Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия
Методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия, предполагает два направления:
· определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия,
· определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.
Первое направление исследования — выявление состава внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности компании — проводится для установления резервов совершенствования деятельности. Исследование основано на использовании методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому, как правило, анализ начинается с рассмотрения финансового состояния компании. Этот анализ направлен на выяснение того, как предстоящее развитие компании согласуется с наличием достаточных финансовых средств и платежеспособностью компании. Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы:
Первая группа - это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности:
· Общая рентабельность предприятия (общая прибыль к активам).
· Чистая рентабельность предприятия (чистая прибыль к активам).
· Рентабельность собственного капитала (чистая прибыль к собственному капиталу).
· Общая рентабельность производственных фондов (общая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств).
Вторая группа — это показатели опенки эффективности управления:
· Чистая прибыль к объему реализации продукции.
· Общая прибыль к объему реализации продукции.
Третья группа - это показатели оценки деловой активности:
· Отдача от активов (выручка от реализации продукции к активам).
· Отдача основных фондов (выручка от реализации продукции к основным фондам).
· Оборачиваемость оборотных фондов (выручка от реализации продукции к оборотным средствам).
· Оборачиваемость дебиторской задолженности (выручка от реализации продукции к дебиторской задолженности).
· Оборачиваемость банковских активов (выручка от реализации продукции к банковским активам).
· Отдача собственного капитала (выручка от реализации продукции к собственному капиталу).
Четвертая группа - это показатели оценки ликвидности:
· Текущий коэффициент ликвидности (оборотные средства к срочным обязательствам).
· Прочие активы к срочным обязательствам.
· Индекс постоянного актива (основные фонды и прочие необоротные активы к собственным средствам).
· Коэффициент автономии (собственные средства к валюте баланса).
· Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства к запасам).
Анализ этих показателей позволит выяснить закономерности их изменения, оценить эффективность финансовой деятельности.
Характеристики, свидетельствующие о снижении результативности финансовой деятельности:
· устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
· постоянная нехватка оборотных средств:
· высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
· высокая доля заемных средств в общей сумме источников средств;
· отсутствие долгосрочных контрактов;
· низкая рентабельность производства;
· недостаточная диверсификация деятельности;
· высокий уровень финансового риска:
· невысокий уровень доходности финансовых инвестиций;
· снижающиеся объемы производства и рост себестоимости продукции и др.
Второе направление исследования — определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей — осуществляется для того, чтобы выявить направления деятельности и ресурсы (возможности), которые могут стать основой будущей стратегии компании и создания устойчивых конкурентных преимуществ. Этот анализ можно проводить в разрезе:
· всей совокупности функциональных подсистем;
· одной или нескольких функциональных подсистем;
· одного или нескольких элементов (например, организационной структуры, технического обеспечения, информационного обеспечения и др.) функциональных подсистем;
· одного элемента функциональной подсистемы.
Для обеспечения сравнимости информации анализ потенциала должен проводиться по тем же областям и направлениям, что и анализ ближайших конкурентов.