Задачи для закрепления материала
Задача 1. Согласно авансовому отчету водителя Иванова С.И. в январе были израсходованы выданные ему в подотчет денежные средства на приобретение ГСМ в сумме 1 320 руб. Количество приобретенного бензина марки АИ-80, заправленного в бак на автозаправочной станции составляет 110 литров. На основании путевых листов фактический расход бензина в отчетном периоде составляет 95 литров. С учетом остатка топлива в баке транспортного средства на начало отчетного месяца, остаток на начало периода составил 5литров, на конец периода 20 литров. Автомобиль использован для управленческих нужд, что подтверждается первичными документами.
Составьте необходимые бухгалтерские проводки, прокомментируйте решение.
Задача 2. На автотранспортном предприятии в отчетном периоде учтены следующие затраты: начислена заработная плата водителям в сумме 150 000 руб., отчисления во внебюджетные социальные фонды и от несчастных случаев и профессиональных заболеваний определите самостоятельно; начислена заработная плата диспетчерам 12 000 руб., административно-управленческому персоналу предприятия - 23 000 руб.; списана стоимость израсходованного ГСМ на сумму 38 000 руб., запасных частей на сумму 19 000 руб.; начислена амортизация подвижного состава автомобилей – 28 000 руб., теплого автогаража – 15 000 руб., здания офиса – 7 000 руб.
Составьте необходимые бухгалтерские проводки и произведите классификацию затрат по отношению к технологическому процессу и способу включения затрат в себестоимость.
Задача 3.Автотранспортная организация занимается оказанием пассажирских и грузовых транспортных услуг. Заправку своего транспорта организация осуществляет через сеть АЗС, принадлежащих ОАО «Сибнефть». Заправка производится по талонам. ОАО «Сибнефть» выдает талоны после получения стопроцентной предварительной оплаты и подтверждает получение ГСМ предприятием счет-фактурой. В отчетном периоде продаж организации бензина марки АИ – 80 установлен 5 000 литров по цене 11,80 руб. с учетом НДС. Организации переданы талоны в количестве 200 штук по 10 литров и 150 штук по 20 литров. Предусмотренный объем бензина в отчетном периоде получен полностью и израсходован по назначению. Счет ОАО «Сибнефть» оплачен полностью.
Составьте необходимые бухгалтерские проводки, если переход права собственности на топливо наступает в момент заправки автомобилей.
Задача 4. Учетной политикой автотранспортной организации предусмотрено создание резерва на ремонт основных средств.
На основании плана проведения ремонтных работ, дефектных ведомостей определена сумма расходов на ремонт, ожидаемый в отчетном году в сумме 520 000 руб. Отчисления в резерв запланированы долями в размере 1/12 части ежемесячно.
В отчетном периоде подрядным способом выполнен ремонт двух автомобилей. Общая стоимость выполненных ремонтных работ составила 41 300 руб., в том числе НДС - 6 300 руб. Счет-фактура ремонтного предприятия оплачена, акты приемки объектов из ремонта составлены.
Составьте необходимые бухгалтерские записи.
Задача 5. Учетной политикой автотранспортной организации предусмотрено списание расходов на ремонт автомобилей производить за счет отнесения на себестоимость по мере выполнения работ.
В отчетном периоде ремонт грузового автомобиля производился в ремонтном цехе самой организации. Учтены следующие затраты: начислена заработная плата ремонтным рабочим в сумме 6 000 руб., отчисления на социальные нужды определите самостоятельно, списана стоимость израсходованных запасных частей на 8 300 руб. и смазочных материалов на сумму 220 руб., обтирочных материалов – 150 руб.
Составьте все необходимые бухгалтерские записи.
Задача 6. В отчетном периоде организация приобрела запасные части на сумму 11 800 руб., в том числе НДС - 800 руб. Запасные части получены на склад и оплачены поставщику с расчетного счета.
Мастер ремонтного цеха предприятия получил на складе запасные части на сумму 7 000 руб., которые на основании первичных документов списаны на ремонт. Для учета затрат на ремонт открыт субсчет «Ремонт автомобилей» в составе счета 23 «Вспомогательные производства».
На основании акта с машин сняты негодные запчасти, которые были оприходованы в качестве лома на сумму 250 руб.
Составьте все необходимые бухгалтерские записи.
Задача 7. Автотранспортная организация занимается оказанием пассажирских транспортных услуг. Заправку своего транспорта организация осуществляет через сеть АЗС, принадлежащих ОАО «Сибнефть». Заправка производится по талонам. ОАО «Сибнефть» выдает талоны после получения стопроцентной предварительной оплаты и подтверждает получение ГСМ предприятием счет-фактурой в соответствии с договорными условиями.
В отчетном периоде договорной объем продаж бензина марки АИ – 80 установлен 5 000 литров по цене 11,80 руб. с учетом НДС или 250 талонов по 20 литров. Счет ОАО «Сибнефть» оплачен полностью.
На заправку автомобилей в отчетном периоде использовано 200 талонов по 20 литров каждый. Переход права собственности на бензин наступает в момент заправки транспортного средства.
Составьте необходимые бухгалтерские проводки, если полученный бензин израсходован и списан по назначению.
Задача 8.Строительная организация приняла от поставщика счет-фактуру за поставленное строительное оборудование на сумму 424 800 руб., в том числе НДС – 64 800 руб. Расходы по транспортировке оборудования составили 27 140 руб., в том числе НДС – 4 140 руб. Затраты по приобретению оборудования оплачены с расчетного счета.
Оборудование передано в монтаж. Строительное оборудование принято к учету в составе основных средств на дату ввода объекта в эксплуатацию. НДС, оплаченный по приобретенному оборудованию принят к возмещению из бюджета.
Составьте необходимые бухгалтерские проводки.
Задача 9. Строительная организация подготовила документы и подала заявление о выдаче лицензии на право осуществления деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности сроком на 5 лет. В августе 200Х года при подаче заявления был уплачен лицензионный сбор в сумме 300 руб.
В октябре получено уведомление о предоставлении лицензии; уплачен лицензионный сбор в сумме 1 500 руб.
Составьте необходимые проводки по отражению затрат на получение лицензии и списание ее стоимости с ноября месяца.
Задача 10. Строительная организация собственными силами построила цех по производству железобетонных блоков, по которому учтены следующие затраты:
1) Списана стоимость израсходованных материалов на сумму 200 000 руб. Стоимость приобретения материалов – 236 000 руб., в том числе НДС – 36 000 руб.
2) Списана стоимость приобретенного оборудования за 330 400 тыс. руб., в том числе НДС – 50 400 руб.
3) Начислена заработная плата рабочим, занятым в строительстве – 118 000 руб. Отчисления на заработную плату определите самостоятельно.
4) Начислена амортизация основных средств, использованных при строительстве, в сумме 20 000 руб.
Цех принят приемочной комиссией в эксплуатацию. Организацией переданы документы на государственную регистрацию права собственности на цех, расходы составили 3 000 руб.
Определите фактическую стоимость строительства, сумму НДС по строительству объекта хозяйственным способом. Произведите операции по возмещению НДС из бюджета.
Задача 11. В комплексе по производству ароматических углеводородов на нефтеперерабатывающем предприятии в отчетном периоде учтена сумма затрат 1 450 000 руб. В производстве получены следующие виды основной продукции: параксимол – 2 000 тонны, ортоксилол – 1 200 тонн, бензол – 1 800 тонн. кроме этого получена побочная продукция: водородосодержащий газ в количестве 20 тонн.
Необходимо рассчитать себестоимость каждого вида основной продукции, к которым применяются коэффициенты пересчета:
бензол – 1,00;
ортоксилол – 1,45;
параксилол – 1,75.
Полученная продукция оценивается 0,7 от оптовой цены базисной нефти, которая составляет 1 500 руб. за 1 тонну.
Задача 12. Колбасный цех Тверского пищекомбината выпускает и продает полукопченную колбасу «Одесская». Планируемый объем продаж за месяц составляет 5000 кг. Колбасное изделие продается по цене 100 руб. за 1 кг. При этом, переменные затраты на единицу изделия составляют 60 руб., постоянные затраты - 150 000 руб., планируемая прибыль - 50 000 руб.
С помощью приведенной нами формулы попытаемся установить взаимосвязь между всеми показателями данной задачи и определить влияние каждого фактора на планируемые результаты.
1. Определим планируемый объем продаж при ожидаемой прибыли в сумме 50000 руб.:
Отсюда объем безубыточной реализации продукции составит:
2. Определим сумму ожидаемой прибыли при заданных координатах:
3. Определим сумму постоянных затрат при заданных координатах:
4. Определим планируемую цену продаж:
5. Определим сумму переменных затрат на единицу изделия:
6. Определим сумму маржинального дохода на единицу продукции:
Следует отметить, что основным условием проведения анализа взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» является деление затрат организации на постоянные и переменные.
Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж, а переменные - изменяются пропорционально изменению этого показателя. Поэтому для установления точки безубыточности к приведенной нами формуле считаем целесообразным дополнительно использовать показатель коэффициента реагирования продукта.
Его можно определить по следующей формуле:
где Кn - коэффициент реагирования продукта;
NБ - объем безубыточной реализации продукции;
NР - объем прибыльной реализации продукции,
Для нашего примера коэффициент реагирования продукта составит:
С помощью данного коэффициента определим показатели безубыточности, зависящие от объема реализации продукции.
1. Определим объем реализации продукции в стоимостном выражении:
500 000 х 0,75 = 375 000 руб.
2. Определим цену безубыточной реализации продукции:
100 х 0,75 = 75 руб.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что с помощью коэффициента реагирования продукта нельзя определить переменные затраты и маржинальный доход на единицу продукции, так как эти показатели, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину и изменениям не подвергаются. В нашем примере переменные затраты на единицу продукции составляют 60 руб. В этом случае маржинальный доход на единицу продукции, соответственно, составит 15 руб. (75 руб. - 60 руб.).
Предложенная методика анализа взаимосвязи «затраты – объем - прибыль» позволяет упростить и снизить трудоемкость расчетных процедур, а также повысить эффективность принимаемых управленческих решений.
Задача 13. Швейное предприятие выпускает и продает мужские костюмы. При этом средние переменные затраты на производство и сбыт одного костюма составляют 500 руб. Костюм продается по цене 750 руб. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 80 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продаст 400, 500, 600 костюмов.
Поскольку постоянные затраты предприятия не зависят от объема выпуска, найдем величину маржинального дохода и прибыль (как разность между величиной маржинального дохода и суммой постоянных затрат) для всех трех вариантов (табл. 1).
Таблица 1
Прибыль предприятия при различных объема выпуска, руб.
Показатели | Объем выпуска, шт. | ||
1. Выручка | |||
2. Переменные затраты | |||
3. Маржинальный доход (п.1 – п. 2) | |||
4. Постоянные затраты | |||
5. Прибыль (п.3 – п.4) | |||
6. Средняя величина маржинального дохода |
Так как средняя величина маржинального дохода одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объеме выпуска. Для этого:
умножив среднюю величину маржинального дохода на объем выпуска, получим общую величину маржинального дохода;
от общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты.
Например, какую прибыль получит предприятие, если произведет и продаст 480 костюмов?
Величина маржинального дохода для данного объема составит:
250 руб. х 480 шт. = 120 000 руб.
Прибыль: 120 000 руб. - 80 000 руб. = 40 000 руб.
Задача 14. Швейное предприятие производит и реализует одновременно два вида изделий. Данные об объемах продаж и затратах приведены в табл. 2.
Предположим, что требуется определить: - размер прибыли за месяц;
Таблица 2
Показатели предприятия при различных объемах выпуск
Показатели | Изделия | |
костюмы муж | костюмы жен | |
1. Объем продаж, шт. | ||
2. Цена единицы, руб. | ||
3. Переменные затраты на единицу, руб. | ||
4. Постоянные затраты за месяц, руб. | 80 000 |
Предположим, что требуется определить:
- размер прибыли за месяц;
- среднюю величину маржинального дохода для каждого изделия;
- коэффициент маржинального дохода для каждого изделия;
- размер прибыли, которую получит предприятие, если расширит продажу мужских костюмов до 600 шт., а женских - до 500 шт.
Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведем в табл. 3.
Таблица 3
Расчет средней величины и коэффициента маржинального дохода и прибыли предприятия
Показатели | Изделия | Всего | |
костюмы муж | костюмы муж | ||
1. Объем продаж, шт | |||
2. Выручка, руб. | |||
3. Переменные затраты, руб. | |||
4. Маржинальный доход (п.1 – п. 2), руб. | |||
5. Постоянные затраты, руб. | |||
6. Прибыль (п.3 – п.4), руб. | |||
7. Средняя величина маржинального дохода, руб. | |||
8. Коэффициент маржинального дохода (п.4 : п.2) | 0,33 | 0,33 |
Как видно из данных таблицы 3, за месяц предприятие заработает 125 000 руб. прибыли. Средняя величина маржинального дохода для мужских костюмов составит 250 руб., а для женских - 200 руб.
Коэффициент маржинального дохода для обоих изделий составит 0,33.
При расширении объема продаж предприятие получит следующую прибыль:
величина маржинального дохода от продажи мужских костюмов:
250 руб. х 600 шт. = 150 000 руб.;
443 величина маржинального дохода от продажи женских костюмов:
200 руб. х 500 шт. = 100 000 руб.;
величина маржинального дохода от продажи обоих изделий:
150 000 руб. + 100 000 руб. = 250 000 руб.;
постоянные затраты предприятия: 80 000 руб.;
прибыль предприятия: 250 000 руб. - 80 000 руб. = 170 000 руб.
Задача 15. Швейное предприятие производит и реализует мужские костюмы, переменные затраты на единицу изделия составляют 500 руб. Костюм продается по цене 750 руб., постоянные затраты составляют 80 000 руб. Какое количество изделий предприятие должно продать, чтобы обеспечить 50 тыс. руб. прибыли?
Определим величину маржинального дохода. Ее можно определить как разницу между валовой выручкой и переменными затратами, а также как сумму постоянных затрат и прибыли:
80 000 руб. + 50 000 руб. = 130 000 руб.
Определим среднюю величину маржинального дохода как разницу между ценой костюма и средними переменными затратами:
750 руб. - 500 руб. = 250 руб.
Определим количество реализуемого изделия для планируемой величины прибыли как отношение общей величины маржинального дохода к средней величине маржинального дохода.
130 000 руб. : 250 руб. = 520 шт.
Задача 16. Швейное предприятие планирует продать 600 мужских костюмов. Средние переменные затраты на производство и сбыт составляют 500 руб., постоянные затраты - 80000 руб.
Предприятие планирует получить прибыль в размере 100 000 руб. По какой цене следует продать изделие?
1. Определим величину маржинального дохода, прибавив к постоянным затратам планируемый объем прибыли:
80 000 руб. + 100 000 руб. = 180 000 руб.
2. Определим среднюю величину маржинального дохода, разделив общую величину маржинального дохода на количество реализуемых изделий:
180 000 руб. : 600 бут. = 300 руб.
3. Определим цену костюма, прибавив к средней величине маржинального дохода средние переменные затраты:
300 руб. + 500 руб. = 800 руб.
Приведенные данные показывают, что анализ взаимосвязи «затраты-объем-прибыль» позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.
Ситуации, которые мы рассмотрели, свидетельствуют, что главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что увеличение прибыли напрямую зависит от роста маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и, соответственно, увеличить объем реализации; увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат, пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения предприятия также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. Одним словом, в использовании величины маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятий.
Задача 17. Швейное предприятие выпускает два вида изделий и имеет следующие показатели (см. табл. 5).
Таблица 5
Показатели швейного предприятия
Показатели | Изделия | Всего | |
костюмы муж | костюмы муж | ||
1. Объем продаж, шт | |||
2. Цена за единицу, руб. | |||
3. Выручка, руб. | |||
4. Переменные затраты на единицу, руб. | |||
5. Переменные затраты, руб. | |||
6. Маржинальный доход (п.1 – п. 4), руб. | |||
7. Постоянные затраты, руб. | |||
6. Прибыль (п.3 – п.4), руб. |
На реализацию одного мужского костюма приходится 0,8 женского костюма. Поэтому для определения точки безубыточности (порога рентабельности) условно приравняем «х» мужского костюма к 0,8 «х» женского. Подставляя эти значения в уравнение, получим:
(750х + 600х × 0,8) - (500х + 400х × 0,8) - 80 000 = 0
750х + 480х - 500х - 320х - 80 000 = 0
410х = 80 000
х = 80 000 : 410 = 195 шт. мужских костюмов.
195 х 0,8 = 156 шт. женских костюмов.
Всего: 195 шт. + 156 шт. = 351 шт.
Как видно из приведенных данных, точка безубыточности (порог рентабельности) объема реализации - 351 шт., из них женских костюмов - 156 шт. и мужских - 195 шт.
А теперь предположим, что в структуре реализованной продукции произошли изменения (табл. 6).
Таблица 6
Показатели швейного предприятия при изменении структуры продукции
Показатели | Изделия | Всего | |
костюмы муж | костюмы муж | ||
1. Объем продаж, шт | |||
2. Цена за единицу, руб. | |||
3. Выручка, руб. | |||
4. Переменные затраты на единицу, руб. | |||
5. Переменные затраты, руб. | |||
6. Маржинальный доход (п.1 – п. 4), руб. | |||
7. Постоянные затраты, руб. | |||
6. Прибыль (п.3 – п.4), руб. |
Сопоставляя структуру продукции, становится очевидным, что увеличилась доля продукции с низкой величиной маржинального дохода, в связи с чем, у предприятия снизилась прибыль на 10 000 руб. (125 000 - 115 000).
Точка безубыточности после изменений ассортимента будет следующей:
(750х х 0,5 + б00х) - (500х × 0,5 + 400х) - 80 000 = 0
375х + 600х - 250х - 400х - 80 000 = 0
325х = 80 000
х = 80 000 : 325 = 246 шт. женских костюмов.
246 х 0,5 = 123 шт. мужских костюмов.
Всего: 246 + 123 = 369 шт.
Приведенные данные свидетельствуют, что в целом по предприятию точка безубыточности (порог рентабельности) будет равна 369 шт., из них - 246 шт. женских костюмов и 123 шт. мужских костюмов. Сравнивая результат с предыдущим расчетом, отмечаем, что точка безубыточности (порог рентабельности) увеличилась на 18 шт. (369 - 351). При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем реализации в натуральном выражении остался без изменения (900 шт.).
Следовательно, даже при контроле за общим объемом продаж необходим анализ структурных изменений в ассортименте продукции, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной.
Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:
Как найти точку безубыточности? Рассмотрим пример.
Задача 18. Швейное предприятие, производящее и реализующее мужские костюмы, имеет следующие показатели:
Выручка от реализации, руб. Переменные затраты, руб. Постоянные затраты, руб.
375 000
250 000
80 000
Прибыль, руб. 45 000
Объем продукции, шт. 500
Цена единицы продукции, руб. 750
Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой?
Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.
В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей:
находим величину маржинального дохода:
375 000 руб. - 250 000 руб. = 125 000 руб.
Вычисляем коэффициент маржинального дохода:
125 000 руб. : 375 000 руб. = 0,33.
Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в суммарном выражении:
80 000 руб. : 0,33 = 240 000 руб.
Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении:
240 000 руб. : 750 руб. = 320 шт.