Административные правонарушения, связанные с радиационной безопасностью
За последние десятилетия во всем мире произошла кардинальная переоценка влияния радиационного излучения на человека II окружающую среду, связанная с крупнейшей ядерной аварией в мировой истории на Чернобыльской АЭС. В той или иной мере последствия аварии затронули многие страны, однако в наибольшей степени пострадали Украина, Беларусь и Россия. При этом относи-
тельная тяжесть последствий аварии для Республики Беларусь оказалась значительно выше, чем для соседей. Поэтому обеспечение радиационной безопасности населения в нашей стране возведено в ранг государственной политики.
Кодекс об административных правонарушениях предусмотрел четыре состава правонарушений, связанных с проблемой обеспечения радиационной безопасности. Это статьи 16.3—16.6.
3.1. Нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 16.3 КоАП)
35) Самовольные вынос или вывоз с территории, загрязненной радионуклидами, строительных материалов, топлива, сельскохозяйственной продукции, техники, инвентаря, продуктов питания, других предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней (ч. 1 ст. 16.3)
36) Нарушение требований режима радиационной безопасности в специально отграниченной зоне радиоактивного загрязнения местности, выразившееся в проникновении в эту зону, либо самовольном поселении в ней, либо занятии деятельностью, не разрешенной уполномоченным органом, либо уничтожении, повреждении или переносе знаков радиационной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграниченную зону радиоактивного загрязнения местности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строительных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества (ч. 2 ст. 16.3)
37) Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 3 ст. 16.3)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в деянии в форме действия — самовольное совершение действий, нарушающих установленный порядок обращения с радиоактивными материалами. Действия эти могут быть различными.
Так, ч. 1 рассматриваемой статьи запрещает самовольный вынос или вывоз с территории, загрязненной радионуклидами, строительных материалов, топлива,сельскохозяйственной продукции,техники, инвентаря, продуктов питания, других предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.
Часть 2 этой же статьи предусматривает нарушение требований режима радиационной безопасности в специально отграниченной »оне радиоактивного загрязнения местности, выразившееся в проникновении в эту зону, либо самовольном поселении в ней, либо занятии деятельностью, не разрешенной уполномоченным органом, либо уничтожении, повреждении или переносе знаков радиационной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграниченную зону радиоактивного загрязнения местности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строительных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества.
Часть 3 предусматривает совершение этих же действий, установленных ч. 2, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания.
Режим радиационной безопасности — это комплекс мероприятий, направленных на ограничение облучения персонала и населения до наиболее низких значений дозы излучения, достигаемых средствами, приемлемыми для общества, и на предупреждение возникновения ранних последствий облучения и ограничение до приемлемого уровня проявлений отдаленных последствий облучения.
Для всех видов деятельности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, существуют общие и специальные требовании в области радиационной, экологической и санитарной безопасности, предусмотренные законодательством.
Так, ст. 5, 6, 9 и 14 Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»26 определяют, что государство регламентирует условия жизнедеятельности и особый режим проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационной аварии.
Государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности проводится уполномоченными на то органами исполнительной власти. Любая практическая деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется только с разрешения соответствующего государственного органа. Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода, а также контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям по обеспечению радиационной безопасности, подлежат производственному контролю.
Статья 47 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»27 определяет, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными веществами, а также с радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»28 определяет, что в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на население территории подразделяются на следующие зоны: зона эвакуации; зона первоочередного отселения; зона последующего отселения; зона с правом на отселение; зона проживания с периодическим радиационным контролем. Управление данными территориями осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, местны-
26Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. 1998. № 5. Ст. 25.
27Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875.
28Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1991. № 35. Ст. 622.
ми исполнительными и распорядительными органами и республиканским органом государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Имущество и иные ценности, находящиеся на территории зон эвакуации, первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, являются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.
Вывоз земли, полезных ископаемых, других материальных ценностей с указанных территорий допускается лишь с разрешения районных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с областными исполнительными и распорядительными органами и республиканским органом государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выдача разрешений на вывоз домашнего имущества за пределы данных территорий осуществляется комиссиями районных и областных исполнительных и распорядительных органов.
Охрана общественного порядка, государственной собственно- ( in, тушение пожаров на территориях, с которых отселено население, контрольно-пропускной режим при въезде и выезде из этих зон обеспечиваются уполномоченными на то органами. На этих территориине допускается иная деятельность, не санкционированная уполномоченными на то органами. Пребывание на территории зон, где эвакуировано население, допускается только при наличии специального разрешения. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц в эти зоны определяются в зависимости от величины загрязнении радионуклидами и регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управлении по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Совместное постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь № 94/57 от 30 октября 2006 г. «Об утверждении инструкции о порядке уничтожения имущества, содержащего радио-активные элементы, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства»29 определяет порядок обращения с конфискован-
29 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 201. 8/15380.
ным или обращенным в доход государства иным способом имуществом, загрязненным радионуклидами. В частности определено, что, если по результатам проведения сертификации, государственной санитарно-гигиенической экспертизы или иных видов экспертиз имущества было установлено, что содержание радиоактивных элементов в нем превышает допустимые уровни, установленные в Республике Беларусь, но не превышает значений, установленных для радиоактивных отходов, комиссия решает вопрос о применении имущества по назначению в Республике Беларусь, кроме случаев, когда для такого применения требуется получение разрешения Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Если же по результатам проведения экспертизы было установлено, что содержание радиоактивных элементов в нем превышает значения, установленные для радиоактивных отходов, комиссия организует рассмотрение вопроса с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, и Проматомнадзором, которые в пределах своей компетенции принимают совместное решение о порядке обращения (хранения, транспортировки, обезвреживания, захоронения) с имуществом, реализуемое комиссией.
Уполномоченный орган в сроки, установленные органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, передает имущество в специализированную организацию в соответствии с решением комиссии для его хранения, утилизации (ожидания дезактивации и (или) обезвреживания) и (или) захоронения с информацией о показателях его объема, активности, радионуклидного состава.
Субъектами рассматриваемых составов могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Ответственность по ч. 1 состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин. При этом для всех
предусмотрена конфискация предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.
По ч. 2 ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества.
По ч. 3 за повторное нарушение на физическое лицо налагается штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до четырехсот базовых величин С конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.