Организация и подготовительные работы по строительству волп

Строительство волоконно-оптических линий связи так же, как и электрических кабельных линий связи, осуществляется строительно-монтажными управлениями (СМУ) акционерных обществ (АО) "Союз-Телефонстрой", "Межгорсвязьстрой", а также передвижными механи­зированными колоннами (ПМК) АО "Связьстрой", в системе которых организуются линейные или прорабские участки. Силами этих участ­ков выполняются такие основные виды работ по строительству, как разбивка трассы линии и определение мест установки НРП на местно­сти в соответствии с проектом на строительство, доставка кабеля, оборудования и других материалов на кабельную трассу, испытание,прокладка и монтаж кабеля и оконечных устройств, проведение прие­мосдаточных испытаний.

Кроме указанных предприятий строительство ВОЛП на территории России выполняется специализированными фирмами, такими, напри­мер, как телекоммуникационная компания "Волсстрой", "Энергосвязь" РАО ЕЭС России и др.

Следует отметить, что многие строительные организации берут подряд на выполнение комплекса работ по монтажу, наладке и сер­висному обслуживанию средств связи и телемеханики строящихся ВОЛП "под ключ", что значительно повышает качество строительства и снижает капитальные затраты. В настоящее время в России накоп­лен достаточно большой опыт строительства ВОЛП на магистраль­ных, внутризоновых и местных сетях связи.

В строительстве ВОЛП имеется ряд существенных отличий, обу­словленных своеобразием конструкции ОК: критичностью к растяги­вающимся усилиям; малыми поперечными размерами и массой; большими строительными длинами; сравнительно большими величи­нами затухания сростков ОВ; трудностями в организации служебной связи в процессе строительства ВОЛП и отыскании повреждений ОК.

Перечисленные особенности ОК проявляются практически на всех этапах строительства ВОЛП, поэтому для обеспечения надлежащего качества массового строительства и эксплуатации ВОЛП в соответст­вующих ведомствах и строительных организациях разрабатываются и используются в работе руководства и инструкции по прокладке, мон­тажу и измерениям ВОЛП с применением современных измеритель­ных приборов и средств механизации строительно-монтажных работ.

Подготовительные работы. Строительство и реконструкция ВОЛП осуществляется по утвержденным техническим проектам. В процессе подготовки к строительству, как правило, выполняется сле­дующие основные виды работ: изучается проектно-сметная докумен­тация; составляется проект производства работ (ППР); решаются ор­ганизационные вопросы взаимодействия строительной организации с представителями заказчика; проводится входной контроль поставлен­ного ОК; решаются задачи материально-технического обеспечения. В связи с тем, что строительство ВОЛП в России носит массовый харак­тер, имеется настоятельная необходимость в проведении в строи­тельных организациях подготовки персонала по выполнению основ­ных строительно-монтажных операций на ВОЛП.

Одним из основных документов к строительству конкретной ВОЛП является ППР, который составляется производственно-техническим отделом строительной организации с участием прорабов (бригади­ров), которые руководят строительством объектов. ППР составляется на основе подробного изучения проектно-сметной документации и об­следования на местности трассы строящейся ВОЛП. В процессе озна­комления с трассой особое внимание должно быть обращено на сложные участки: речные переходы; пересечение автомобильных, железнодорожных и трамвайных путей, трубопроводов; прокладку кабе­ля по мостам, тоннелям, в заболоченных местах, на скальных и гори­стых участках, в населенных пунктах.

При обследовании трассы ВОЛП целесообразно использовать кабелеискатели,. так как с их помощью можно точно определить место прокладки металлических подземных коммуникаций (кабели, газопро­воды, нефтепроводы, водопроводы). Такое обследование трассы по­зволит избежать повреждения перечисленных подземных коммуника­ций при прокладке ОК. Повреждения могут привести к ухудшению эко­логии окружающей среды и даже вызвать несчастные случаи.

На основании данных проведенного обследования затем выбирают наиболее оптимальные планы прокладки ОК на различных участках трассы, детализируют технологию строительства ВОЛП, составляют календарный план производства работ по участкам с учетом трудоем­кости операций, рассчитывают потребность машин и механизмов, оп­ределяют пункты возможного размещения кабельных площадок и по­мещений для проведения входного контроля ОК. Должны быть реше­ны также вопросы организации служебной связи с помощью радио­станций УКВ диапазона.

Очень важным моментом в подготовительных работах является выбор машин и механизмов. Если отечественная промышленность выпускает достаточно хорошие кабелеукладчики для прокладки кабе­ля на открытых участках трассы, то для работы в стесненных услови­ях, на участках скопления большого количества подземных коммуни­каций отечественная техника оказалась мало эффективной для строи­тельства сложных по объему и срокам объектов. Поэтому целесооб­разно по опыту работы АО "Межгорсвязьстрой" предусматривать применение новой зарубежной строительной техники. Эта техника по­зволяет внедрить бестраншейные технологии прокладки коммуника­ций на основе нового класса специализированных механизмов и ма­шин, которые обеспечивают: прокладку протяженных участков трубо­проводов для ВОЛП дистанционно управляемыми микропроходчески­ми комплексами, различными типами пневмоударных систем; прохож­дение интенсивно застроенных участков, пересечение различных вод­ных преград, коммуникаций, инженерных сооружений с использовани­ем шнекового, ударного, горизонтально направленного, управляемого бурения, стержневого продавливания и др.

Имеющийся опыт строительства и эксплуатации ВОЛП показал, что успех гарантируется там, где есть высококвалифицированные кадры-оптики. Особенно это касается монтажа муфт и измерения ОК и ли­нейных трактов, нахождения и устранения повреждений на ВОЛП. В связи с этим необходима весьма основательная специальная подго­товка персонала, учитывающая особенность процессов в ОК на всех этапах строительства и эксплуатации.

В настоящее время на базе ВУЗов связи России в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Новосибирске действуют региональные теле­коммуникационные трейнингцентры, которые созданы при поддержке Европейской комиссии в рамках программы содействия странам СНГ (программа "TAGS"). В трейнингцентрах специалисты отрасли связи повышают свою квалификацию и проходят переподготовку по курсам: "Строительство и техническая эксплуатация ВОЛП", "Измерения на ВОЛП", 'Технадзор за строительством ВОЛП", "Монтаж ОК" и др.

Специалистам, прошедшим курс обучения, выдаются документы государственного образца. Программы курсов составлены в зависи­мости от контингента слушателей: руководители предприятий связи, специалисты предприятий связи, монтажники муфт ОК и др.

Подготовка персонала может быть также организована непосред­ственно в строительных организациях (СМУ, ПМК) или в организациях, занимающихся эксплуатацией ВОЛП (ГТС, ТЦМС, ЭТУС). В ходе под­готовки к строительству, кроме вопросов монтажа и измерения ОК, персонал должен быть хорошо ознакомлен со всеми этапами и осо­бенностями технологии строительства ВОЛП.

Контрольные вопросы

1. Какие организации осуществляют строительство ВОЛП?

2. Какие достоинства имеет организация строительства ВОЛП под «ключ»?

3. Чем обусловлены отличительные особенности строительства ВОЛП?

4. Какие основные руководства и инструкции используются при строительстве ВОЛП?

5. Назовите основные виды работ, выполняемые в подготовитель­ный период.

6. Какие основные вопросы рассматриваются при составлении
ППР?

7. Для какой цели производят обследование трассы ВОЛП при по­мощи кабелеискателя?

8. Из каких соображений выбираются машины и механизмы для строительства ВОЛП?

9. Как влияет подготовка специалистов на качество строительства ВОЛП?

10. Какие основные вопросы должны рассматриваться при обуче-
нии специалистов для строительства ВОЛП?

Наши рекомендации