Применяется ли правило пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в отношении средств, полученных организациями от бюджетополучателей за проданные товары (оказанные услуги, выполненные работы)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальная позиция, выраженная в письмах УФНС России по г. Москве, заключается в том, что такие средства нельзя считать целевым бюджетным финансированием.

Есть судебное решение и работа автора, подтверждающие такой подход.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 28.08.2009 N 03-03-06/1/554

Разъясняется, что средства, полученные организацией-исполнителем от заказчика-бюджетополучателя за выполнение опытно-конструкторских работ, не признаются целевым финансированием.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5529

Письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2005 N 20-12/5632

Письмо УФНС по Ленинградской области от 21.02.2006 N 02-08/01909

Письмо УФНС России по г. Москве от 26.05.2006 N 18-11/3/45343@

В Письме отмечается, что организация не является непосредственным получателем целевых поступлений из бюджета, а выступает в качестве исполнителя научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оплачиваемых заказчиком (фондом) за счет средств федерального бюджета. Поэтому полученные в оплату произведенных работ средства признаются доходом от реализации.

Письмо УФНС России по г. Москве от 20.02.2006 N 18-11/3/13498

В документе указано, что если организация не является непосредственным получателем целевых поступлений из бюджета, а выступает по заключенному государственному контракту в качестве поставщика спортивного оборудования, оплачиваемого за счет средств бюджета, то полученные в оплату произведенных поставок средства признаются доходом от реализации товаров.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2008 N Ф04-3010/2008(18138-А27-15) по делу N А27-7198/2007

Суд указал, что денежные средства, выданные из бюджета на финансирование муниципального заказа, являются платой за выполненную работу и не соответствуют критериям целевых поступлений, предусмотренным п. 2 ст. 251 НК РФ.

Консультация эксперта, 2007

Автор отмечает, что средства, получаемые некоммерческой организацией в рамках исполнения государственных контрактов, облагаются налогом на прибыль.

Учитываются ли компенсации, получаемые из бюджета в счет возмещения затрат или "выпадающих" доходов при выполнении целевых программ, в связи с оказанием услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием или реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция заключается в том, что подобные компенсации учитываются в доходах. Судебная практика и некоторые авторы поддерживают данный подход.

В то же время есть судебные решения и работа автора, в которых сделан противоположный вывод.

По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Суммы компенсаций не исключаются из состава доходов

Письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-03-06/4/11

Ведомство разъясняет, что не являются целевыми поступлениями субсидии, предоставляемые в целях возмещения затрат организации, понесенных в связи с оказанием специализированных видов услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Следовательно, они учитываются в составе доходов.

Письмо Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/4/10

Разъясняется, что субсидии, полученные автономной некоммерческой организацией для возмещения затрат на предоставление гражданам специализированных медицинских услуг, учитываются в доходах. Данные средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.

Письмо Минфина России от 09.03.2010 N 03-03-06/1/122

Разъясняется, что бюджетные средства на возмещение расходов по организации общественных работ, которые получил работодатель, не являющийся бюджетным учреждением или некоммерческой организацией, учитываются в доходах.

Письмо Минфина России от 12.02.2010 N 03-03-06/1/68

Финансовое ведомство разъясняет, что субсидии, полученные организациями в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат или недополученных доходов от производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг, учитываются при исчислении налога на прибыль.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо Минфина России от 11.12.2009 N 03-03-06/4/106

Письмо Минфина России от 10.12.2009 N 03-03-06/1/800

Письмо Минфина России от 19.11.2009 N 03-03-06/1/765

Письмо Минфина России от 02.09.2009 N 03-03-06/4/73

Письмо Минфина России от 24.08.2009 N 03-03-06/1/547

Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-03-06/4/59

Письмо ФНС России от 06.06.2010 N ШС-37-3/3424@

Письмо Минфина России от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590

В документе отмечено, что средства, полученные организациями из бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в результате оказания услуг населению по льготным ценам, включаются в состав внереализационных доходов.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо Минфина России от 29.05.2008 N 03-03-06/4/36

Письмо Минфина России от 15.02.2008 N 03-03-06/1/99

Письмо Минфина России от 15.02.2008 N 03-03-06/4/99

Письмо Минфина России от 04.03.2008 N 03-03-06/1/137

Финансовое ведомство указало, что средства, которые организация получила из бюджета в счет компенсации убытков, возникших в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, при налогообложении прибыли учитываются в составе доходов.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо Минфина России от 20.11.2007 N 03-03-06/1/819

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"

Указано, что средства, которые организация получает от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, учитываются в составе доходов при определении базы по налогу на прибыль.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2009 по делу N А17-1843/2008

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2006 по делу N А17-4770/5-2005

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.07.2008 N Ф03-А73/08-2/2326 по делу N А73-5482/2007-16

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.10.2008 N Ф04-3089/2008(14682-А81-40), Ф04-3089/2008(5310-А81-40) по делу N А81-4255/2007

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2007 N Ф04-1428/2007(32437-А27-40) по делу N А27-13788/2006-6

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2007 по делу N А72-8641/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 по делу N А13-436/2007 (Определением ВАС РФ от 21.08.2008 N 9016/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2007 по делу N А21-2892/2006 (Определением ВАС РФ от 29.11.2007 N 15517/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2006 по делу N А56-36927/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2006 по делу N А44-3346/2005-15

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2008 N Ф08-6829/2008 по делу N А32-10014/2007-23/202-45/95

Постановление ФАС Уральского округа от 18.12.2007 N Ф09-10382/07-С3 по делу N А07-55875/05

Постановление ФАС Уральского округа от 10.05.2007 N Ф09-3329/07-С3 по делу N А34-6700/06

Постановление ФАС Центрального округа от 23.08.2006 по делу N А54-336/2006С21

Консультация эксперта, 2009

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2008 по делу N А56-9933/2008

Суд указал, что средства, полученные налогоплательщиком из бюджета в связи с предоставлением льготного проезда, не могут рассматриваться как средства целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) или целевые поступления из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ). Предприятие не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, само оказывало услуги. Поэтому спорное возмещение представляет собой часть выручки.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Уральского округа от 10.05.2006 N Ф09-3496/06-С7 по делу N А76-51340/05

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2007 по делу N А38-1952-17/385-2004

Суд указал, что поступающие налогоплательщику из бюджета денежные средства не являются целевым финансированием. Они предназначены для возмещения убытков, которые образовались при осуществлении пассажирских перевозок по сниженным тарифам, поэтому облагаются налогом на прибыль.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2006 по делу N А31-1758/2005-7

Средства на покрытие убытков общества, возникших вследствие отпуска газа населению по льготным ценам, облагаются как внереализационные доходы по факту их получения.

Консультация эксперта, 2011

Автор указывает, что организация, не являющаяся бюджетным учреждением, при получении субсидий в рамках проведения мероприятий по стимулированию энергосбережения и поддержке малого и среднего предпринимательства должна учесть данные суммы в составе внереализационных доходов.

Статья: Правовая основа, бухгалтерский учет и налогообложение компенсации, получаемой из бюджета за энергию, потребляемую льготными категориями потребителей (Окончание) ("Финансовая газета", 2007, N 26)

Автор подчеркивает, что компенсации из бюджета надо квалифицировать как возмещение затрат (расходов) энергоснабжающей организации и включать в состав внереализационных доходов.

Позиция 2. Суммы компенсаций исключаются из состава доходов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2011 по делу N А81-1212/2009

Суд установил, что ЗАО по вспомогательному производству осуществляло затраты для обеспечения населения услугами в сфере ЖКХ, в связи с чем несло убытки. С целью их возмещения налогоплательщик получал субсидии. Суд, согласившись с доводами инспекции о том, что данные суммы не являются средствами целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), указал, что в то же время они не включаются в доходы, поскольку относятся к целевым поступлениям (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2011 по делу N А26-9551/2010 (Определением ВАС РФ от 30.09.2011 N ВАС-12689/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

По мнению инспекции, налогоплательщик не вправе применить п. 2 ст. 251 НК РФ для исключения полученных целевых поступлений (субсидий) из состава доходов, поскольку он не относится к некоммерческим организациям. Суд, учитывая положения ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, отклонил довод инспекции. ФАС указал, что налогоплательщик, будучи коммерческой организацией, правомерно не включил целевые поступления в состав доходов на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. Также суд принял во внимание то, что налогоплательщик расходовал полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2007 по делу N А52-97/2007

Суд пришел к выводу, что бюджетные средства на покрытие убытков, полученных при реализации услуг населению по льготным тарифам, не должны включаться в состав внереализационных доходов.

Постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2005 N Ф09-4007/05-С7

Суд указал, что ассигнования (дотации), выделенные предприятию, имеют целевое назначение и предназначены для возмещения "выпадающих" доходов при реализации электроэнергии населению. Нецелевого использования этих средств и получения в результате этого экономической выгоды не установлено. В данном случае у налогоплательщика отсутствовали и объект налогообложения, и обязанность по уплате налога.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Уральского округа от 21.11.2005 N Ф09-1589/04-С7

Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2009 N КА-А40/1547-09 по делу N А40-21197/08-115-50

Суд указал, что общество являлось бюджетополучателем, то есть получало из бюджета целевые поступления (дотации) на покрытие убытков, возникающих в связи с поставкой услуг по регулируемым государством ценам (тарифам). Такие суммы не должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Московского округа от 11.01.2009 N КА-А40/12558-08 по делу N А40-22922/08-141-73

Постановление ФАС Московского округа от 22.12.2008 N А40/10689-08 по делу N А40-22687/08-142-71 (Определением ВАС РФ от 18.02.2009 N ВАС-1558/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2010 по делу N А57-14647/2009

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2006 по делу N А05-9853/2005-11

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2009 по делу N А72-3240/2008 (Определением ВАС РФ от 22.07.2009 N ВАС-6439/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд исходил из того, что суммы, поступившие из местного бюджета на покрытие убытков, не относятся к внереализационным доходам. Возмещение убытков по своей сути является компенсацией затрат предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Такие средства, по мнению суда, относятся к целевым поступлениям из бюджета, освобожденным от уплаты налога на прибыль.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2006 N А82-1746/2005-15

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2005 N А33-32291/04-С3-Ф02-6326/05-С1

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 по делу N А55-17849/07 (Определением ВАС РФ от 12.01.2009 N ВАС-17168/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 по делу N А72-7644/07

Суд указал, что дотации на разницу в тарифах следует рассматривать как получение средств, которые выделяются унитарным предприятиям от собственника имущества предприятия или уполномоченного органа, поэтому в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ данные средства не включаются в доходы.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2005 N А12-3568/05-С51

Постановление ФАС Уральского округа от 09.01.2007 N Ф09-11475/06-С2 по делу N А50-9244/06

Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2006 N Ф09-2624/06-С7 по делу N А07-45119/05 (Определением ВАС РФ от 18.05.2007 N 2376/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2005 N А11-12149/2004-К2-Е-11585

Финансирование, полученное на покрытие убытков, возникающих в связи с оказанием услуг по регулируемым государственным ценам, не является внереализационным доходом. Спорные средства являются целевым поступлением на закупку мазута и, не поступая на расчетный счет налогоплательщика, направлены непосредственно из бюджета на выравнивание топливного баланса.

Консультация эксперта, 2006

Сотрудник Минфина России разъясняет, что деньги на компенсацию убытков прошлых лет по жилищно-коммунальным услугам муниципальное унитарное предприятие, которое предоставляет такие услуги по государственным регулируемым ценам, должно рассматривать как целевые поступления. Они не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организации.

Наши рекомендации