Стилистика, как базовый атрибут образа городской среды. Стиль, как объединяющая эстетическая система. Стиль материальной среды и городской стиль жизни
Википедия дает такое определение.
Стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника.
В одном из туристических справочников Одессы изданном в 1910 году дается интересное определение Одессы – «Прежняя Одесса была куда проще нынешней, но в этой простоте был стиль». Во время написания этих строк развивался стиль модерн, который был назван одним из художников – Последним аристократическим стилем. Интересно, а что можно сказать о стиле современной непростой Одессы?
В Одессе наиболее общеизвестны такие стили, если говорить об архитектуре Одессы –
19век - начало 20 века - классицизм, модерн, барокко, эклектика, историзм, отдельно можно назвать стиль промышленных построек (Канатный завод, пивной завод Сансенбахера, водонасосная станция по ул. Водпороводной) …следует добавить еще 20-й век и 21. Конструктивизм (дома китобойной флотилии на ул Маразилиевская…), «сталинский ампир», стиль Черемушек, и «стиль» последних 20 лет, характеризующийся неопределенностью, смешением всего и вся, и в последнее время подверженный влиянию компьютерных инструментов проектирования, порождающий необычные для архитектуры формы. Впрочем, подобные проекты во многом так и остаются не реализованными в силу разных причин. Если речь идет о стиле конкретной постройки, здесь все-таки проще его определить по характерным деталям, пропорциям и композиционным схемам, использованию определенных материалов (если стиль вообще имеет место быть, во всяком случае, по отдельным деталям можно определить, какой стиль пытался имитировать автор).
В Одессе есть знатоки краеведы разных стилистических явлений архитектуры Одессы, которая отличается довольно большим разнообразием и превосходит в этом разнообразии, пожалуй, многие другие города Украины и Европы. Даже такой исторический и древний город как Львов, в котором сосредоточено 50 процентов, всех значимых памятников Украины, все же не имеет такого богатого ассортимента архитектурных форм, какие есть у Одессы. Но многие стили Одессы производят впечатление некоторой бутафории, правда, высокого качества. Причина тому – использование в строительстве такого хрупкого и непрочного материала, как местный ракушечник, из которого пришлось строить город, так как другого материала не было, не дает возможность изготавливать из него тонкие и сложные детали, поэтому использовалось много штукатурных элементов - монументальных карнизов, изготовленных методом штукатурки на дранке. Особенно эта бутафорность просматривается сквозь поврежденные детали – как-то мне довелось увидеть внутри колонны бревно сквозь пролом в оболочке поврежденной бутафорской классической колонны. Впрочем, это не умаляет архитектурных достоинств Одессы.
Самая большая ценность – разнообразие - Одесса может служить своеобразным открытым учебником по архитектурным стилям.
Но уместно ли говорить о стиле всей городской среды, которая складывается из вещей построенных, изготовленных в разное время и в разном стиле?
Если стиль это некоторая эстетическая система, объединяющая разнообразные и многочисленные элементы в единое целое, таким образом ,что складывается некоторое целостное представление и образ, и это представление соответствует критериям гармонии, равновесия, красоты, то, видимо, можно говорить о формировании стиля городской среды, как проектной задаче, которая решается в условиях наличия порой противоречивых и взаимоисключающих (в рамках из известных канонических стилей) элементов этой среды. Задача гармонизации и упорядочивания городской среды во многом сводится и к задаче сведения всего пространства к некоторому стилевому единству, несмотря на то, что эта среду составляют разностильные и разновременные элементы. Как её решать?
Существуют универсальные принципы композиции, которые позволяют такое стилевое объединение делать, в результате мы всегда имеем шанс получить совершенно уникальную среду, поскольку комбинации элементов среды в каждом конкретном месте будут разные, а значит, будет разный результат своеобразный разновременной сплав разных стилей и форм.
Принципы объединения пространства в некоторое единое стилевое поле. Введение в среду объединяющих элементов - в основном это предметы благоустройства – пространственная организация городской площади, образованной домами разного периода и стиля, путем введения в пространство городской мебели, озеленения, планировки всей площади (парка, сквера) имеющей какую то четкую и логичную геометрическую планировочную схему позволяет объединить всю совокупность построек в единое стилевое пространство. Кстати, такой прием стилевого объединения применялся еще древними греками, которые пространство агоры соединяли колоннадами по периметру открытого пространства агоры, и эта колоннада как бы прикрывала возникающее разностилье построек, окружающих площадь.
При этом, не обязательно сочинять какой то особый новый стиль для новых элементов, можно найти некоторое нейтральное решение, впрочем, это не такая простая задача. Пример новых малых арх. форм Одессы (киоски) показывает, что не достаточно сделать какие то псевдоисторические детали декора на Мафах и они якобы впишутся в историческую среду. Оказалось что это не совсем так. Грубый и навязчивый декор этих киосков в сочетании с черным цветом данных киосков вряд ли поможет гармонизации среды и её стилевого объединения. Возможно, в случае с Одессой гораздо лучше было бы современное решение в духе минималистического дизайна как бы указывающего на то, что данные сооружения временные и не претендуют на самостоятельную ценность. Впрочем, это вопрос спорный, поскольку как было сказано в самом начале лекционного курса , эстетические предпочтения людей бывают разные, в зависимости от культуры и психологических качеств индивида.
Объединяющими элементами, стиля пространства и среды в современном городе чаще всего могут служить именно элементы благоустройства, уличная мебель, мощение, малые арх. формы. Озеленение.
Архитектура обычно имеет более долгий срок жизни, чем малые арх. формы и подобное, поэтому мы должны понимать, что со временем наполнение архитектурной среды может быть изменено, а сама архитектура ремонтируется, реконструируется, реставрируется. Введение новых элементов городской мебели и мафов не всегда бывает удачно и уместно, пример – попытка заменить старые традиционные лондонские красные телефонные будки на новые с минималистическим дизайном так и не были приняты горожанами, пришлось вернуться к традиционным формам.
Говоря о стиле архитектурной среды, мы можем утверждать, что стиль её во многом определяется стилем жизни данной эпохи, модой, техническими возможностями, укладом жизни, из чего следует, что время от времени стиль подвержен изменениям и переделкам. Но, важно выделить в городской среде некий общий культурный каркас, который всегда остается неизменным, составляя основу для всяких временных изменений городской среды.
Информационные системы города являются его неотъемлемой частью и объединяющим фактором – это часы на башне ратуши в средневековом городе, афишные тумбы, столбы и доски объявлений, газеты, пиктограммы, афиши, реклама. Все это также складывает город и может быть оценено эстетически. Город без информационной сети, пронизывающей его невозможен. Поэтому эстетические качества информ. систем весьма важны и кстати содержание информационных месседжей и слоганов во многом отражают современный стиль жизни.