Способы укладки морских трубопроводов
Способы укладки подводных трубопроводов можно классифицировать следующим образом: 1) протаскивание по дну моря; 2) погружение с поверхности моря; 3) спуск на морское дно с трубоукладочных судов (рис. 16.1.1).
Способ укладки протаскиванием по дну(рис. 16.1.1а). Перед протаскиванием прямолинейная секция трубопровода (1) располагается на роликовых дорожках (2), установленных вдоль трассы. К переднему концу секции приваривают оголовок (3) с устройством для крепления троса. Оголовок имеет коническую или сферическую форму, что предотвращает возможность зарывания головного участка трубопровода в грунт при протаскивании. От оголовка трос идет к тяговой лебедке, установленной на судне (4). Для уменьшения силы трения трубопровод оснащают разгружающими понтонами (5).
Способ укладки по дну погружением с поверхности моря(рис. 16.1.16). Трубопровод (1), поверхность которого, как правило, защищена бетонным покрытием для обеспечения отрицательной плавучести, оснащен понтонами (2) для придания ему положительной плавучести. После установки трубопровода над местом укладки понтоны поочередно отсоединяют, и трубопровод с одной стороны постепенно опускается
Глава 16. Монтаж морских трубопроводов 431
на дно моря. Наибольший изгиб при таком методе укладки бывает в сечениях, расположенных у дна и поверхности воды. Для ускорения погружения трубопровода в него с одной стороны можно закачивать воду. В некоторых случаях для снижения изгибающих напряжений и уменьшения кривизны опускаемого на дно трубопровода к концу плавающей плети прикладывают растягивающее усилие.
Способы укладки МТ с трубоукладочного судна(рис. 16.1.1ви г). Различают три основных метода монтажа трубопровода на борту движущегося судна: 1) монтаж в горизонтальном или слабонаклонном положении; 2) монтаж в вертикальном положении; 3) разматывание с барабана.
При укладке трубопровода первым — так называемым S-методом — судно (1) при помощи якорных или буксирных устройств перемещается по трассе, а трубопровод (2), уложенный на рольганги, сходит с палубы (рис. 16.1.1в). К кормовой части корпуса судна обычно крепят стингер 3 прямолинейной или криволинейной конфигурации, являющийся продолжением рольганга и предназначенный для уменьшения изгибающих напряжений в сечениях укладываемого трубопровода. Наклон стингера может изменяться в зависимости от глубины воды в месте укладки трубопровода. По мере продвижения трубоукладочного судна вдоль трассы трубопровод наращивается при помощи сварочно-монтажного оборудования, установленного на борту судна.
С увеличением глубины воды и диаметра трубопроводов требуются все более мощные стингеры и возрастают продольные усилия, которые нужно прикладывать к плети строящегося трубопровода для поддержания его безопасного напряженно-деформированного состояния. Поэтому при строительстве глубоководных трубопроводов в настоящее время все более широкое применение находит второй метод монтажа трубопроводов в вертикальном состоянии (рис. 16.1.1г). Для этого на трубоукладочном судне (1) устанавливают монтажную вышку (2), внутри которой производят наращивание плети. Данный метод обладает меньшей производительностью, которая, однако, может быть увеличена путем предварительной сварки отдельных труб в плети по 2, 3 или даже 4 штуки.
При третьем способе с баржи (1) опускают трубопровод (2), предварительно намотанный на барабан (3), через специальное выпрямляющее устройство, а затем по стингеру (4) на дно.
При укладке подводных трубопроводов на больших глубинах большое значение приобретает необходимость точного регулирования плавучести трубопровода, что достигается применением утяжеляю-
432
Часть III. Сооружение морских трубопроводов
Рис. 16.1.1. Схемы укладки морских трубопроводов: а — протаскивание трубопровода по дну; б — укладка трубопровода с поверхности; в — укладка трубопровода с судна, имеющего стингер; г — укладка трубопровода с судна, имеющего монтажную вышку; д — укладка трубопровода, намотанного на барабан
Глава 16. Монтаж морских трубопроводов 433
щих покрытий и различных пригрузов или понтонов. Другим возможным вариантом увеличения веса трубопровода является подсоединение к укладываемому трубопроводу другого трубопровода, заполняемого водой в процессе укладки.
При этом второй трубопровод можно вводить непосредственно в полость основного и в процессе укладки наполнять водой, выполнять роль пригруза или оставлять пустым в качестве разгрузочного понтона.
Понтоны, используемые для укладки трубопроводов, могут быть мягкими или жесткими. Мягкие понтоны изготавливаются из резины или пластика, армированного на заводах. Жесткие понтоны, изготовленные из металла или пластмассы, обычно имеют сферическую или цилиндрическую форму и заполняются газом или жидкостью.