Административные правонарушения, связанные с нарушением порядка осуществления строительства
3.1. Нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ (ст. 21.4КоАП)
111) Нарушение при проведении строительно-монтажных работ обязательных требований проектной документации, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, прочность, устойчивость и эксплуатационную надежность зданий, сооружений и их частей (ч. 1 ст. 21.4)
112) То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 2 ст. 21.4)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать обязательные требования проектной документации при проведении строительно-монтажных работ.
Объективная сторона выражается в совершении деяний: нарушение установленных обязательных требований, содержащихся в проектной документации. Данные нарушаемые требования должны относиться к обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей среды, прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности зданий, сооружений и их частей. Иные
рушения не формируют объективную сторону данной статьи. При наличии иных отступлений от проекта ответственность наступает по ст. 21.2 КоАП.
В качестве обязательного признака объективной стороны выделяется совершение названных нарушений при определенных условиях: при проведении строительно-монтажных работ. К строительно-монтажным работам следует относить все виды таких работ, производимых как на строительной площадке, так и вне ее. К работам, выполняемым на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений, относятся земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, отделочные, погрузочно-разгрузочные и др. Работы вне строительной площадки связаны с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, канализации, коммуникаций газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и иных инженерных сетей.
Нормы, которые могут быть нарушены, содержатся в утвержденных проектах.
Называемые в данной статье нарушения могут быть совершены как в виде действия, так и в виде бездействия. Деяния могут быть как одиночные, так и множественные.
Состав правонарушения формальный. При материальном составе правонарушения ответственность может наступить по соответствующей статье УК Республики Беларусь, в частности по ст. 305, 306 УК.
Часть 2 устанавливает квалифицирующий признак — совершение деяния, предусмотренного ч. 1, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется совершением деяния как умышленно, так и по неосторожности.
Ответственность состоит в наложении штрафа по ч.1 в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до семидесяти базовых величин,
а на юридическое лицо — от двадцати пяти до двухсот базовых величин, по ч. 2 — от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от тридцати до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин.
3.2. Подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций (ст. 21.5 КоАП)
113) Подписание должностным лицом документа производственного контроля, авторского или технического надзора, обследования, испытания или исполнительной геодезической съемки, содержащего сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций (ч. 1 ст. 21.5)
114) То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 2 ст. 21.5)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять авторский или технический надзор, производственный контроль, проведение испытаний и обследований, исполнительную геодезическую съемку в строительстве.
Объективную сторону образуют деяния, выраженные в форме действий и связанные с подписанием документов в сфере вышеуказанных отношений, содержащих сведения, не соответствующие фактическому положению вещей. Данные сведения носят альтернативный характер и должны относиться к состоянию или качеству: строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий, конструкций, т. е. в целом к предмету контроля (надзора). Контрольно-надзорные мероприятия и объективность их проведения — необходимый этап, призванный обеспечить качество строительства,
надежность, безопасность и долговечность строительных объектов. Поэтому важно, чтобы этот этап проходил без нарушений, в соответствии с установленными правилами, предусматривающими порядок его организации и ведения, требования к документам и лицам, в нем участвующим.
Так, порядок осуществления авторского и технического надзора регламентирован, соответственно, государственными строительными нормами Республики Беларусь «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (СНБ 1.03.03-2000), утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 172, и государственными строительными нормами Республики Беларусь «Технический надзор в строительстве. Основные положения» (СНБ 1.03.01-99), утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 августа 1999 г. № 256.
Авторский и технический надзоры осуществляются в обязательном порядке за всеми объектами, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, возводимых собственными силами застройщиков.
Авторский надзор ведется в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических и других технических решений и технико-экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям и показателям.
Авторский надзор ведется на основании задания заказчика и договора генподряда разработчиком проектной документации, выполняющим функции генерального проектировщика в течение всего периода строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Авторский надзор за строительством зданий и сооружений по типовым и повторно применяемым индивидуальным проектам осуществляется генеральным проектировщиком (проектировщиком), применившим эти проекты.
В отдельных случаях ведение авторского надзора возможно разработчиком соответствующего раздела проектной документации, отдельными специалистами, в том числе не принимавшими участия в разработке данного проекта.
Перечень осуществляющих авторский надзор специалистов устанавливается приказом генерального проектировщика (проектировщика, субпроектировщика).
Работники, ведущие авторский надзор, посещают строящиеся объекты в сроки, предусмотренные планами-графиками, а также по специальным вызовам заказчика, в соответствии с условиями договора.
В случае, когда в осуществлении авторского надзора вместе с генеральным проектировщиком (проектировщиком) принимают участие субподрядные специализированные проектные организации или отдельные специалисты (частные предприниматели), они объединяются в комплексную группу авторского надзора.
Технический надзор в строительстве — часть строительного процесса, включающего постоянный контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации, а также освидетельствование. приемку и учет выполненных работ.
Технический надзор состоит из общего и специального технических надзоров.
Общий технический надзор — надзор за всеми видами строитель- но-монтажных работ.
Специальный технический надзор — надзор за отдельными видами (комплексами) строительных, специальных и монтажных работ — часть общего технического надзора.
Для руководства техническим надзором назначается руководитель общего технического надзора.
Заказчик (или инженер) обеспечивает осуществление технического надзора в течение всего периода строительства объекта.
Для осуществления технического надзора назначаются специалисты с высшим образованием по профилю деятельности и опытом работы в строительстве не менее трех лет или со средним специальным образованием и опытом работы в строительстве не менее пяти лет, аттестованные в порядке, установленном в Республике Беларусь.
Требования представителя технического надзора по вопросам его компетенции обязательны для подрядчика (или представителя подрядчика).
По требованию представителя технического надзора подрядчик (или представитель подрядчика) обязан представлять документы, подтверждающие соответствие выполненных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектной и нормативно-технической документации, а также документы, подтверждающие все затраты на выполненные строительно-монтажные работы.
Подрядчик не имеет права вести своими силами технический надзор по объектам, на которых он осуществляет строительство.
Лицо, осуществляющее авторский или технический надзор, исполняя обязанности, возложенные на него, и реализуя предоставленные ему права, в соответствии с ранее названными СНБ подписывает обязательные документы, свидетельствующие об их выполнении (реализации). К таким документам могут относиться: журнал авторского надзора, журнал технического надзора, акты приемки отдельных ответственных конструкций и основных видов скрытых работ; акты освидетельствования основных работ, скрываемых последующими работами и конструкциями, акты освидетельствования скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты приемки оборудования после испытаний, документы наблюдения за осадками ответственных зданий и сооружений и др.
При проведении строительных работ прибегают к различного рода обследованиям и испытаниям с целью проверок фактического наличия различных предметов (объектов), выполненных работ, удостоверения их фактических свойств, возможностей функционирования. Например, проводятся испытания смонтированного оборудования и инженерных сетей, ответственных конструкций. Разновидностью обследований являются освидетельствования. Результаты данных действий оформляются документально в виде актов. Подписание актов, содержащих недостоверные сведения, также формирует объективную сторону состава данного правонарушения.
Обязательным документом, оформляемым в процессе строительства, является исполнительная топографо-геодезическая съемка, под которой понимается совокупность инструментальных работ, по результатам которых в зависимости от вида выполняемых строительно-монтажных работ по объекту строительства оформляется исполнительная документация в составе:
115) исполнительных чертежей, отражающих тип, конструкцию и фактическое плановое и высотное местоположение вновь проложенных инженерных сетей и сооружений на них;
116) исполнительных схем, отражающих плановое и высотное положение элементов и частей здания (сооружения) и улично-дорожной сети в местной системе координат и Балтийской системе высот 1977 г.;
117) вносятся изменения и дополнения на инженерно-топографи- ческий план местности в границах работ по благоустройству объекта строительства и прокладки связанных с ним инженерных сетей.
Инженерные сети и сооружения, законченные строительством, реконструкцией и ремонтом, без документов, подтверждающих выполнение и сдачу документации исполнительной геодезической съемки производителями строительно-монтажных работ, не принимаются в эксплуатацию (на техническое обслуживание). Фактическое состояние объекта строительства (его инженерных сетей) должно соответствовать сведениям, представленным в данной съемке, что подтверждается техническим заключением с печатью и подписью ответственного должностного лица. Порядок производства, контроля качества, сдачи-приемки, регистрации и хранения исполнительных топографо-геодезических съемок объектов строительства регламентируется специальными инструкциями, утверждаемыми местными исполкомами.
Состав данного правонарушения формальный.
Часть 2 устанавливает квалифицированный состав— совершение действия, предусмотренного ч. 1, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
Субъектом правонарушения является должностное лицо, уполномоченное на подписание соответствующего документа.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа по ч.1 в размере от четырех до десяти базовых величин, по ч. 2 — от десяти до тридцати базовых величин.
3.3. Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) (ст. 21.6 КоАП)
118) Нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка или правил приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) (ч. I ст. 21.6)
119) То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 2 ст. 21.6)
120) Эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию (ч.Зст. 21.6)
121) Нарушение установленных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, выполнение которых было перенесено при приемке объектов (очереди строительства, пускового комплекса) в эксплуатацию (ч. 4 ст. 21.6)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать правила приема в эксплуатацию объектов строительства.
Объективную сторону образуют деяния, выраженные в форме действий или бездействия и нарушающие установленные правила приемки в эксплуатацию объектов строительства. Правила, устанавливающие порядок приема в эксплуатацию, обязанности сторон в связи с этим предусмотрены Положением о порядке приемки объектов в эксплуатацию (в редакции постановления Совета Министров от 04.07.2009 г. № 887), Техническим кодексом установившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-59-2008 (02250), утвержденным Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 27 ноября 2008 г. № 433 «Об утвержде-
нии и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».
Объективная сторона по ч. 1 выражается в совершении любых нарушений установленных правил, кроме предусмотренных иными частями данной статьи.
Часть 2 данной статьи предусматривает квалифицирующий признак — повторность совершения правонарушения, предусмотренного первой частью, в течение года после наложения административного взыскания.
Объективная сторона по ч. 3 выражается в совершении деяния в форме эксплуатации или передачи в эксплуатацию объекта строительства без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию, т. е. без применения названных ранее правил, что, собственно, данными правилами запрещается.
Часть 4 к объективной стороне относит нарушение специальных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, выполнение которых было перенесено при приемке объектов (очереди строительства, пускового комплекса) в эксплуатацию. Перенос возможен в связи с неблагоприятным для выполнения отдельных видов работ периодом года.
В соответствии с правилами вышеуказанных нормативных правовых актов законченные строительством (реконструкцией, расширением, техническим перевооружением) и подготовленные к эксплуатации (выпуску продукции и оказанию услуг) объекты независимо от способов возведения и источников финансирования подлежат приемке комиссиями.
Заказчик (застройщик) с участием подрядчика предъявляет приемочным комиссиям для ввода в действие объекты в соответствии с утвержденными проектами и договорами, подрядчик — объекты, сооружаемые на условиях строительства «под ключ», застройщик — объекты, построенные хозяйственным способом.
Приемочные комиссии по объектам, застройщиками по которым являются предприятия, организации и другие юридические лица, назначаются юридическими лицами, утвердившими проектную документацию, а по индивидуальным жилым домам, хозяйственным
постройкам, застройщиками по которым являются граждане, — местными исполнительными и распорядительными органами. При этом в их состав включаются представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика (подрядчика), проектной организации (проектировщика), государственного пожарного надзора, а при приемке в эксплуатацию объектов социальной сферы — и представитель исполнительного комитета соответствующего местного Совета народных депутатов.
В состав комиссий по согласованию с другими организациями и контролирующими органами могут быть дополнительно включены их представители.
Приемка в эксплуатацию объекта оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом или органом, назначившим комиссию. Органы государственного надзора извещаются заказчиком (застройщиком) о приемке объекта не менее чем за 15 дней до начала работы комиссии. При наличии их возражений приемка объекта не допускается.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством отдельно стоящих зданий и сооружений, встроенных и пристроенных помещений производственного и вспомогательного назначения, входящих в состав объекта, а также секций многосекционных жилых домов осуществляется в порядке, предусмотренном для приемки объекта в целом.
Жилые дома, строящиеся за счет внебюджетных средств и кредитов банков, могут приниматься в эксплуатацию без выполнения в полном объеме подготовительных работ под отделку стен и потолков (кроме штукатурки), работ по внутренней отделке помещений (наклейка обоев, покраска, облицовка), без покрытия полов (кроме дощатых), без встроенной мебели, без установки дверных блоков в межкомнатных перегородках, сантехнических приборов и оборудования (кроме унитазов, приборов учета воды и газа), электрических плит, а жилые дома в сельской местности, кроме того, без выполнения работ по устройству хозяйственных построек, покрытий проездов и дорожек, ограждений и озеленения, при наличии письменного согласия заказчика (инвестора), жильцов и внесении соот-
ветствующих изменении в проектно-сметную документацию и договор строительного подряда.
При этом должны быть выполнены в полном объеме работы в помещениях общего пользования и по инженерному обеспечению здания.
При приемке в эксплуатацию объекта строительства (реконструкции) в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика (инвестора) разрешается перенос сроков проведения указанных работ на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта. Перечень, объемы, стоимость и сроки проведения этих видов работ устанавливаются заказчиком (инвестором), застройщиком либо уполномоченной им организацией по согласованию с проектной организацией, а также с соответствующими органами государственного надзора, дающими заключения при приемке объектов в эксплуатацию, и отражаются в акте приемочной комиссии.
Передача жилого дома на обслуживание эксплуатационной организации осуществляется заказчиком (инвестором) после определения способа управления этим домом и в сроки, устанавливаемые решением местного исполнительного и распорядительного органа при утверждении акта приемочной комиссии.
Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией.
Функции подрядчика прекращаются с момента выполнения им договора подряда (контракта) на капитальное строительство, за исключением обязательств по гарантийным срокам. Выполнение их по истечении этих сроков оформляется представителями заказчика (застройщика) и подрядчика двусторонним актом, представляемым в орган, утвердивший акт приемочной комиссии.
Существуют Правила приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденные Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.08.1999 г. № 255 «Об утверждении Правил приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ», которые предусматривают порядок проведения промежуточного контроля на стадии выполнения видов, этапов
и комплексов строительных работ для достижения качества в целом по объектам строительства.
Согласно данным правилам, виды строительных работ принимаются в составе этапа или комплекса, а самостоятельно вид работ принимается в случае его выполнения по отдельному договору подряда.
В процессе выполнения видов, этапов или комплексов строительных работ, подлежащих приемке, обязательно принимаются:
122) все виды скрытых работ (устройство фундаментов, гидроизоляции и т. п.), которые недоступны для визуальной и инструментальной оценки приемочными комиссиями при сдаче зданий и сооружений в эксплуатацию, однако от правильного выполнения которых зависят качественные показатели всего объекта;
123) отдельные ответственные и технически сложные конструкции (опоры и пролетные строения мостов, арки, своды, подпорные стены и другие несущие конструкции);
124) работы, выполняемые в периоды года с отрицательными температурами воздуха и требующие проведения специальных меро~ приятий по защите от низких температур.
Датой приемки выполненного вида, этапа или комплекса работ считается дата подписания акта приемки.
Принятые в эксплуатацию объекты подлежат включению в государственную статистическую отчетность после утверждения акта приемочной комиссии.
Соответствие объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности должно подтверждаться исполнительной технической документацией и заключениями следующих органов государственного надзора:
Госкомэкологии;
Государственного санитарного надзора;
Государственного строительного надзора;
Госпроматомнадзора (при приемке объектов и работ, ему подконтрольных);
Государственного энергетического надзора (при приемке объектов и работ, ему подконтрольных);
Государственной автомобильной инспекцией (при приемке улиц, дорог и дорожных сооружений);
Государственной инспекции труда Республики Беларусь;
Штаба гражданской обороны (при приемке объектов со встроенными помещениями или отдельно стоящих сооружений гражданской обороны);
других органов, осуществляющих Государственный надзор в строительстве в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с названными строительными нормами и с учетом специфики производства и реализации продукции (работ, услуг) в соответствующих отраслях министерства и другие республиканские органы государственного управления при необходимости разрабатывают и утверждают отраслевые правила приемки объектов в эксплуатацию. При этом особенности приемки объектов в эксплуатацию, не нашедшие отражения в настоящих строительных нормах, а также связанные с межгосударственными соглашениями и договорами, должны быть согласованы с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и заинтересованными органами Государственного надзора.
Состав данного правонарушения формальный.
Субъекты правонарушений, предусмотренных данной статьей, различаются в зависимости от вида совершенного правонарушения и указаны в соответствующих частях статьи.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2, являются председатель и члены приемочной комиссии.
Субъект правонарушения, предусмотренного ч. 3. — специальный: лицо, эксплуатирующее или передающее в эксплуатацию объект строительства (очередь строительства, пусковой комплекс).
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4, является лицо, на которое возложены обязанности по отделке фасадов, благоустройству или выполнению других работ, которое может быть как физическим лицом, так и индивидуальным предпринимателем.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа по ч.1 в размере от четырех до десяти базовых величин, по ч. 2 — от шести до пят
надцати базовых величин, по ч. 3 — от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин, по ч. 4 — от четырех до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.
3.4. Нарушение требований к содержанию строительной площадки (ст. 21.11 КоАП)
3.4.1. Нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом требований нормативной документации и проекта производства работ по организации, ограждению или содержанию строительной площадки
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать требования к содержанию строительной площадки.
Объективная сторона выражается в совершении деяния в форме бездействия или ненадлежащего действия и проявляется в:
125) нарушении требований нормативной документации и проекта производства работ по организации строительной площадки;
126) нарушении требований нормативной документации и проекта производства работ по ограждению строительной площадки;
127) нарушении требований нормативной документации по содержанию строительной площадки.
Обязательные требования содержатся в «Межотраслевых общих правилах по охране труда», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 (глава 14 «Строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы) (в редакции постановления Минтруда и соцзащиты от 19.11.2007 г. № 150)'°\ соответствующих строительных нормах и правилах (СНИПах).
Так, вышеуказанными правилами предусмотрено, что до начала строительства объекта выполняются подготовительные работы по
104 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 8/9818.
организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:
устройство ограждения территории стройплощадки в соответствии с проектом производства работ;
освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировку территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладку коммуникаций;
устройство временных автомобильных дорог, прокладку сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода, связи;
завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений;
устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.
Рабочие места, проходы к рабочим местам, настилы лесов и подмостей должны поддерживаться в безопасном состоянии, не загромождаться, периодически в процессе работы и ежедневно после окончания работы очищаться от мусора, в зимнее время — от снега и наледи и при необходимости посыпаться песком.
Подходы к рабочим местам, а также проходы на площадках и рабочих местах должны отвечать следующим требованиям:
ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,6 м, высота в свету — не менее 1,8 м;
проходы с уклоном более 20 градусов оборудуются трапами или лестницами с перилами;
лестницы или скобы, применяемые для подъема или спуска работников на рабочие места, расположенные на высоте более 5 м, должны быть оборудованы устройствами для закрепления фала предохранительного пояса.
Требования к организации производства строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ устанавливаются в текстовой части проектов производства работ, технологических карт на выполнение отдельных видов работ, карт технологических процессов, технических решений и организационных мероприятий по обеспечению бе-
зопасности труда и санитарно-гигиеническому обеспечению работников, выполняющих эти работы.
Карты технологического процесса на выполнение отдельных видов работ должны быть привязаны к конкретному объекту строительства (реконструкции, ремонта, реставрации).
Работники перед началом работ знакомятся с проектом производства работ под роспись.
Правила содержания, ограждения строительных площадок предусмотрены также в Правилах благоустройства и содержания территорий городов и городских поселков, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 11 сентября 1997 г. № 118105, согласно которым организации, предприятия и индивидуальные застройщики, проводящие строительные работы, обязаны:
128) до начала производства работ оградить строительные площадки типовыми ограждениями, подъезды к строящимся объектам благоустроить и осветить, леса и ограждения окрасить;
129) обеспечить регулярную очистку прилегающих к стройплощадке территорий;
130) при производстве земляных работ в местах выезда транспортных средств на улицы города устроить временные выезды для исключения выноса грязи на благоустроенные улицы, организовать очистку колес от грязи или непрерывную уборку ее с проезжей части улицы и тротуаров, при необходимости оборудовать моечный пункт;
131) излишний грунт со строительных площадок вывозить только в места, определенные службами жилищно-коммунального хозяйства.
Состав данного правонарушения формальный.
Субъект правонарушения — индивидуальный предприниматель или должностное лицо, ответственное за соблюдение данных правил и проекта.
Субъективная сторона характеризуется совершением данного деяния как умышленно, так и по неосторожности.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
105Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 8/5289.