Выбор трассы морских трубопроводов

Предварительные варианты выбора трассы морского трубопрово­да основываются на имеющихся гидрографических материалах. При этом, как правило, с целью сокращения капитальных затрат и эксплуа­тационных расходов стремятся осуществить прокладку по кратчай­шему пути и одновременно обеспечить условия, при которых трубо­провод в период строительства и эксплуатации подвергался бы мини­мальным нагрузкам.

При выборе трассы следует учитывать также устройство берего­вой площадки для производства подготовительных работ. Ровные и большие площадки на берегу создают благоприятные условия для монтажа и укладки трубопровода длинными секциями и в особенно­сти для последующей прокладки способом протаскивания по дну или на плаву.

В отдельных случаях для обеспечения устойчивости трубопровода к воздействию волнений и течений, а также для улучшения техноло­гического процесса работ на берегу и в море бывает целесообразно укладывать трубопроводы по удлиненной трассе.

При проектировании морских трубопроводов следует учитывать су­доходство вблизи трассы, якорные стоянки для плавучих средств, а также близлежащие морские нефтепромысловые и другие гидротех­нические сооружения.

После предварительной обработки гидрологического материала и необходимых данных по вариантам выбора трассы производят повтор­ные промеры глубин, подробные инженерно-геологические изыска-

420

Часть III. Сооружение морских трубопроводов

ния по наивыгоднейшему варианту выбора трассы, в которых освеща­ются геологическое строение дна моря, мощность активного слоя наносов, их гранулометрический состав, степень мутности (объемный вес) воды с учетом взвешенных твердых частиц у дна моря при штор­мовых волнениях.

Кроме того, следует иметь сведения о температуре воды по меся­цам с минимальным и максимальным значением у дна на различных глубинах, об осадках, туманах, а также о других гидрологических и метеорологических данных по временам года.

Наряду с проведением изыскательских и исследовательских работ на море проводят топографическую съемку и инженерно-геологиче­ские изыскания береговой полосы, отведенной под монтажную пло­щадку и другие сооружения производственного назначения.

Выбор трассы подводного трубопровода в основном зависит от ес­тественных условий акватории — рельефа берега и дна, геологии рай­она, изменяемости берегов, устойчивости грунтов, ветров, волнений, течений и движения наносов и, наконец, от гидрохимических и гид­робиологических факторов.

Выбор трассы морского трубопровода производится на основании оптимизационных расчетов по различным критериям. В качестве основных критериев оптимальности, кроме стоимости, следует при­нимать техническую и экологическую безопасность сооружения. С этой целью по специальным методикам производится отбор образ­цов грунта (рис. 15.3.3).

При выборе технических средств отбора грунта рекомендуется придерживаться следующих положений.

1. При глубине моря до 50 м наиболее эффективны пробоотборни­
ки ударно-забивного типа с пневматическим или гидравлическим при­
водом.

2. Для опробования рыхлых придонных отложений при глубине
моря 50—300 м эффективны пробоотборники ударно-забивного типа
с гидравлическим приводом.

3. При отборе проб твердых пород рекомендуется использовать вра­
щательные пробоотборники.

4. При отборе проб рыхлых осадков на глубинах свыше 300 м целе­
сообразно применять пробоотборники гравитационного типа.

5. Для измерения физико-механических свойств грунта дна при­
меняются автоматические установки статического зондирования.

Благодаря накопленному за последние годы опыту применения оби­таемых подводных аппаратов стал возможен непосредственный от­бор исследователем требуемых образцов донных грунтов с помощью

Глава 15. Проектирование морских трубопроводов

421


пробоотборников, установленных либо на манипуляторе, либонепосред­ственно на корпусе подводного аппарата (рис. 15.3.4).

выбор трассы морских трубопроводов - student2.ru

Рис. 15.3.3.Типы пробоотборников: а — драга или тралы; б — вращательные, вибрационные и вдавливаемые пробоотборники; в — гравитационные и поршневые пробоотборники; г — поверхностные пробоотборники

Основными методами получения информации о трассах морских трубопроводов являются:

• батиметрическая съемка рельефа дна с помощью многолучевых
эхолотов;

• гидроакустическое картирование с помощью гидролокаторов бо­
кового обзора;

• геоакустическое профилографирование;

• сейсмоакустическое профилографирование;

• видеосъемка трассы.

Наши рекомендации