Административные правонарушения, связанные с наркотическими веществами и венерической болезнью
Необходимость установления административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотическими веществами и венерической болезнью, обусловливается ростом числа лиц, злоупотребляющих немедицинским потреблением наркотиков, что, в свою очередь, является предпосылкой для адекватного увеличения числа правонарушений и преступлений в данной сфере.
Наркотические вещества растительного происхождения составляют основную массу среди всех видов потребляемых наркотиков, а само культивирование растений, содержащих наркотические веще-
ства, выступает в качестве главного источника получения наркотических средств.
Глобальная угроза широкомасштабного распространения незаконного культивирования наркотикосодержащих растений отмечена к I диной конвенции ООН «О наркотических средствах» от 30 марта 1961 г.17, в Конвенции ООН «О психотропных веществах» от 21 февраля 1971 г.18, в Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г.19 В них незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, отнесено к деяниям, представляющим реальную угрозу для здоровья, благополучия людей и отрицательно воздействующим на экономические, культурные и политические основы общества.
Проблема борьбы с незаконным культивированием запрещенных к зделыванию растений, содержащих наркотические вещества,
31) 1.1НОвится в последние годы одной из ключевых проблем и для Республики Беларусь.
2.1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 16.1 КоАП)
2.1.1. Посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения.
Объективная сторона данного правонарушения выражается и посеве или выращивании без цели сбыта или изготовления нарко-
17 Ведамасци Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 2000. № 18. Ст. 237.
18 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных ССCP с иностранными государствами. М., 1981. Вып. XXXV. С. 416.
19Ведамасти Верхов. Совета БССР. 1991. № 16. Ст. 206.
тических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Выращивание либо культивирование таких растений запрещено Законом Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах»20.
Перечень конкретных растений, посев или выращивание которых запрещены, содержится в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 26 от 28 мая 2003 г. «Об утверждении республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь»21, а их количественная оценка — в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 1785 от 24 ноября 2000 г. «Об утверждении Перечня наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками»22.
По ст. 16.1 КоАП наказуем только незаконный посев или выращивание наркотикосодержащих растений без цели сбыта. Законное культивирование указанных растений для промышленных и лекарственных целей специализированными сельскохозяйственными предприятиями осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1361 от 20 октября 2003 г. «Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности Министерством сельского хозяйства и продовольствия»23.
Анализируя данную норму, следует учитывать, что посев и выращивание — это действия, разделенные во времени. Они, как этапы процесса возделывания, могут осуществляться разными людьми.
Посев — это заделывание семян или рассады в почву или иную питательную среду без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в том числе и на пустующих землях. Он считается оконченным с момента посева семян в грунт независимо от их всходов, последующего произрастания растений и площади участка.
20Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 59. 2/851.
21 Там же. 2003. №70. 8/9659.
22 Там же. 2000. № 113.5/4615.
23Там же. 2003. № 119. 5/13235
Выращивание — это уход за посевами и всходами с целью доведения их до определенной стадии созревания: полив, рыхление, прополка, прореживание, окучивание и т. д.
Субъектом данного правонарушения может быть только физическое лицо, достигшее 16 лет. Такой возраст установлен для физических лиц и по всем иным правонарушениям данной главы.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При этом большое значение для квалификации данного деяния имеет цель. Ответственность по данной норме наступает только и том случае, если посев и выращивание наркотикосодержащих растений осуществлялись без цели сбыта и изготовления. В ином случае будет наступать уже не административная, а уголовная ответ- с I ценность в соответствии со ст. 329 УК Республики Беларусь.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере до двадцати базовых величин.
2.2. Сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.2 КоАП)
2.2.1. Сокрытие больным венерическим заболеванием источника заражения либо лиц, имевших с ним половое сношение, а равно уклонение от медицинского обследования больного венерическим заболеванием либо лица, имевшего с ним половое сношение
В соответствии со ст. 16.2 КоАП административным правонарушением является сокрытие больным венерическим заболеванием источника заражения либо лиц, имевших с ним половое сношение, il равно уклонение от медицинского обследования больного венерическим заболеванием либо лица, имевшего с ним половое сношение.
В соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь «О здраво- охранении»2'' пациенты, в отношении которых получены данные о наличии у них венерических заболеваний, в письменной форме предупреждаются организациями здравоохранения о наличии таких заболеваний и необходимости соблюдения мер предосторожности по
24 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 159. 2/ 146
их нераспространению, а также об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за заведомое подавление в опасность заражения или заражение другого лица.
В перечень венерических заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №31 от 13 июня 2002 г. «Об утверждении перечня заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения»25, включены сифилис и гонорея.
Порядок и условия принудительного медицинского освидетельствования и принудительного оказания медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в форме бездействия — сокрытие лицом, больным венерическим заболеванием, источника заражения, уклонение от медицинского обследования.
Сокрытие как противоправное деяние предполагает, что указанное лицо не выполняет требования врача назвать источник заражения и всех лиц, имевших с ним контакты за период, указанный врачом, и тем самым создает опасность распространения инфекционного заболевания.
Уклонением от медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие венерических заболеваний считается:
32) отказ принять устное приглашение лечебно-профилактического учреждения явиться на освидетельствование;
33) отказ явиться в лечебно-профилактическое учреждение после получения письменного официального извещения с вызовом;
34) отказ от медицинского осмотра и лабораторного обследования, уходе приема врача после разъяснения необходимости обследования.
25 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 79 8/8235
Медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц лиц гражданства на наличие или отсутствие венерических заболевании проводится на общих основаниях. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие венерические заболевания, отказавшиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.
Субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, достигшее 16 лет и страдающее венерической болезнью (сифилисом либо гонореей). Факт наличия венерической болезни обязательно должен быть установлен с учетом данных, свидетельствующих об осведомленности лица о том, что у него имеется соответствующее заболевание (лицо лечилось у врача, состояло на диспансерном учете и т. д.).
Лица, имевшие контакты с инфицированными больными, подлежат административной ответственности лишь в том случае, если они были осведомлены органом здравоохранения о наличии венерического заболевания и продолжали асоциальные действия, создающие опасность распространения инфекции.
С субъективной стороны деяние характеризуется умыслом: лицо знает о наличии у него (либо лица, имевшего с ним половое | ношение) инфекционного заболевания и осознает степень вреда, Который оно может причинить, скрывая требуемую информацию.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации.