Организационные способы строительства
В дорожном строительстве (так же, как и в капитальном) полу-чили распространение следующие организационные формы строи-тельства объектов: подрядный, хозяйственный, «под ключ».
При подрядном способестроительство объекта осуществляетсяпостоянно действующими специализированными организациями (подрядчиками). Способ предполагает заключение договора гене-рального подряда между заказчиком и подрядчиком на весь период строительства (до полного завершения стройки), а также договора субподряда между генподрядчиком и субподрядчиком для выполне-ния узкоспециализированных работ.
Специализированные организации имеют собственные матери-ально-технические базы, средства механизации и транспорта, посто-янные кадры соответствующих квалификаций и специальностей и опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конструкций, комплек-тующих деталей, полуфабрикатов. Заказчик, как правило, осуществ-ляет эксплуатацию построенного объекта.
Подрядный способ строительства является основным.Оннаиболее эффективен при выполнении больших объёмов сложных строительных работ. При очень больших объёмах работ организуются дирекции, которым поручается технический надзор за строительством.
Достоинства подрядного способа –наличие собственной матери-
ально-технической базы, применение эффективных дорожно-строитель-
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
ных машин и постоянных высококвалифицированных кадров, использо-вание передовых методов производства работ и хорошо отлаженных свя-зей с другими организациями, в т. ч. заводами стройиндустрии.
Недостатком подрядного способа является необходимостьрешения множества сложных организационных вопросов, связанных с выбором нужных исполнителей, взаимоотношениями организаций-участников, особенно при возникновении каких-либо непредвиден-ных обстоятельств
Особенностью применения подрядного способа является вы-
бор исполнителей или путём прямых переговоров, или путём торгов. Проведение переговоров обычно не формализовано и какими-либо особыми правилами не регламентируется. Потенциальные за-казчики и исполнители встречаются и выясняют условия и возможно-сти друг друга. В интересах заказчика – встретиться с возможно большим числом потенциальных исполнителей, прежде чем выбрать подходящего для заключения договора. Для исполнителя (строителя, проектировщика, изыскателя, поставщика) также желательно встре-чаться с возможно большим числом потенциальных заказчиков, что-
бы заключить наиболее выгодный договор.
Проведение торгов в большей мере формализовано. Заказчик
в открытой или закрытой форме уведомляет претендентов о решении проводить торги. Перед этим заказчик подготавливает документацию,
в которой излагаются все условия и требования к проектировщику или подрядчику. Комплект такой документации называется тендером. Термин «тендер» используется как синоним самих «торгов». Заказ получает фирма, представившая наиболее экономичный вариант ис-полнения заказа и внушающая наибольшее доверие в своей компе-тентности и платежеспособности.
Количество организаций-исполнителей при субподрядном спо-собе строительства может быть очень велико. На крупных стройках оно может исчисляться десятками. В таких условиях необходима чёт-кая координация и слаженность действий всех исполнителей. Дости-
жение этого усложняется тем, что организации участники строитель-ства административно не подчинены друг другу и связаны лишь до-говорными обязательствами. Очевидно, что в этих условиях особенно нужен единый координационный центр. Существующие нормы СНиП 3.01.01 85 рекомендуют таким центром считать генподрядчика. Его решения должны быть обязательны для всех участников независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Такой
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
порядок не является обязательным, иногда роль координатора прини-мает на себя заказчик.
Основной формой делового общения руководителей организа-ций-участников с координатором являются оперативные совещания, проводимые обычно в определенный день недели. На таких совеща-ниях рассматривается ход выполнения календарного плана, произво-дится его корректировка, решаются текущие задачи. Принимаемые решения фиксируются специальным протоколом. Мероприятия
и сроки их выполнения, записанные в протокол, обязательны для всех участников строительства.
В настоящее время на крупных стройках всё большее распро-странение получают дистанционные способы координации действий – селекторные совещания. При этом все участники остаются на своих рабочих местах и общаются через средства электронной связи – ком-пьютерные сети, радиотелефоны, сотовые телефоны и др. Для этого нет необходимости полностью отключаться от текущей работы, доста-точно лишь выходить на связь в строго отведённое для этого время.
При хозяйственном способестроительство ведётся собствен-ными силами заказчика. Для этого создается временное подразделе-ние, которое выполняет комплекс работ. Данный способ применяют при ремонте, реконструкции, расширении действующих небольших сооружений, когда привлечение подрядной организации нецелесооб-разно. При этом приходится выполнять небольшие по масштабам объёмы работ различного профиля с неритмичной загрузкой рабочих. Для этого требуется относительно небольшое число рабочих, совме-щающих несколько специальностей.
Преимущества способа:требуется меньше финансовых затрат;сокращается время на согласование документов; обеспечивается единство руководства стройкой и эксплуатацией объекта; растёт об-щая заинтересованность исполнителя и заказчика в быстром и качест-венном выполнении СМР. Недостатки способа: слабая оснащен-ность специализированной техникой; низкий уровень квалификации
и производительности труда рабочих; неритмичность строительных процессов; текучесть кадров.
Широкое распространение получила форма строительства объектов «под ключ»,когда функции заказчика принимает на себягенеральный подрядчик, т. е. заказчика как самостоятельной органи-зации нет. В этом случае генподрядчик принимает на себя полную от-ветственность за строительство согласно утвержденному проекту.
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
Строительство ведется за счёт собственных или заёмных средств ген-подрядчика, а после завершения работ объект продаётся и затраты генподрядчика компенсируются. Продажная цена должна быть выше затрат генподрядчика, иначе применение способа теряет смысл. При этом способе обеспечивается максимальная экономичность производ-ства работ и конкурентоспособное качество. Но для генподрядчика та-кой способ сопряжен с повышенной степенью риска и необходимо-стью иметь большие суммы денежных средств, так как его затраты компенсируются лишь после продажи объекта, и если не удаётся быст-ро и выгодно его продать, убытки могут быть значительными. Способ «под ключ» характерен для жилищного и гражданского строительства.
Применение способа строительства объектов «под ключ» влечёт за собой следующее: повышение заинтересованности генподрядчика в более экономном расходовании установленного сметного лимита, так как полученная экономия поступает в его распоряжение; упроще-ние системы связей; повышение оперативности принятия и реализа-ции решений; удешевление строительства объекта; ускорение процес-са, увеличение риска.
Все организации участники строительства объекта работают на договорной (контрактной) основе. В договорах (контрактах) орга-низация, выполняющая работу, именуется «исполнитель», а фирма, заказывающая эту работу и оплачивающая её, «заказчик».
Например, в договоре генподрядчика с субподрядчиком генпод-рядчик является «заказчиком», а субподрядчик – «исполнителем». Термины «договор» и «контракт» в строительной практике обычно употребляются как синонимы, хотя термин «договор» имеет более свободную сферу использования. Договор может быть безденежным (например, договор о творческом сотрудничестве). Контракт же – все-гда денежный документ. При выполнении СМР заказчик ежемесячно рассчитывается с подрядчиком, что фиксируется специальным доку-ментом – актом приёмки выполненных работ, который подписывается исполнителем и заказчиком.
Таким образом, термин «заказчик» употребляется на практике
в двух смыслах:
1) основной распорядитель денежных средств по строительству
в целом, общий координатор и контролёр этого строительства;
2) любой из участников строительства, заключивший хозяйст-венный договор, по которому должен оплачивать работу, выступает как покупатель.
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
Застройщик | ||||||||||||||||||||||
Инвестор | Генеральный | |||||||||||||||||||||
Заказчик | ||||||||||||||||||||||
подрядчик | ||||||||||||||||||||||
Генеральный проектировщик | ||||||||||||||||||||||
Субподрядчики | ||||||||||||||||||||||
Изыскатель | ||||||||||||||||||||||
Проектировщики (субподрядные) | ||||||||||||||||||||||
Рис. 1.1 |
Независимо от вида строительства в его проведении участвуют организации, связанные с друг с другом правовыми отношениями
(рис. 1.1).
На практике часто наблюдаются отклонения от общей схемы. Например, наличие генерального проектировщика и субподрядных проектировщиков характерно лишь для больших строек. При строи-тельстве небольших объектов достаточно одной проектной фирмы, кроме того, нет необходимости и в субподрядчиках, так как все строительные работы выполняет подрядная организация. Возможны и другие отклонения.
Таким образом, различие существующих организационных способов строительства состоит в составе основных участников:
при подрядном способе есть и заказчик, и подрядчик; при хозяйственном – есть заказчик, но нет подрядчика;
при строительстве «под ключ» – есть подрядчик, но нет заказчика. Основным способом в России (и за рубежом) является подряд-
ный способ, им выполняется до 80 % строительных работ.