Переработка старого асфальтобетона (регенерация) на АБЗ

Увеличение объемов ремонтных работ требует существенного снижения их материалоемкости за счет совершенствования ресурсосберегающих технологий, предусматривающих переработку и повторное использование старого асфальтобетона на АБЗ.

Регенерация старого асфальтобетона на АБЗ позволяет использовать весь снятый с дороги асфальтобетон, широко применять добавки каменных материалов, битума и пластификаторов при регенерации, получать готовую смесь заданного качества и укладывать ее на участках дорог с соответствующей интенсивностью движения, экономить энергию и материальные ресурсы при устройстве дорожных одежд автомобильных дорог.

Для заводской переработки используют старый асфальтобетон, полученный путем холодного фрезерования, либо путем разлома бульдозерами, автогрейдерами или другими машинами. В последнем случае кусковой асфальтобетон измельчают в дробильно-сортировочных установках до размеров, не превышающих 40 мм - при приготовлении крупнозернистых смесей. Кусковой асфальтобетон с высоким содержанием битума целесообразно дробить при температуре воздуха не выше 15-20°С. При более высоких температурах материал налипает на рабочие органы дробильных установок. В случаях налипания эффективность дробления можно повысить периодической обработкой щек дробилки мыльной водой либо путем добавления минеральных материалов (песка или щебня) до 30 %.

Дробленый асфальтобетон целесообразно сразу же использовать для приготовления асфальтобетонных смесей. При необходимости хранения материал складируют в штабели высотой не более 2-3 м.

Для предотвращения слеживания слой измельченного асфальтобетона пересыпают прослойками из песка. Периодически материал перемешивают экскаватором.

Основная задача технологического процесса - уменьшить влияние высокотемпературной обработки на свойства вяжущего в старом асфальтобетоне, а также обеспечить защиту окружающей среды от загрязнения. При этом стремятся к максимальному использованию старого асфальтобетона в составе регенерированной смеси.

Для получения регенерированной асфальтобетонной смеси используют смесительные установки периодического действия и барабанные смесительные установки непрерывного действия.

При регенерации асфальтобетона в смесительных установках периодического действия нагрев старого асфальтобетона обеспечивается в основном за счет теплообмена с перегретыми минеральными материалами.

Преимущество данной технологии заключается в возможности использования существующих смесительных установок без их переустройства или с незначительным переустройством. В последнем случае осуществляют такие мероприятия, как установку экрана перед горелкой сушильного барабана для снижения температуры и частичного предохранения битума в составе старого асфальтобетона от прямого нагревания пламенем либо установку дополнительного сушильного барабана для разогрева старого асфальтобетона при более низких температурах, по сравнению с температурой разогрева новых минеральных материалов. Подачу старого асфальтобетона осуществляют непосредственно в смеситель либо к минеральным материалам, прошедшим через сушильный барабан (рис. 26.11).

Максимальное количество старого материала при использовании данной технологии не должно превышать 20-30 % от массы регенерированной смеси. Для обеспечения требуемой температуры готовой регенерированной смеси температура минеральных материалов (песка и щебня) должна составлять порядка 220-260°С.

Переработка старого асфальтобетона (регенерация) на АБЗ - student2.ru

Рис. 26.11. Регенерация асфальтобетона в смесителях периодического действия:

А - с подачей старого асфальтобетона непосредственно в смеситель; б - с подачей старого асфальтобетона к минеральным материалам, прошедшим через сушильный барабан; в - с использованием сдвоенного сушильного барабана; 1 - старый асфальтобетон; 2 - новые минеральные материалы; 3 - транспортер; 4 - сушильный барабан; 5 - смеситель; 6 - битум; 7 - накопительный бункер

Таблица 26.4

Техническая характеристика асфальтосмесительных установок зарубежного производства

Производитель, страна Индекс машины Производительность, т/ч Вместимость смесителя, т Длина×диаметр сушильного барабана, м Количество и объем бункеров, шт×м3
Ammann, Германия Global 80 блочн. 1,0 6×1,7 4×7,5
Global 120 блочн. 2,0 7×2,0 4×7,5
Global 120 блочн. 2,0 8×2,2 4×10
Global 200 блочн. 2,2 9×2,2 4×12
Universal 160/240 стац. 160-240 3,0 (8-10)×2,2 6×12
Universal 240/320 стац. 240-320 4,0 (9-10)×2,5 8×12
Benninghoven, Германия ТВА-80 блочн. 1,0 7×1,8 4×6
ТВА-100 блочн. 1,25 8×1,8 4×6
ТВА-120 блочн. 1,6 8×2,0 4×8
ТВА-160 блочн. 2,0 8×2,2 4×8
ТВА-200 блочн. 2,5 8×2,2 4×11
ТВА-240 блочн. 3,0 9×2,2 4×14
МВА-60 на кол. 1,0 7×1,8 4×6
МВА-120 на кол. 1,6 8×2,0 4×7,5
МВА-160 на кол. 2,0 8×2,2 4×10
МВА-200 на кол. 2,5 9×2,2 4×12
Bernardi, Италия MIC-60E130 0,9 6,5×1,3 4×6
MIC-75 Е 150 1,22 8,0×1,5 4×8
MIC-100 Е 175 1,67 8,0×1,75 4×11
MIC-125 E200 1,95 8,0×2,0 4×11
М1С-175 Е 220 2,225 9,0×2,2 4×14
MIC-225 E 250 2,95 9,0×2,5 4×14
MIC-300 Е 275 3,61 10,0×2,75 4×20
MIC-400 Е 300 5,0 10,5×3,0 4×30
Lintec, Германия CSD 1000 60-90 1,25 7×1,6 4×8
CSD 1500 90-120 1,50 8,3×1,9 4×8
CSD 2500 120-160 2,50 8,3×1,9 4×8
CSD 3500 200-250 3,50 10,0×2,4 6×8
Astec, США Мобильные Six Pack PDB-200 - 8,5×1,5 4×10
PDB-300 - 10,0×1,8 5×10
PDB-400 - 10,7×2,1 6×10
Перемещаемые M-Pack RDB-200   8,5×1,5 4×10
RDB-300 - 10,0×1,8 5×10
RDB-400 - 10,7×2,1 6×10
RDB-500 - 12,5×2,4 4×14
Стационарные SDB-200 - 8,5×1,5 4×14
SDB-300 - 10,0×1,8 4×14
SDB-400 - 10,7×2,1 4×14
SDB-500 - 12,5×2,4 5×14
SDB-600 - 14,2×2,7 6×14
Ermont, Франция Roadmaster непрерывн. RM 40 - 7×1,5 4×7,5
RM 80 - 8×1,7 4×7,5
RM 120 - 9×2,0 4×7,5
RM 160 - 9×2,2 4×10
RM 200 - 10×2,2 4×12
Roadbatch циклич. RB 40 0,5 6×1,5 4×7,5
RB 80 1,0 7×1,7 4×7,5
RB 120 1,5 8×2,0 4×7,5
RB 160 2,0 8×2,2 4×10
RB 200 2,5 9×2,2 4×12

Конкретное значение температуры нагрева новых минеральных материалов определяется количеством старого асфальтобетона в составе регенерированной смеси, ее требуемой температурой, а также влажностью старого асфальтобетона. Зависимость температуры новых минеральных материалов от указанных факторов получена на основе данных, приведенных на рис. 26.12.

Переработка старого асфальтобетона (регенерация) на АБЗ - student2.ru

Рис. 26.12. Зависимость температуры нагрева новых минеральных материалов от количества старого асфальтобетона в составе регенерированной смеси при требуемой температуре смеси 140°С. Цифры на кривых соответствуют влажности старого асфальтобетона в %

При переработке асфальтобетона в установках со сдвоенным сушильным барабаном используется последовательно прямой нагрев старого и его догрев от перегретых новых каменных материалов (см. рис. 26.11, в). Температура в первом сушильном барабане, где нагреваются минеральные материалы, существенно выше по сравнению с температурой во втором барабане, который применяют для прямого нагрева старого асфальтобетона. Окончательный разогрев старого асфальтобетона осуществляется путем теплообмена с перегретыми минеральными материалами в процессе перемешивания.

В качестве теплоносителя во втором барабане могут быть использованы отработанные горячие газы из первого барабана, что позволяет существенно уменьшить энергоемкость технологического процесса, а также готовить регенерированные смеси, содержащие до 70 % старого асфальтобетона.

Барабанные смесительные установки непрерывного действия получили широкое развитие за рубежом в США, Англии, Франции, Италии.

В стандартных барабанных смесителях можно осуществлять прямой нагрев старого асфальтобетона вместе с минеральными материалами, поступающими из последовательно включенных дозаторов (рис. 26.13, а). Переработку асфальтобетона по указанной технологии можно реализовать при использовании барабанной смесительной установки типа ДС-154, выпускаемой Кременчугским заводом дорожных машин (Украина).

Установка ДС-154 может работать как для регенерации старого асфальтобетона, так и для приготовления смесей из новых минеральных материалов.

Однако высокая температура внутри смесителя в зоне горелки (свыше 600°С) вызывает существенное изменение свойств вяжущего в старом асфальтобетоне, а также дополнительное загрязнение воздуха.

Незначительное изменение конструкции смесителя позволяет заметно уменьшить загрязнение воздуха и устранить перегрев вяжущего в старом асфальтобетоне. Такой модификацией смесительного агрегата является смеситель с защитным теплорассеивающим экраном, препятствующим непосредственному контакту пламени с материалом (см. рис. 26.13, б).

При использовании одновременно с экраном подачи охлаждающего воздуха удается уменьшить температуру теплоносителя до 400-500°С и увеличить количество перерабатываемого старого асфальтобетона до 60-70 % от массы регенерированной смеси.

Другой модификацией технологии является раздельная подача старого асфальтобетона и минеральных материалов (см. рис. 26.13, в). В данном случае минеральные материалы, как и в обычных барабанных смесителях, подаются в зону открытого племени горелки и нагреваются до температуры 150-220°С. Старый асфальтобетон через гравитационно включаемые затворы поступает в среднюю часть смесителя, где температура теплоносителя существенно меньше. Минеральные материалы перемешиваются со старым асфальтобетоном и битумом в конечной части барабана. При этом происходит окончательный догрев старого материала. По указанной технологии работает французская установка типа «Эрмон», закупленная по импорту для АБЗ №1 (Москва). Преимуществом данной установки является комплексная автоматизация технологического процесса.

Переработка старого асфальтобетона (регенерация) на АБЗ - student2.ru

Рис. 26.13. Регенерация асфальтобетона в барабанных смесительных установках:

А - с непосредственным нагревом материалов: б - с теплорассеивающим экраном; в - с раздельной подачей материалов; 1 - старый асфальтобетон; 2 - новые минеральные материалы; 3 - транспортер; 4 - барабанный смеситель; 5 - битум; 6 - накопительный бункер; 7 - теплорассеивающий экран; 8 - гравитационный затвор

Важным этапом, предшествующим переработке асфальтобетона, является порядок проектирования состава регенерированной смеси приведенный на рис. 26.14.

Переработка старого асфальтобетона (регенерация) на АБЗ - student2.ru

Рис. 26.14. Последовательность подбора состава регенерированного асфальтобетона

Наши рекомендации