Учет затрат на перевозки, выполненные работы, оказанные услуги
Учет затрат на перевозки автомобильным транспортом
1. Учет затрат основного производства
К основному производству транспортных организаций относится выполнение работ и услуг, относящихся к основному виду их деятельности: перевозка грузов и пассажиров, транспортно-эксплуатационные услуги для юридических и физических лиц, погрузочно-разгрузочные работы, такелажные работы, эксплуатация складов, грузовых станций, контейнеров, услуги населению по продаже проездных билетов, другие работы и услуги.
Затраты по основной эксплуатационной деятельности транспортных организаций учитываются на активном калькуляционном счете 20 «Основное производство», по дебету которого в течение отчетного месяца отражаются затраты на выполнение работ и оказание услуг, а по кредиту производится списание в процессе их реализации заказчикам. Затраты, учетные на счете 20, составляют фактическую себестоимость перевозок.
Себестоимость перевозок выражается в денежной форме и представляет собой величину эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. Для автотранспортных предприятий – это величина эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящимся в среднем на 10 тонно-километров грузооборота. По пассажиропотокам себестоимость пассажирских перевозок определяют как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 10 пассажиро-километров пассажирооборота.
По окончании отчетного месяца фактическая себестоимость выполненных перевозок (работ, услуг) с кредита счета 20 списывается:
– в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» – при использовании предприятием метода определения выручки по моменту отгрузки выполненных работ, услуг и выставлении заказчику расчетных документов;
– в дебет счета 45 "Товары отгруженные" – при использовании метода определения выручки по моменту оплаты.
Незавершенное производство при осуществлении транспортных перевозок отсутствует, и счет 20 «Основное производство» по окончании отчетного месяца закрывается.
На счете 20 открывают субсчета по видам перевозок, т.е учет затрат ведется по видам перевозок и др.работам.
Например, 20/1 – грузоперевозки.
С целью детализации видов перевозок могут открываться субсчета второго порядка, например, грузоперевозки по тарифу за тонны, за километры пробега: 20/1.1. – по тарифу за тонну, 20/1.2 – км пробега
20/2 – пассажироперевозки, (внутригородские, пригородные, междугородние пассажироперевозки) и т.д.
20/2.1. – внутригородские перевозки
20/2.2 – пригородные перевозки
20/2.3 – междугородные перевозки
20-3 «Транспортно-эксплуатационное обслуживание».
Аналитические счета к каждому субсчету могут открываться с целью детализации видов перевозок. Аналитический учет затрат перевозочного процесса осуществляется в разрезе:
- мест возникновения затрат (структурным подразделениям);
- объектов учета затрат;
- статей затрат.
Затраты, связанные с осуществлением перевозок (работ, услуг), группируются по следующим статьям:
1. заработная плата персонала, занятого на перевозках.
Первичные документы:
- путевой лист (вместе с ТТН-1), табель учета использования рабочего времени и начисления заработка, накопительные ведомости.
Основным первичным учетным документом, которым оформляется работа автомобильного транспортного средства и лица, управляющего им, является путевой лист.
Пост. Минтранса и коммуникаций № 25 от 29.03.2012г утверждена Инструкция о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров. Разработаны и утверждены к применению следующие формы путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров:
путевой лист легкового автомобиля;
путевой лист автомобиля-такси;
путевой лист автомобиля-такси индивидуального предпринимателя;
путевой лист автобуса;
путевой лист автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, индивидуального предпринимателя.
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
- период действия путевого листа,
-наименование автомобильного перевозчика (штамп (печать) перевозчика),
- марку и регистрационный знак автомобиля,
-данные о водителе,
-отметки о прохождении водителем медицинского осмотра,
-отметки о техническом состоянии автомобиля,
- данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля,
-данные о движении топливно-смазочных материалов,
- отметки водителя и уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля,
-иные отметки уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, оформляющих путевой лист.
Путевой лист выписывает диспетчер (или иное лицо) перевозчика.
При этом реквизиты, по которым информация отсутствует или не ведется учет, могут не заполняться. В путевые листы допускается вносить дополнительную информацию (реквизиты), не предусмотренную Инструкцией, которая не должна препятствовать прочтению иных записей.
Путевые листы автобуса оформляются на один рабочий день при условии сдачи путевых листов за предыдущий день работы.
На более длительный срок путевые листы автобуса оформляются в случае выполнения междугородных и международных автомобильных перевозок пассажиров сроком более суток.
При использовании легкового автомобиля в пределах города в путевом листе легкового автомобиля в разделе «Выполнение задания» допускается производить запись: «По городу» с указанием суммарного пробега по городу в километрах.
Корреспонденция счетов:
Дт 20 Кт 70 – на фактически начисленные суммы заработной платы персонала, занятого на перевозках, и выполняющего другие виды работ и услуг.
2. отчисления на социальные нужды.
Корреспонденция счетов: Дт 20 Кт 69, 76/2.
3. Топливо.
По данной статье отражается стоимость горючего (бензин, дизельное топливо, газ), израсходованного на фактический пробег автомобилей (за исключением перерасхода), на внутригаражные расходы, а также предпусковой подогрев двигателя в зимнее время. Топливо списывается по нормам. Министерство транспорта и коммуникаций разрабатывает и утверждает линейные нормы расхода топлива применительно к автомобильному транспорту, общие и обязательные к применению всеми организациями Республики Беларусь, т.е. объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода. Единицей измерения норм расхода топлива является: литр на 100 километров пробега – для автомобиля, работающего на бензине, дизельном топливе или сжиженном углеводородном газе, кубический метр на 100 километров пробега – для автомобиля, работающего на сжатом природном газе, литр на машино-час работы трактора, машины, механизма и оборудования.
В затраты на производство относят только количество израсходованного топлива, определяемое исходя из фактически выполненной работы, фактического пробега транспортных средств и норм расхода топлива. Фактический пробег транспортных средств определяют по данным путевых листов. Эти и другие показатели транспортной работы из путевых листов переносят в накопительные ведомости или карточки учета расхода топлива, где в течение месяца накапливается информация о фактическом и нормативном расходе топлива, пробег автомобиля, остаток топлива при выезде, количество полученного водителем топлива, остаток в баке на конец дня, а также результат работы – экономию или перерасход.
Документ: Показатели берут из путевых листов.
Корреспонденция счетов: Дт 20 Кт 10/баки.
4. смазочные и другие эксплуатационные материалы.
По данной статье учитывают затраты на основные виды масел - моторное, трансмиссионное, специальное, а также пластичные смазки и специальные жидкости (тормозные, охлаждающие), используемые для эксплуатации подвижного состава. Сюда включают расход масла и смазочных материалов при заправке автомобилей после ремонта. Смазочные материалы, расходуемые при ремонте и эксплуатации станочного и другого оборудования, в данную статью не входят.
Первичные документы:
отпуск смазочных и других эксплуатационных материалов со склада оформляется накладными, лимитно-заборными картами, ведомостями, другими первичными документами, которые в соответствии с учетной политикой применяются в организации.
Корреспонденция счетов:
Смазочные материалы, как и топливо, учитывают на счете 10 «Материалы», где к субсчету «Топливо» может быть открыт субсчет второго порядка «Смазочные материалы». В затраты на перевозки их включают на основании отчета кладовщика и в бухгалтерском учете отражают: Дт 20 Кт 10 субсчет «Смазочные материалы».
5. ремонт автомобильных шин.
По данной статье учитывают затраты, связанные с эксплуатацией шин. Это затраты на восстановление шин, стоимость новых шин, устанавливаемых взамен старых и затраты по их установке на колеса, стоимость материалов, израсходованных на ремонт шин в пути. Из затрат исключаются суммы удержаний с виновных лиц за недопробег автошин по закрепленным за ними транспортным средствам.
Первичные документы: требование-накладная,
Акт-требование на замену материалов
Карточка учета работы автошины (является Актом списания шин при направлении ее на восстановление или утиль).
Корреспонденция счетов : Дт 20 Кр 10/шины отремонт. - расходы на ремонт при установке шин на транспортное средство.
6. ремонт и техническое обслуживание подвижного состава.
По данной статье учитываются расходы, которые могут быть непосредственно и полностью отнесены на ремонтируемый объект: затраты на основную и дополнительную заработную плату станочников, слесарей, смазчиков, мойщиков и других рабочих, занятых выполнением работ по обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также заработную плату водителей, принимавших участие в ремонте транспортных средств. Кроме того, в данную статью включается стоимость запасных частей, топлива и других видов материальных ресурсов, израсходованных при осуществлении технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
7. амортизация основных средств, в т.ч. подвижного состава.
По данной статье отражаются затраты на полное восстановление подвижного состава в виде амортизационных отчислений, которые ежемесячно включаются в затраты перевозочного процесса по дебету счета 20 и кредиту счета 02. Амортизация начисляется по каждому объекту основных средств ежемесячно в зависимости от применяемого способа начисления амортизации: с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию при линейном и нелинейном способах, или с даты ввода объекта в эксплуатацию - при производительном способе.
8. общехозяйственные (накладные) расходы.
Данная статья является комплексной. По этой статье учитывают расходы, связанные с управлением транспортным предприятием, организацией транспортного процесса в целом, а также непроизводительные расходы. Затраты учитывают по дебету счета 26. ОХР, приходящиеся к основному виду экономической деятельности, рассчитываются исходя из удельного веса стоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг основного вида деятельности в общей стоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг в целом по организации, и в конце отчетного периода их списывают в дебет счета 90 в соответствии с инструкцией по применению типового плана счетов.
9. прочие расходы.
В состав прочих расходов, связанных с перевозками, включаются затраты, непосредственно связанные с перевозочным процессом, но не относящиеся ни к одной из указанных выше статей.
В состав прочих расходов включаются страховые взносы по всем видам обязательного страхования, в том числе обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, в соответствии с законодательством Республики Беларусь в пределах страховых тарифов, или в размере фактических затрат.
Расходы по добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь в размере фактических затрат. Затраты на приобретение "Зеленой карты" владельцем транспортного средства также включаются в состав прочих расходов.
К прочим расходам относятся:
- оплата услуг банков по выдаче работникам предприятий заработной платы через учреждения банков и других услуг, связанных с обслуживанием предприятий;
- оплата расходов, связанных с осуществлением международных автомобильных перевозок,
- расходы по организованному набору работников;
- командировочные расходы по установленным законодательством нормам;
- представительские расходы, связанные с деятельностью предприятия в соответствии с установленными законодательством нормами и др.
Тарифы, применяемые на автомобильном транспорте
Тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Они включают в себя:
· Непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов,
· Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
Тарифы разрабатываются и постоянно корректируются, во-первых, в целях возмещения перевозчику себестоимости перевозок и возможности получения прибыли, во-вторых, обеспечения потребителю транспортных услуг выгодности связей с транспортом общего пользования.
Транспорт общего пользования – это совокупность отраслей сферы материального производства, которые обеспечивают потребности субъектов хозяйствования и населения в продукции транспорта. Сюда относят:
ü Железнодорожный транспорт,
ü Водный,
ü Воздушный,
ü Трубопроводный,
ü Автомобильный транспорт.
Продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров (а не конкретная материальная вещь). Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и потребления.
Себестоимость перевозок выражается в денежной форме и представляет собой величину эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. Для автотранспортных предприятий – это величина эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящимся в среднем на 10 тонно-километров грузооборота. По пассажиропотокам себестоимость пассажирских перевозок определяют как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 10 пассажиро-километров пассажирооборота.
На автомобильном транспорте по грузопотокам себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются:
- по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну – 10 т/км,
- по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу – 10 автомобиле-часов.
На автомобильном транспорте рассчитывают полную себестоимость грузоперевозок, которая представляет собой сумму переменных и постоянных расходов, а также расходы на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и дорожные расходы.
Переменные расходы зависят от пробега (топливо, смазочные материалы, ТО, ремонт), постоянные – это накладные расходы и др. К дорожным относят те расходы, которые связаны со строительством, ремонтом и содержанием дорог.
На автомобильном транспорте тарифы устанавливаются перевозчиком в зависимости от типов и марок автотранспорта и формы оплаты за транспортную работу. Различают повременные и сдельные тарифы.
1. Повременные тарифы
Они применяются для оплаты использования автомобиля за каждый час работы за время с момента его выхода из гаража до возвращения в гараж (время обеденного перерыва исключается).
Тарифы рассчитываются:
ü На 1 час использования автомобиля
ü На 1 км пробега подвижного состава.
При расчете тарифов учитывается время на подачу автомобиля заказчику, которое не должно превышать нормативного показателя – нулевой пробег.
2. Сдельные тарифы.
Они устанавливаются за перевозку фактической массы грузов в зависимости от расстояния и класса груза. Сдельные тарифы делятся на :
- общие (отправка грузов массой свыше 5 тонн). Грузы распределяются на 4 класса в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности. Тарифная плата взимается с применением соответствующих коэффициентов. Например, при перевозке грузов 1 класса – 1,0; 2 класса – 1,25; 3 класса – 1,66; 4 класса – 2,0.
Для расчета сдельных тарифов нужно знать расстояние подачи автомобиля – нулевой пробег. Нормы расстояний перевозок между грузов между населенными пунктами разрабатываются Минтрансом. В других случаях расстояние согласовывается с заказчиком и указывается в Акте замера расстояния.
Чтобы рассчитать размер платы за перевозку грузов по отдельным тарифам, нужно знать расстояние перевозки, массу и класс груза, тарифную плату за перевозку 1т.
- исключительные тарифы устанавливаются на перевозку массовых, наволочных грузов. Они взимаются за фактическую массу груза в зависимости от расстояния перевозки и грузоподъемности подвижного состава.
- тарифы из покилометрового расчета. Они применяются при исчислении платы за пробег автомобиля, следующего своим ходом для работы вне места его постоянного пребывания и при возвращении обратно; за пробег автомобиля при оказании специальных услуг и выполнении других операций.
Основанием для перевозки грузов, выполнения других услуг, являются:
- договор об организации автомобильных перевозок грузов
- заявка на автомобильную перевозку груза
- разовый заказ на автомобильную перевозку груза
- Акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком
(Правила автомобильных перевозок грузов, утв пост. Совмина).
Документы, подтверждающие заключение договора автомобильной перевозки и являющиеся основанием для расчетов за выполненные работы:
- ТТН-1,
- путевой лист
- международная СМР,
-заказ-поручение (используется для оформления перевозок грузов физических лиц),
- накладная для внутреннего перемещения груза.
При расчете тарифов исчисляются экономические показатели работы автомобиля:
ü Пробег автомобиля за смену в км
ü Количество ездок с грузом за смену
ü Объем перевозок грузов автомобилем за смену в т
ü Объем транспортной работы (грузооборот) за смену в т/км
ü Общий пробег автомобиля за смену в км
ü Др.