Муниципальный контроль за использованием земель
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Законами субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.
Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль включает в себя:
- контроль за выполнением землепользователями, собственниками, владельцами, арендаторами обязанностей по использованию земель, установленных законодательством;
- контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков;
- контроль за соблюдением порядка, исключающего использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
- контроль за своевременным освоением земельных участков;
- контроль за использованием земель по целевому назначению;
- контроль за выполнением арендаторами условий договоров аренды земельных участков;
- контроль за своевременным освобождением земельных участков по окончании сроков действия договоров аренды земельных участков;
- выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
Мониторинг земель.
Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов.
Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.
Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.
Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.
Задачами мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Принципы ведения мониторинга земель:
– достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;
– единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;
– взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;
– централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;
– наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.
Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.
Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.
Методы ведения мониторинга земель: 1) натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные); 2) автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления); 3) договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.
52.Землеустройство: понятие и порядок проведения.
Землеустройство – это мероприятие по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства; организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимся к коренным малочисленным народам для обеспечения их традиционного образа жизни.
К объектам землеустройства относят: территории субъектов РФ, муниципальные образования населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования и части этих зон.
Землеустроительные мероприятия (в содержании земельной реформы):
1. изучение состояния земель в целях получения информации о количественном и качественном состоянии земель.
Это мероприятие включает в себя:
1) инвентаризацию земель – проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых и используемых не по целевому назначению земельных участков и других характеристик земли;
2) обследование и изыскания (почвенные, ботанические) – проводятся для получения информации о состоянии земель, в том числе для выявления нарушенных земель.
3) оценка качества земель;
Две основные цели оценки качества земель:
для получения информации о возможности и эффективности использования земель в сельском хозяйстве;
установление продуктивности оленьих пастбищ и наличие биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока;
2. планирование и организация рационального использования земель и их охрана;
1) разработка предложений по использованию и охране земель;
2) природное сельскохозяйственное районирование земель.
3. описание местоположения границ объектов землеустройства;
4. установление на местности границ объектов землеустройства (установление различных знаков);
5. мероприятия по внутрихозяйственному землеустройству:
1) организация рационального использования земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация использования территорий общинами коренных малочисленных народов и их представителями;
2) разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель и защите земель от негативного воздействия.
Основанием для проведения землеустройства являются решение органов государственной власти и органов местного самоуправления, договоры о проведении землеустройства и судебные решения.
Проведение землеустройства является обязательным (регулирует ФЗ “О землеустройстве”):
1. при изменении границ объектов землеустройства;
2. при выявлении нарушенных земель, а также при выявлении земель, подвергнутых негативному воздействию;
3. при проведении мероприятий по восстановлению, консервации, рекультивации земель и защите земель от негативных воздействий.
Землеустроительная документация подлежит государственной экспертизе. Кроме того, землеустроительная документация обязательно сдаётся в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
При осуществлении землеустройства осуществляется контроль в форме проверок. При проведении контроля могут выполняться обследования и выездные проверки, в т.ч. по документам. В результате проведения проверок составляется соответствующий акт.