Контроль качества дорожных работ
Качество строительной продукции(зданий,сооружений):
формируется на стадии разработки нормативной документации и проектирования;
обеспечивается при изготовлении строительных материалов, де-талей, конструкций и в процессе производства СМР;
поддерживается во время эксплуатации.
Управлять качеством продукции – значит устанавливать, обеспе-чивать и поддерживать необходимый уровень качества на всех стадиях её создания: проектирования, изготовления строительных материалов и изделий, производства СМР, эксплуатации готовых объектов.
Основными вопросами при разработке системы управления ка-чеством дорожной продукции являются: обеспечение повышенных нормативных требований, разработка прогрессивных проектных ре-шений; изготовление эффективных строительных материалов и изде-лий; обеспечение выполнения нормативных требований и требований проектной документации и изготовления строительных материалов и изделий и производства строительных работ.
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
Внедрение и обеспечение функционирования системы управле-ния качеством является одной из первоочередных обязанностей руко-водящих и инженерно-технических работников строительной органи-зации.
Контроль–постоянное или периодическое наблюдение в целяхсоблюдения установленных правил, требований, государственных за-конов.
Задачи контролясостоят в предупреждении дефектов и бракав работе и обеспечении установленного качества работ.
Менеджмент качества–часть общей системы управлениястроительством. Основные направления деятельности в области качества:
1) планирование (установление целей);
2) управление (меры оперативного характера);
3) обеспечение (предупреждение отклонений от требований);
4) улучшение (повышение эффективности и результативности процессов производства СМР).
В управлении качеством основным видом деятельности является контроль качества.
Контроль качества–процедура оценки соответствия конечныхтехнических характеристик продукции заявленным показателям пу-тём наблюдений, сопровождаемых измерениями, испытаниями или проверкой.
Стадии формирования качествастроительной продукции:
предпроизводственная (планирование, проектирование, произ-водство материалов и их доставка на стройку);
производственная (возведение объекта); послепроизводственная (приёмка в эксплуатацию, эксплуатация). Уровни управления качеством строительства:
1) государственный;
2) ведомственный;
3) производственный.
На государственномуровне основными функциями управлениякачеством являются планирование качества продукции, организация го-сударственного надзора за соблюдением качества, разработка мероприя-тий по улучшению качества. Документами, имеющими силу закона, яв-ляются технический регламент ТР, ГОСТ, СНиП, ТУ, инструкции и др.
По отношению к органу, осуществляющему контрольные функ-ции, различается контроль качества:
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
внутренний организуется внутри рассматриваемой ДСО ру-ководителями данной или вышестоящей организации, выполняется, как правило, непосредственно руководителями её различных звеньев; внешний осуществляется органами государственной власти
и специальными инспекциями, не входящими в систему данного ве-домства.
Контроль качества в строительстве–система мер,методов
и средств, направленных на обеспечение соответствия качества вы-полняемых работ, законченных конструктивных элементов, проект-ной и сметной документации, требованиям СНиП, ТУ, материальных ресурсов, используемых при производстве работ, стандартам.
Качество в строительстве–соответствие выполненных в нату-ре сооружений, их частей, конструктивных элементов проектным ре-шениям.
Контроль качества делится на производственный и инспекци-онный.
В свою очередь производственный КК может быть:
1) входным:
а) проектной и сметной документации; б) материально-технических ресурсов;
2) операционным;
3) приёмочным (выходным).
Подрядчик в процессе строительства осуществляет контроль: входной проектной и сметной документации,а также сырья,
полуфабрикатов, изделий, поступающих от поставщиков или пред-приятий вспомогательного производства (АБЗ, ЗЖБК, карьеры);
операционный технологических операций во время их выпол-нения и после их завершения;
приёмочный отдельных конструктивных элементов дорог,продукции дорожных производственных предприятий.
Контроль качестваможет осуществлятьсянепрерывноилипериодически.
В зависимости от числа контролируемых параметров различают
единичный и множественный контроль качества.
Входной контроль качества–совокупность мероприятий,ме-тодов и средств, направленных на обеспечение соответствия качества проектно-сметной документации и материально-технических ресур-сов, поступающих на стройку, требованиям технического регламента и нормативных документов.
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
Соответствие качества проектно-сметной документации воз-можностям качественного выполнения работ проверяется дважды:
при согласовании принимаемого проекта; получении рабочей документации.
Контроль ПСД осуществляют специалисты технического отдела ДСО. Качество МТР проверяется путём их сопоставления с прилагае-мыми паспортами фирм-изготовителей и соответствием продукции требованиям нормативных документов. При контроле качества ресур-сов проверяется их соответствие стандартам, паспортам, сертифика-там, ТУ, а также правильность транспортировки , складирования и хранения. Контроль осуществляют линейные ИТР и бригадиры пу-тём внешнего осмотра ТМЦ, а в необходимых случаях – сотрудники строительных лабораторий.
Контроль качества бывает:
выборочным,при котором проверяется часть материальных ре-сурсов и по ней делается заключение обо всей поступившей партии; сплошным,при котором проверяется вся поставленная про-
дукция.
Операционныйконтроль качества форма контроля строи-тельных и монтажных процессов, обеспечивающая своевременное выявление дефектов и причин, их вызывающих. При таком виде кон-троля проверяется соблюдение заданной проектом производства ра-бот технологии выполнения процессов, а также соответствие выпол-ненных работ рабочим чертежам. Этот контроль осуществляют мас-тера, прорабы, работники строительных лабораторий, геодезических служб, непосредственные исполнители и руководители ДСО. В ос-новном контроль за производством работ возложен на прораба, мас-тера и бригадира, которые выполняют его непрерывно и постоянно. При этом особая роль и ответственность возлагается на линейных ИТР, давших подписку на право производства работ.
Подписка–особая юридическая форма,документально фикси-рующая обязательства производителя работ строго соблюдать при строительстве порученного ему объекта требования проекта и техни-ческого регламента.
Операционный контроль качества выполняется в соответствии с операционными картами (схемами), в которых указываются лица, ответственные за каждую операцию, контролирующие её выполне-ние. Эпизодически в этом контроле принимают участие представите-ли технадзора заказчика.
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
Главный инженер является техническим руководителем ДСО. Он систематически осуществляет выборочный контроль за качеством работ, но основная его обязанность состоит в организации системы контроля качества и руководства её деятельностью.
Приёмочныйконтроль качества–форма контроля СМР,техно-логических этапов, ответственных конструкций, законченных соору-жений. Этот контроль бывает промежуточным и окончательным.
К промежуточному контролю качества относится приёмка раз-бивочных и скрытых работ, законченных технологических этапов, конструктивных элементов. Полностью законченные конструктивные элементы или виды работ, не доступные для осмотра в дальнейшем, принимаются заказчиком с составлением акта освидетельствования скрытых работ. В акте подтверждается соответствие выполненных работ проекту, оценивается качество применённых материальных ре-сурсов и даётся разрешение на производство последующих работ.
Окончательныйприёмочный контроль объекта производитсясначала рабочей, затем – государственной приёмочной комиссией с це-лью проверки готовности объекта к эксплуатации. Готовность объекта подтверждается составлением и подписанием соответствующего акта.
ОперационныйКК СМР является основным видом внутренне-го технического КК, осуществляемого на протяжении всего периода строительства непосредственно на рабочих местах в двух основных формах: самоконтроль рабочего и контроль качества производствен-ного персонала.
От непосредственного исполнителя, его квалификации, добро-совестности зависит возможность выполнения СМР качественно без дополнительных переделок.
Контрольные функциивыполняют бригадиры и линейныеИТР с использованием средств метрологического обслуживания. При необходимости привлекаются собственные или сторонние лаборато-рии, геодезические и другие службы. Требования к качеству выпол-нения работ приведены в рабочей документации и техническом рег-ламенте. В технологических картах и картах операционного контроля конкретизированы требования к качеству и методы его достижения.
Контроль в ходе производственного процессазаключаетсяв выявлении отклонений контролируемых параметров от заданных. Используются две формы данного контроля: пассивный и активный.
Пассивный контроль используется дискретно по окончанииработы, конструктивного элемента, технологического этапа.
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
При активном контроле осуществляется регулярное наблюде-ние за ходом работ, что позволяет своевременно компенсировать дей-ствие дестабилизирующих факторов.
Эффективность контроля повышается при использовании стати-стических методов контроль качества, в основу которых положены методы теории вероятностей и математической статистики. Они по-зволяют объективно оценить изменчивость контролируемых показа-телей качества. По результатам статистической обработки данных выборочных испытаний оказывают воздействие на технологический процесс (корректируют параметры технологического процесса, уст-раняют систематические ошибки измерительных приборов и обору-дования, технического персонала и т. п.).
В каждой строительной организации должна быть разработана
и документально оформлена система менеджмента качества (СМК). СМК – обязательный документ для получения лицензии на пра-
во выполнения строительных работ.
Под системой менеджмента качествомпонимают совокуп-
ность технических, организационных, социальных, правовых и дру-гих воздействий на производственные процессы, обеспечивающие оптимальный уровень качества продукции и максимальную эффек-тивность производства.
Принципиальное решение проблемы обеспечения качества до-рожной продукции базируется на территориальной комплексной сис-теме управления качеством СМР, которая включает: инструкцию по проведению проверок качества; регламент независимого контроля ка-чества; методику применения административно-финансовых санкций за нарушение качества.
При выборе стратегии управления качеством подрядная органи-зация руководствуется ПСД и ППР. Так, ППР обеспечивает целена-правленность всех организационных, технических и технологических решений на достижение конечного результата: ввода в эксплуатацию объекта строительства с требуемым качеством, в установленные сро-ки, с минимальными затратами.
Территориальная система управленияохватывает все техно-
логические операции и позволяет с помощью обратной связи управ-лять качеством строительства всем участникам инвестиционного процесса. Структурная схема взаимодействия участников инвестици-онного процесса при управлении качеством дорожных работ показана на рис. 1.5.
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России | |||
Инвестор | Независимая испыта- | ||
тельная лаборатория | |||
Проект производства работ | |||
Заказчик | Генподрядчик | ||
Объект строительства | |||
Проектировщик | Субподрядчик | ||
Проектно-сметная | |||
Специализированный | |||
документация | |||
экспертный центр | |||
Рис. 1.5 |
При этом подрядчик обязан:
беспрепятственно допускать экспертов на объекты контроля; предоставлять необходимую для контроля техническую доку-
ментацию по объекту (ПСД, журналы производства работ, операци-онного и лабораторного контроля, акты на скрытые работы);
оказывать содействие при обследовании и взятии проб (обеспе-чивать транспортом, предоставлять информацию об объекте, исход-ных МТР);
ликвидировать исправимые нарушения, сообщать об этом заказ-
чику;
допускать экспертов и испытательную передвижную лаборато-рию на производственные предприятия (АБЗ, ЦБЗ, промышленные базы и т. д.).
Качество выполнения отдельных видов работ оценивают сле-дующим образом:
«отлично», если работы выполнены с особой тщательностью и техническими показателями, превосходящими нормативные показа-тели;
«хорошо», если работы выполнены в полном соответствии с проектом и нормативными показателями;
«удовлетворительно», если работы выполнены с малозначи-тельными отклонениями от технической документации, согласован-ными проектной организацией и заказчиком, но не снижающими по-казателей надежности, прочности, устойчивости и эксплуатационных качеств, или при соблюдении условий, соответствующих установлен-ным правилам приёмки.
Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России
Качество работ, не удовлетворяющее требованиям перечислен-ных оценок, является неудовлетворительным.
Точное соблюдение правил производства работ и заданного тех-нологического процесса может быть обеспечено производственной дисциплиной всех участников строительства и организацией техниче-ского контроля.
Технический контроль–совокупность методических указанийпо определению показателей качества используемых материалов, технологических процессов и готовой продукции и сопоставление их с требованиями проекта, норм, технических условий, стандартов.