марины и т.п.), расположенные непосредственно на акваториях.
На территории туристских баз круглогодичного действия целесообразно осуществлять строительство летних павильонов, коттеджей, шале, установку палаток и других стационарных либо сборно-разборных малых мобильных средств размещения для сезонного расширения на 30-50 % вместимости в «пиковый» летний период эксплуатации. Сезонное расширение вместимости должно быть предусмотрено уже на стадии проектирования путем резервирования дополнительных площадей для возведения группы жилых помещений сезонного действия и возможностью беспрепятственного увеличения мощности предприятий питания, помещений и сооружений культурно-массового, бытового и спортивного обслуживания туристов.
На практике широкое распространение получили прием и размещение туристских баз (туристских гостиниц) непосредственно в зданиях-памятниках архитектуры и исторически достопримечательных местах. С этой целью проводится реставрация старых зданий, архитектурных ансамблей с частичной перепланировкой в соответствии с новым функциональным назначением. В этих случаях туристские базы совмещают функции средств размещения, специфического туристского обслуживания, а также объектов показа, обеспечивающих удовлетворение туристских потребностей экзотического характера. Этот вид деятельности позволяет сохранить ценное историческое и культурное наследие.
В промежуточных пунктах туристских маршрутов создаются туристские станциисо сроками пребывания от 3-х до 5-ти суток, преимущественно в малонаселенных местностях, для оказания услуг гостеприимства (жилье, питание), набора культурно-бытовых услуг и спортивного обслуживания туристов.
Разновидностью туристических станций являются туристические приюты. Их специфика заключается в кратковременности приема и обслуживания туристов в конце отдельных этапов туристского маршрута. Непродолжительное время пребывания туристов в приюте (до 2-х суток) позволяет упростить обслуживание, предоставляя лишь самые главные услуги. В качестве транзитных стоянок в особо труднодоступных местах туристского маршрута используются туристские хижины. Они, как и приюты, рассчитаны на непродолжительное пребывание.
Курортные гостиницы предназначаются для относительно длительного отдыха на одном месте, в ряде случаев с возможностью профилактического лечения или долечивания. Для этого предусматриваются помещения лечебно-оздоровительного назначения в соответствии с основным профилем курорта, возможна также организация диетпитания.
Курортные гостиницы имеют разнообразие помещений культурно-массового обслуживания (залы многофункционального назначения, холлы для отдыха, библиотеки, бильярдные, помещения для игр и др.), иногда помещения для отдыха и игр детей, а также помещения и сооружения спортивного назначения (плавательные и плескательные бассейны, спортзалы, спортивные площадки и др.).
Номерной фонд курортных гостиниц состоит в основном из одно-двухместных номеров. В ряде случаев предусматривается возможность дополнительного размещения в номере третьего спального места (для ребенка). В связи с относительно длительным сроком проживания в курортной гостинице (до 1 месяца) в номерах предусматривают увеличенный размер встроенных шкафов для хранения вещей и белья. Существенное значение придается ориентации номеров и виду, открывающемуся из окна. В номере выделяют зону дневного отдыха, которая распространяется на лоджию, балкон, веранду.
Строят курортные гостиницы в местах с наиболее благоприятными природно-климатическими данными: на морских побережьях, возле озер, вблизи целебных источников, в горной местности.
Гостиницы круглогодичной или сезонной эксплуатации. Гостиницы круглогодичной эксплуатацииимеют более высокий уровень комфорта и предоставляют широкий набор услуг, в том числе развитую сеть предприятий питания (рестораны, бары, кафе и т.д.), расширенный состав помещений для проведения досуга (гостиные, залы игровых автоматов, бальные залы, дискотеки, кегельбаны), в ряде случаев площадки для отдыха и спорта, солярии, аэрарии, пляжи, причалы и т.п. Все это позволяет использовать гостиницы также в период межсезонья. При гостиницах высокой категории предусматриваются залы для заседаний, в которых в периоды межсезонья проводят конференции и совещания, успешно загружая таким образом номерной фонд.
Курортные гостиницы сезонной эксплуатациистроят с облегченным наружным ограждением, без отопления, в них предоставляется ограниченный набор услуг.
Например, гостиницы для отдыха в горной местности обычно имеют вместимость не более 200-300 мест, ограниченную этажность, живописное объемно-пространственное решение. Эти гостиницы рассчитаны на спортсменов-любителей, в связи с чем предусматриваются помещения для хранения лыж, санок и другого спортивного инвентаря.
Получают распространение тенденции строительства курортных комплексов для отдыха. В связи с различными требованиями к условиям для отдыха в состав курортных комплексов включают гостиницы различного назначения, уровня комфорта, вместимости, этажности.
Крупные комплексы - одно из направлений современного курортно-оздоровительного строительства. Набирает темп принципиально новое и перспективное направление - создание малых (семейных) курортных гостиниц, которые успешно конкурируют с признанными отелями, а качеством услуг зачастую превосходят их.
Основной фонд курортных комплексов размещен в гостиницах разного уровня комфорта, режима эксплуатации, вместимости (от 100 до 800 мест каждая). Имеются также гостиницы с номерами для семейных. Иногда такие номера оформляют, как небольшие одно-двухкомнатные квартиры с кухней-нишей. Различные требования к условиям отдыха (комфорту, стоимости и т.д.) привели к строительству кемпингов и бунгало на территории многих культурных комплексов.
Обычно в курортных комплексах значительная часть общественного, спортивного, бытового и медицинского обслуживания размещается в общекурортных учреждениях. Для этого сооружают общекурортные рестораны, бары, кафе различных типов, столовые для взрослых и детей, залы многофункционального назначения, кинотеатры, предприятия торговли, стадионы, спортзалы, теннисные корты, спортивные и игровые площадки, закрытые и открытые бассейны, конноспортивные центры и т.д. Большое внимание удёляют пляжному оборудованию, организации лодочных пристаней, спортивных развлечений на воде (парусный спорт, водные лыжи, водный велосипед); в горных комплексах - устройству канатных подвесных дорог и фуникулеров.
Таймшер - сравнительно новый вид гостиничных услуг, располагает номерным фондом от 50-ти до 250-ти номеров, возможны отдельные строения. Имеет номерной фонд квартирного типа, а условия и организация услуг аналогичны курортным гостиницам. Отдельные квартиры проданы индивидуальным владельцам, однако полная собственность контролируется компанией управления.
Цена таймшера зависит от особенностей сезона, а также времени пребывания. Проживание в менее привлекательные периоды времени стоит существенно меньше, чем в сезон наибольшего спроса. Владелец номера имеет возможность пользоваться недвижимостью на протяжении определенного времени, пропорционально внесенному денежному взносу.
Обычно номер приобретается на срок от 10-ти лет, возможно бессрочное пользование. Время пользования измеряется в неделях. Владелец может отдыхать в приобретенном номере в свой интервал времени либо обменять место отдыха на аналогичное, в рамках приобретенного сезона.
Общий объем продаж таймшеров только в Европе в 1991 году составил 3,74 млрд. долларов. В последующие годы ожидается многократное увеличение продаж в этом секторе. Таймшерные курорты существуют в 75-ти странах.
Гостиницы для транзитиых пассажиров ориентированы на кратковременное пребывание в связи с ожиданием перемены средств транспорта, отдых персонала, обслуживающего транспорт, и располагаются в аэропортах и аэровокзалах, железнодорожных, морских, речных вокзалах. При размещении гостиниц в непосредственной близости от аэропортов или железных дорог возникает необходимость проведения ряда мероприятий по повышению звукоизоляции номеров и других помещений от шума поездов, реактивных самолетов.
Транзитные гостиницы в связи с кратким сроком пребывания в них имеют ряд особенностей, например, в гостиницах при аэропортах, расположенных вдали от города, целесообразен упрощенный состав предприятий общественного питания, рассчитанный только на проживающих в гостинице. Одно из предприятий общественного питания должно работать круглые сутки. Номерной фонд транзитных гостиниц может иметь меньший размер площади на человека, возможна организация специально оборудованных комнат отдыха, где пассажир, не занимая номер, сможет отдохнуть в течение нескольких часов.
Как правило, аэровокзальные гостиницы не жалуются на зaполняемость, поскольку через аэропорты проходит множество пассажиров, как в составе групп, так и одиночек.
Практика работы гостиниц США по мере усиления конкурентной борьбы между гостиницами при аэровокзалах диктует новые виды сервиса - оборудование специальных помещений для совещаний. Это способствует привлечению деловых людей, которые, не желая тратить время на переезд в город и обратно, предпочитают решать все проблемы, не покидая территории аэровокзала.
Апартаментные отели длительного пребывания. Главное отличие этого вида отелей - это большая полезная площадь, в сравнении с обычными отелями, и длительный срок проживания в них. Дополнительная площадь обычно бывает в виде гостиной с удобными креслами и диваном и небольшой кухни с кладовкой многофункционального назначения. Апартаментные отели (или просто апарт-отели)предоставляют почти домашние условия проживания своим клиентам, которые вынуждены находиться в городе по причине переезда семьи, длительной служебной командировки, посещения семинаров. Большинство гостей снимают номера надолго, получая довольно часто скидку в зависимости от срока проживания. В гостиницах такого рода предусмотрены предприятия питания, бизнес-центр, помещение для отдыха.
В Европе существует и такая разновидность апарт-отеля, как «анонимный пансион». Суть в том, что кто-то из частных владельцев квартиры заключает договор с агентством или турагенством о сдаче своей жилой площади. И если апарт-отель целый многоквартирный дом, отданный исключительно туристам, то «анонимный пансион» рассчитан на проживание в одной из квартир обычного жилого дома. В качестве «анонимного пансиона» может использоваться и небольшой частный дом. Владелец дома сдает несколько комнат, а в остальных комнатах проживает семья владельца.
Довольно широкое распространение в мировой практике получила и такая форма объектов размещения, как пансионы. Проживание в них обходится гораздо дешевле, чем проживание в обычных гостиницах. Главное отличие пансиона от гостиницы заключается в том, что он не попадает под категорию классности. Это, однако, вовсе не означает, что условия проживания в пансионе хуже, чем в гостинице. Основное отличие пансиона от гостиницы - возможность расхождений с действующими стандартами оснащения и оборудования гостиниц мягким и жестким инвентарем.
Пансион, таким образом, - этонекая свободная форма, возникающая в зданиях, которые при строительстве и не мыслились как гостиницы. Характерной чертой пансиона считается небольшой номерной фонд, обычно рассчитанный на проживание 10-20 человек. Чаще всего он принадлежит одной семье, которая и обслуживает клиентуру. В стоимость проживания в пансионе включается только завтрак, приготовленный в домашних условиях. Атмосфера радушнее и теплее, чем в обычном отеле, что наравне с низкими ценами привлекает клиентов.
Гостиницы для спортсменов размещаются при спортивных комплексах или в местах, которые по природным условиям подходят для развития определенного вида спорта. В гостиницах для спортсменов обычно имеются помещения для выдачи напрокат спортинвентаря, ряд общественных помещений для проведения досуга, помещения и устройства спортивного и медицинского назначения. Как правило, имеются предприятия общественного питания и отдыха.
В последнее время здания гостиниц все чаще кооперируется с учреждениями иного назначения: конгресс-центрами, административными и торговыми учреждениями, концертными и выставочными залами и даже жилыми квартирами, размещаясь с ними либо в одном здании, либо в составе одного комплекса.
Гостиницы для автотуристов и мото-отели размещаются вблизи шоссейных дорог. Кроме гостиничного здания с комфортабельными номерами и рестораном (или кафе) и другими помещениями общественного назначения, эти гостиницы и мотели предоставляют возможность парковки и технического обслуживания автотранспортных средств (автозаправочная станция, ремонтные мастерские, станция технического обслуживания и т. д.).
Размещение мотелей обуславливается назначением, расположением городов и населенных пунктов, имеющейся сетью автодорог, подъездных путей, природно-климатическими особенностями той или иной местности, наличием лечебных ресурсов, исторических и других интересных в туристическом отношении мест.
Маршрутами автотуризма каждый год охватываются новые районы страны с наличием живописных и исторических мест, хорошими природно-климатическими условиями. При размещении мотеля необходимо учитывать интенсивность движения и маршруты автотуризма на протяжении сотен километров, большую мобильность автотуристов, способных продвигаться ежедневно на расстояние свыше 400 км.
В особом режиме строится работа транзитных мотелей, где автотурист останавливается на минимальное время - для отдыха в пути и ночевки. Их размещение и оборудование ориентировано также на характер трассы и среднюю величину дневного пробега автомашины.
Так, на ровной спокойной трассе, где автотурист может двигаться с относительно большой скоростью, максимальный дневной пробег автомашины, а следовательно, и интервалы между мотелями могут быть приняты от 1 до 400 км, что обеспечивает своевременный отдых для менее выносливых автомобилистов. И, кроме того, удобство для путешествующих на мотоциклах или мотороллерах, средний дневной пробег которых составляет 300-400 км.
В горных местностях, где движение требует от водителя большего напряжения и проходит на пониженных скоростях, интервал между мотелями может быть сокращен до 150-200 км, а их размещение должно увязываться с близлежащими населенными пунктами и с пересечениями дорог, по которым проходят маршруты автотуризма.
Размещение мотелей на подъездах к крупным и средним городам или в их пригородных зонах целесообразно увязывать с линиями городского транспорта - метро, автобуса, троллейбуса. Это создает возможность эксплуатации их в межсезонный период, во время почти абсолютного спада междугородного и иностранного автотуризма и консервации многих индивидуальных машин на зимний период, использования их в качестве зимних баз отдыха, профилакториев и пансионатов для жителей данного города, а при хорошей транспортной связи с самим городом - для расширения его гостиничного фонда.
Мотель следует размещать в радиусе не более часовой доступности от города.
В случае, когда два города находятся на расстоянии не более 120 км, мотель не следует располагать между ними, так как автомобилист, уставший в дороге, всегда предпочтет не проезжать город, где движение усложнено регулировочными ограничениями, а остановится перед въездом в него.
Когда же автомагистраль проходит вне города, мотель обычно размещается на подъездной дороге, ведущей в город, а при наличии кольцевой автодороги - на пересечении ее с подъездными автомагистралями. Такое размещение мотеля позволяет либо кратчайшим путем попасть в город, либо проехать мимо, не заезжая в него.
Размещение мотеля в курортном районе или курортном комплексе следует увязывать с общей схемой дорог этого района или комплекса, отделяя для строительства зоны, непосредственно связанные с общекурортными центрами.
При выборе конкретного участка для строительства мотелей необходим всесторонний анализ его качеств с точки зрения функционально-технических, санитарно- гигиенических и эксплуатационных требований. Помимо общих нормативных требований к земельным участкам учреждений отдыха, дополнительно предъявляются требования удобного размещения по отношению к магистральным автодорогам и населенным пунктам, находящимся на маршруте.
Чтобы обеспечить благоприятные условия для отдыха автотуристов и наибольшую изоляцию номеров от пыли и шума автодороги, зона отдыха мотеля должна размещаться на некотором отдалении от нее (от 50-ти до 250-ти м). При этом желательно, чтобы участок находился с правой стороны относительно направления основного потока автотуристов на пути к какому-либо туристическому объекту или участку дороги, преодоление которого требует предварительного отдыха.
При размещении мотелей необходимо предусматривать возможность организации длительных путешествий по заранее определенным маршрутам, связывающим наиболее интересные исторические места и районы страны. В этом случае комплексное размещение сети мотелей с учетом всех указанных требований будет вызывать у автотуристов постоянный интерес и обеспечит разнообразие впечатлений в их путешествии.
В зарубежной практике строительства мотелей традиционной формой является малоэтажный мотель (не более двух этажей). Так, в США из 60-ти тысяч мотелей более 80% составляют малоэтажные.
Действительно, малоэтажный мотель имеет ряд преимуществ: возможность размещения автостоянок в непосредственной близости от номера; простота инструкций; возможность наилучшим образом трансформироваться, приспосабливаться к сезонным колебаниям спроса; возможность ориентации всех номеров на благоприятные стороны горизонта; явная экономичность малоэтажного здания из облегченных конструкций по сравнению с многоэтажными и т. д.
Кемпинги представляют собой гостиничные предприятия облегченного типа для сезонной эксплуатации и предназначаются для отдыха автотуристов и парковки их автотранспортных средств. Все виды обслуживания в кемпингах упрощенные: спальные места размещаются в зданиях летнего типа, часто деревянных, без отопления, или в палатках; санитарные узлы в основном общие. Широко развиты различные формы самообслуживания. Иногда при кемпингах имеются автозаправочные станции и мастерские мелкого ремонта автомобилей. Получают развитие также смешанные виды типа «мотель-кемпинг», предусматривающие возможность летнего расширения вместимости мотеля за счет расположенного на его территории кемпинга.
Смешанные виды средств размещения получают самые неожиданные способы решений. Так, за рубежом, особенно в CШA, начали строить следующие типы гостиничных предприятий:
¨ ротелu - для путешествующих на автомашинах с трейлером;
¨ ботелu - прибрежные гостиничные учреждения, обслуживающие путешествующих на воде, в состав которых входит жилье, система культурно-бытового обслуживания, специализированные сооружения и устройства технического обслуживания плавсредств;
¨ наплавные сезонные флотелu,совмещающие функции гостиницы, а также стоянки технического обслуживания и зимнего хранения плавсредств;
¨ флайтелu - гостиницы для владельцев личных самолетов (к примеру, флайтель-мотель вблизи Таласа, штат Оклахома, США) и др.
Ротель - передвижная гостиница, представляющая собой вагон-трейлер с одно- и двухместными отсеками, в которых расположены спальные кресла. Они удобны, имеют 3 регулятора положения, каждый отсек снабжен вентиляцией и индивидуальным освещением. В ротеле имеется отсек для переодевания, умывальник и туалет. В задней части вагона - кухня и холодильник.
Флайтели, как правило, располагаются вдали от цивилизованных мест. В них никаким путем, кроме воздушного, добраться невозможно. При флайтеле располагаются аэродромы, ангары, эллинги, мастерские. Есть, разумеется, и рестораны, бары, концертные залы, дансинг и т.п.
В некоторых из флайтелей реклама обещает катание на воздушных шарах разного калибра (объема) и прогулки на различных дирижаблях. Имеются при флайтеле и привязочные аэростаты для воздушных и солнечных ванн и т.д. Понятно, что все это стоит больших денег и доступно только очень богатым людям.
Возможно, что этот новый вид гостиничной услуги имеет перед собой перспективы развития. Во всяком случае, подтверждается тезис о том, что гостиничное дело приспосабливается к новым требованиям, создавая все новые и новые формы предоставления ночлега, отдыха и питания, что является основой гостиничных услуг.
Разнообразные учреждения на водных маршрутах за рубежом могут быть сведены к нескольким основным типам. В основу типологии положена комплексность обслуживания, а также разделение видов обслуживания на основные и второстепенные. В результате изучения этих закономерностей выявлено 4 вида обслуживания:
¨ техническое обслуживание плавательных средств (причалы, спускоподъемные устройства, хранение и ремонт);
¨ обслуживание туристов: предоставление спальных мест в плавучей или прибрежной гостинице, в летних домиках или палатках на берегу, обеспечение питанием, курортно-массовое и бытовое обслуживание;
¨ обеспечение персонала ночлегом и питанием;
¨ инженерное оборудование зданий.
При компоновке групп помещений в тех или иных соотношениях могут быть запроектированы как учреждения небольшой вместимости, так и сложные комплексы с различными видами обслуживания.
Разделение учреждений водного туризма на сезонные и круглогодичные за рубежом является чисто условным. Большинство комплексов в районах благоприятных климатических условий используется круглогодично.
Все учреждения водного туризма можно отнести к следующим основным типам:
¨ комплексы водного туризма;
¨ отдельные сооружения и учреждения для обслуживания плавсредств и туристов (марины, флотели, плавучие гостиницы, отели и т.п.);
¨ отдельные спускоподъемные и причальные устройства для обслуживания плавсредств на берегу водоемов, у бивачных стоянок и палаточных городков отдыха.
Плавучие гостиницы и гостиничные комплексы для обслуживания водных туристов проектируются и строятся во многих странах: Франции, Греции, Швейцарии, Дании, Нидерландах, Швеции, Испании и других. Большинство плавучих средств оборудовано причалами, пирсами, спускоподъемными устройствами, а также сооружениями для хранения лодок, их ремонта и заправки. Следует отметить, что сооружения и оборудование для технического обслуживания плавсредств являются неотъемлемой частью гостиничных комплексов, предназначенных для водных туристов.
Термин «ботель» - это новое понятие (boat - лодка, судно, hotel- гостиница). Обычно полагают, что ботель – это плавучая гостиница типа экскурсионных барж.
Ботели - это сезонные или круглогодичные учреждения. К этой группе относятся «центры водного туризма» (Польша), «базы-городки отдыха» (Германия), флотели (Испания и Югославия) и т.п.
Эти учреждения характеризуются высоким уровнем комфорта и предназначены, прежде всего, для занятий летним водным туризмом, байдарочным или парусным спортом, а зимой - буерным спортом.
Все вышеперечисленные учреждения являются опорными пунктами на водных маршрутах и оборудованы в соответствии с расширенной программой технического обслуживания плавсредств.
Ботокемпинги предназначены для обслуживания водных туристов в походе. К этому типу учреждений относятся «водные станции», получившие распространение в Польше, и «летние туристские городки» в Германии.
Вместимость «водной станции» 200 человек; на одного человека приходится около 100 м благоустроенной территории. На станции размещены участки для палаток, площадки отдыха, административные здания, а также пляжи, причалы, эллинги и ремонтные мастерские с сокращенной программой обслуживания. Это учреждения сезонного использования типа кемпинга, характеризующиеся невысоким уровнем комфорта.
В Германии осуществляется строительство «летних туристских городков» на 300 мест, разработанных Строительной академией страны. Примером такого городка может служить комплекс в долине Мекленбургского озера с пристанью для катеров и лодок.
Подобные учреждения располагаются на трассах водного туризма между опорными пунктами и оборудованы в соответствии с сокращенной программой технического обслуживания плавсредств.
Водные маршруты оборудуются простейшими сооружениями и устройствами технического обслуживания плавательных средств. Одним из простейших типов сооружений, встречающихся на водоемах США, которые расположены в пределах 150-180 км от города, является рампаили слип, с автостоянкой. Этот тип сооружения предназначен для спуска на воду и подъема небольших катеров и лодок с подвесными моторами, перевозимых на автомобильном трейлере. Одна рампа имеет площадку для автостоянки на 60-130 автомобилей с прицепами. Площадь водной поверхности, которую обслуживает одна рампа, в различных проектных фирмах колеблется от 640 до 840 га.
Определенный опыт по строительству средств размещения на воде накоплен в России. На Городецкой судоверфи построены 2 крупнейших на Волге плавучих мотеля. Эта своеобразная база для моторных лодок может принять до 200 катеров. Плавучий мотель - флотель - обслуживает туристов, путешествующих по воде. Он оборудован пунктом проката туристского снаряжения и заправочной станцией.
В летнее время такой флотель устанавливают в местах массового отдыха на достаточном расстоянии от большого города. Размещение основной массы туристов предусматривается в палаточном городке на берегу. Предполагается круглогодичная эксплуатация флотеля. В зимнее время года он устанавливается в черте города и используется как гостиница с рестораном.
Флотель оснащается аварийно-спасательным и противопожарным инвентарем и оборудованием в соответствии с нормами речного регистра страны.