Таможенные режимы переработки: переработка товаров на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории

В ТК РФ установлено три таможенных режима, связанных с переработкой товаров; переработка товаров на таможенной тер­ритории, переработка товаров под таможенным контролем и пе­реработка товаров вне таможенной территории.

Под переработкой товаров на таможенной территории по­нимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на та­моженной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных тамо­женных пошлин и иных налогов при условии вывоза в соответст­вии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 ТК РФ).

Переработкой товаров под таможенным контролем называ­ется таможенный режим, при котором иностранные товары ис­пользуются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с после­дующим помещением продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения или под иной тамо­женный режим (ст. 65 ТК РФ).

Переработка товаров вне таможенной территории - это таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и использу­ются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 ТК РФ).

Упомянутые тамо­женные режимы преследуют общую цель – перемещение това­ров через таможенную границу Российской Федерации для их последующей переработки. При этом один из названных режи­мов допускает использование российских товаров с целью их переработки вне таможенной территории Российской Федера­ции, а два других, наоборот, позволяют использовать иностран­ные товары для переработки на российской таможенной территории.

Очень близки по своей сути таможенные режимы переработ­ки товаров на таможенной территории и под таможенным кон­тролем. Оба таможенных режима предполагают осуществление таможенного контроля за товарами, заявленными к переработке. В соответствии со ст. 180 ТК РФ одной из форм таможенного контроля является осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торгов­ли, а также других мест, где могут находиться товары и транс­портные средства, подлежащие таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, в том числе и переработка товаров. Гаран­тии реализации этой формы таможенного контроля содержатся в ст. 184 ТК РФ, закрепляющей право доступа должностных лиц таможенного органа в указанные места, а также в ст. 264 ТК ГФ, устанавливающей ответственность за воспрепятствование такому доступу.

По существу эти два схожих таможенных режима различа­ются только налоговым регулированием: если товары, поме­щаемые под таможенный режим переработки под таможенным контролем, освобождаются от уплаты ввозных таможенных по­шлин и иных налогов, то при использовании таможенного ре­жима переработки на таможенной территории таможенные пла­тежи уплачиваются с возможностью их последующего возврата.

В процессе переработки участвуют два вида товаров: това­ры, помещенные под таможенный режим переработки (далее – предмет переработки), и товары, с помощью которых произво­дится такая переработка (далее – служебные товары). Служеб­ными товарами могут быть только товары, происходящие с тер­ритории страны, на которой осуществляется переработка, либо товары, выпущенные на этой территории для свободного обра­щения.

В качестве служебных товаров допускается использование товаров, которые применяются при создании вооружения и военной техники, товаров двойного применения (т.е. материалов и оборудования, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия мас­сового уничтожения), а также товаров, экспорт которых осуще­ствляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Использование некоторых служебных товаров для переработ­ки товаров на таможенной территории возможно только при на­личии разрешения Минэкономики России. К таким товарам отно­сятся, например, слоновая кость, кораллы, ракообразные, моллю­ски, драгоценные металлы, драгоценные природные камни, ядер­ные материалы (перечень утверждается Президентом РФ и Пра­вительством РФ), наркотические и психотропные средства (со­гласно спискам, издаваемым Постоянным комитетом по контро­лю наркотиков при Минздраве России).

Переработка товаров производится в соответствии с производ­ственным процессом, под которым в таможенном законодатель­стве понимается совокупность всех действий людей и орудий груда, необходимых для изготовления и/или ремонта товарной продукции,

В результате переработки появляется новый вид товаров, име­нуемый товарной продукцией (компенсационные товары). Также могут образовываться отходы производства и производственные потери. В совокупности товарная продукция, отходы производст­ва и производственные потери представляют собой продукты переработки.

Под товарной продукцией (компенсационными товарами) понимаются товары, полученные в результате переработки временно ввезенных из-за границы на территорию Российской Федерации иностранных товаров либо полученные в результате переработки за границей временно вывезенных рос­сийских товаров.

Товарной продукцией могут являться только те товары, которые произведены по используемому переработчиком произ­водственному процессу до полного изготовления, достаточно­го для целей вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Отходы производства - товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе товарной продукции, получение которых не было целью заявления режима и которые не находят применения у заявителя таможенного режима. Неизбежность образования отходов выражается не в обязательности их появ­ления, а в том, что они появляются независимо от воли лиц, за­действованных в процессе переработки, в том, что их появление обусловлено исключительно самим технологическим процес­сом.

Производственными потерями являются материалы, вещества и т.п., образующиеся и/или безвозвратно теряющиеся в результа­те производственного процесса при изготовлении товарной про­дукции.

В ряде случаев предмет переработки используется не полно­стью, что влечет за собой образование остатков, под которыми понимают оставшуюся часть товаров, помешенных под тамо­женный режим переработки, не использованных для изготовле­ния товарной продукции и классифицируемых по ТН ВЭД СНГ в той же девятизначной товарной позиции, что и товары, перво­начально помещенные под таможенный режим.

Как и остальные таможенные режимы, таможенные режимы переработки имеют свою структуру, которая представляет со­бой совокупность условий, ограничений и требований, а также предоставляемых льгот. Одинаковое предназначение таможен­ных режимов переработки не только обусловливает одинаковый процесс переработки товаров, но и объясняет предъявление в рамках указанных таможенных режимов преимущественно оди­наковых условий, ограничений и требований.

Наши рекомендации